Вспять

Этот текст - итоговый по двум причинам. Во-первых, Новый год все-таки, как тут не подвести очередную сомнительную черту под нашими деяниями и свершениями? А во? вторых, именно сегодняшними размышлениями уместно закрыть начатую в статье "Необследованные" тему под кодовым названием "Все мы психи". Не то чтобы мы в 2006 году вдруг перестанем быть психами (ах, как хотелось бы!) или тема показалась исчерпанной (вечное возвращение к ней я вам обещаю), - просто существует целый комплекс "смежных проблем", к которым необходимо обращаться вне зависимости от конъюнктуры происходящих в обществе процессов, вне зависимости от видимости "всеобщей благости".

Функционирование общества как единой социокультурной модели сегодня претерпевает изменения по всему миру. Реальности гипертекста (как способа организации пространства и времени, прежде всего) становятся доминирующими в общей смыслообразующей парадигме культуры. К примеру, любая поэтическая тусовка, принимая тексты неофита, задается поначалу одним вопросом: "откуда дровишки"? И изначальный пункт выноса "дровишек" находится сравнительно быстро: перечень "культовых имен" короток - Бродский, Ахматова, Мандельштам, Арсений и Андрей Тарковские, Блок, Петр Мамонов etc. В обыденности (все-таки сделаем реверанс, пусть поэзия будет не обыденностью, а неким изначально выходящим "за рамки" творческим актом, хотя это и не так) дело обстоит схожим образом: незримый пласт культуры просто расширяется экстенсивно и в сознании обывателя места "культовых" занимают Бортко с "Мастером и Маргаритой" или Гайдай с множеством постоянно ретранслируемых комедий. "Вечные ценности" так или иначе сопутствуют главному - возникновению новой формы мифологического сознания, очень сходного с сознанием наших далеких первообщинных предков.

Мифологическое сознание нового типа классически апеллирует к пантеону "божеств" в оправдании собственного бессилия. Если "интеллектуал", не умея личную жизнь построить, кивает на Лакана и Хейзингу, то обыватель в схожей ситуации обращается к опыту героев "русского шансона". Упокоение в конечном итоге обеспечено и тому и другому.

Однако это движение вспять имеет одну странность, которая всецело деформирует стандартное представление о сакральном и профанном бытии субъекта. В общих чертах ситуацию можно описать как утрату важнейшей части профанного восприятия мира, а именно - здравого смысла. Хитрого, с лукавым прищуром мужика как собирательного образа профанности больше не существует. Ему на смену пришли некие образованные люди, мыслящие себя "элитой". Доступное всеобщее образование в век агрессивных медийных мифологем сыграло с человечеством воистину злую шутку: оно дало ему иллюзию ума и знания, не дав ни того ни другого.

Недавно мне привелось побывать в Новгородском государственном университете, где я на заре 90-х постигал теоретическую физику. Многое изменилось с тех пор в alma mater, и изменилось не в худшую сторону. Скажем, в Питере едва ли не каждая уважающая себя "контора" периодически напоминает о том, что "резюме выпускников НовГУ им. Ярослава Мудрого не рассматриваются". Университетское начальство не очень любит говорить об этом, но год от года ситуация лучше не становится.

А один тривиальный эпизод сессионной горячки ввел меня в ступор и открыл мне глаза на некоторые механизмы деградации нашего образования в целом (не думаю, что НовГУ чем-то уступает сотням таких же провинциальных вузов). Буквально на днях одна моя приятельница, без полугода выпускница какого-то гуманитарного факультета, в пятницу в шесть вечера вместо того, чтобы радоваться жизни в компании умного человека, сдавала пространный предмет "правоведение". И весь ее пятый курс - вместе с ней. При всей обыденности ситуации, функциональное количество маразма в данном случае переваливает за мыслимые нормы.

Представьте себе полугодовой курс "правоведения" за несколько месяцев до сдачи диплома. Все как положено: контрольные, тесты, зачет. На факультете, готовящем кого угодно, но только не правоведов. Надо ли объяснять, что почти половина курса увидела учебник за час-два до зачета, отмучавшись, получила свои "тройки" и пошла восвояси. Надо ли говорить о том, что в пятницу вечером в Великом Новгороде общественный транспорт ходит причудливым образом и многим прекрасным барышням пришлось часов в десять вечера (в декабре!) добираться домой "огородами". Новгород не Чикаго, конечно, но вообще-то правоведение вряд ли стоит того, чтобы из-за него "быть убиту". Слава богу, обошлось, хотя могло и не обойтись.

Логика сдававших зачет юношей мне в общих чертах понятна: почти все они благополучно "косят" от армии. Ради этого и правоведение можно сдать. Но вот логика девушек, преподавателя и университетского начальства от меня ускользает. Напрягаться ради росписи в зачетке, которую можно было бы поставить на пересдаче и которая в принципе не означает ничего, - это более чем странно. Дикая иллюстрация примата формы над хоть каким-нибудь содержанием. Устраивать зачет курсу из сорока человек в шесть вечера по меньшей мере глупо. Ставить в расписание пятикурсникам правоведение, которое они все равно кое-как спишут на зачете, прежде всего, бессмысленно.

В этом уроборосе взаимной дурости нет лазеек. Все его участники крепко повязаны удивительным отсутствием здравого смысла и хоть какой-нибудь логики. И это, прошу заметить, вполне себе профанное сознание, обывательская система представлений о себе и мире.

Через несколько лет сегодняшние пятикурсники, по холодку добиравшиеся пешком до дома, будут считать себя "образованной частью общества", то есть - по дикому взаимному сговору - неким родом "элиты". И будут они немного свысока поглядывать на продавщиц на рынке и грузчиков у магазина, от которых ничем, кроме сданного зачета по политологии, не отличаются. В сегодняшнем трагическом дефиците элиты максима о раке, который на безрыбье становится рыбой, к сожалению, не работает. Вся эта тоскливая и тусклая образованщина, все эти офисные крысы и мечтающие удачно выйти замуж барышни, все эти "открывающие свое дело" и "удачно устраивающиеся на работу" при всей иллюзии движения - мертвы всерьез и надолго. Мертвы в экзистенциальном смысле: они не создают своих собственных правил и смыслов, они просто воспроизводят ситуацию своего затрапезного института, где одни лузеры с грошовым содержанием "выпускают в жизнь" других лузеров, только и умеющих, что вовремя посмотреть в шпаргалку соседа.

Настоящую элиту отличает одно действительно важное свойство: она всегда готова ломать существующий порядок вещей, чтобы выстроить реальность согласно своим представлениям. На алтарь этой борьбы может быть положено в буквальном смысле вообще все. Нынешние "образованные господа", во-первых, мало к чему готовы, а во-вторых, своих собственных представлений не имеют. Меж тем из них ныне набирается то, что в ценностном вакууме безуспешно пытается стать "элитой".

Смотреть на это без брезгливого удивления невозможно. Я неплохо помню, как настоящая элита новой постсоветской России ковалась в бандитских разборках и оргиях 90-х. Она была плоха, эта элита, но она - была. И умела она поворачивать русло истории, двигать денежными потоками, убивать и ставить на кон все. Точно такие же отмороженные бандиты в свое время отбивались от индейцев сиу и чероки, чтобы создать на новоприобретенном континенте "самое демократическое государство в мире".

Экзистенциальная колонизация России, начавшаяся за здравие, к концу 90-х окончательно выродилась в унылую вороватость чиновников и бессмысленные заявки "образованщины" на лидерство. А ставшая к тому времени старой настоящая элита с удивительной легкостью потянулась во власть и в вузы, отдав свои властные полномочия явным лузерам, которых еще пару лет назад она же справедливо третировала.

Я - не российское телевидение, и мне нет нужды поэтизировать бандитов. Однако становящаяся на ноги элита не может не быть жестокой: слишком велико сопротивление материала истории. Приходится зубами выгрызать себе пространство свободных действий и возможность создания нового понятийного аппарата. Элитой становятся не "лучшие", а просто те, кто не брезгует ею стать. Но вот процесс деградации элиты, связанный с осознанным вливанием ее в чиновничью прослойку, лузерскую заведомо, по определению вызывает еще меньше радости, чем стрелки и перестрелки 90-х. Бандиты при всей их мерзости были единственными носителями здравого смысла. Они ломали мир априорных представлений, потому что верили только себе.

После того, как в ходе естественного отбора самых слабых "положили" свои же, сильные заняли кресла в законодательных собраниях и вступили в партию "Единая Россия". Превращение бандитов и бюрократов в будущем еще окажется фатальным. Если первые существовали в парадигме пресловутых "понятий" с их очень жесткой иерархией, подразумевающей возможность движения вверх, то вторые завязаны только на деньгах, которые и являются окончательной ценностью. Никакого "лифта" в "элиту", кроме высшего образования, больше не осталось. Беда только в том, что высшее образование никакого естественного отбора не подразумевает. Как говорится, дипломы дадут всем. "Всех" элита должна жестко выбраковывать, оставляя в обойме только тех, кто действительно способен создавать новые смыслы, иначе она перестает быть элитой, становясь просто еще одним невесть откуда взявшимся сборищем.

Движение вспять, к первобытной мифологии, к вере в доктора Курпатова и писателя Лимонова - яркие черты нового русского декаданса. Образованщина, не умеющая существовать в мире здравого смысла, и прорва сытых чиновников - первые, кого сметут "новые варвары", все эти годы обживавшие пространства дворов и подъездов без лампочек. Выросшие в мире бандитских "понятий", они лишены возможности выслужить свой статус, а это значит, что они будут брать его силой, как брало предыдущее поколение, обрюзгшее и успокоенное "стабильностью".

Сегодня они - единственные готовые к действию носители здравого смысла. В каком направлении они в скором времени повернут историю, никому, даже им самим, неведомо. Но вот то, что не повернуть они не могут, сомнению не подлежит. У них, как у любой потенциальной элиты, просто нет иного выхода. Ave Caesar, morituri te salutant!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67