Все наше навсегда

Александр Царовцев и группа "Пилигрим"

Освоение еврейской музыкальной традиции стало сейчас одним из весьма заманчивых направлений творчества - и это касается музыкантов всего мира. Прямое доказательство тому - широчайшая география Клезмерфеста, фестиваля еврейской музыки, ежегодно проходящего в культурном центре ДОМ. Сейчас не Клезмерфест, сейчас в Москву приезжает Александр Царовцев - скрипач, вокалист и аранжировщик, знаток хасидской традиции и создатель группы "Пилигрим". 8 июня он выступает в том же ДОМе.

В 1983-м году организовать группу "Пилигрим" и исполнять композиции с ощутимо еврейской мелодикой (а часть композиций - на древнееврейском языке) было шагом намеренно безумным. Последствиями стали: полное одобрение коллег по Ленинградскому рок-клубу (так важное недавнему студенту училища имени Мусоргского и Ленинградской консерватории) - а затем, разумеется, неодобрение властей и несколько лет сидения "в отказе". В 1987-м году Царовцева выпустили, и, уехав в Америку, а затем - в Израиль, он продолжил свои музыкальные штудии, разрабатывая ту же линию - хасидских (и вообще - еврейских) мелодических традиций.

Сейчас он гастролирует по всему миру, частый гость радио и телепрограмм. Он записал несколько альбомов, из которых самый знаменитый и главный - "Звезда Соломона", записанный полностью на иврите (у нас он был издан на "Мистерии звука" в 2004-м году). Этот альбом, составленный из фрагментов Пятикнижия и иудейских молитв, ошеломил отечественный музыкальный бомонд - от Игоря Бутмана до Сергея Летова, спровоцировал восторженные отзывы критиков - и что уж говорить про потрясенную публику?. Фрагменты "Звезды Соломона" можно будет услышать и на очередном московском концерте Царовцева.

Василий Шумов

Один из главных героев русского рока, идеолог и лидер группы "Центр" после восьмилетнего перерыва приезжает в Москву и даст единственный концерт - 10 июня в клубе "Шестнадцать тонн". Не пропустите!

Шумов - один из тех музыкантов восьмидесятых, кто идеально, без срывов в пошлость, отыграл свою историко-культурную роль. Выполнив свою музыкальную миссию весьма значительного масштаба, он уехал в Америку - скрылся с глаз, ушел в подполье и полностью перевоплотился. Он мог бы остаться человеком-легендой - человеком, записавшим альбомы "Стюардесса летних дней" или "Цветок и мотылек"; продюсером альбома Жанны Агузаровой или автором музыкального спектакля "Артюр Рембо" (с участием той же Агузаровой, А.К. Троицкого и П. Мамонова); человек-легенда - это вполне уютное поприще. Шумов предпочел стать совсем другим музыкантом.

Шумов стал артистом сетевым, медийным, хайтековым и цифровым, нужное подчеркнуть. Он создает музыку, применяя, как сказано на его сайте, новые интерактивные медиа, то есть активно обмениваясь треками по Интернету. Высокая технологичность сформировала новые представления о процессе сотворчества и о понятии группы или ансамбля (музыка рождается на свет вроде бы в ходе сотрудничества, эдаким бригадным методом, однако соавторы общаются только в онлайне). Ко всему прочему Шумов недоволен США, и цифровые технологии служат делу социальной сатиры.

Во всех этих нововведениях и при всех этих реинкарнациях одно шумовское свойство остается неизменным. Когда он рассуждает, трактуя свое творчество, или когда он уже непосредственно играет, невозможно избавиться от ощущения, что все происходящее - немыслимый неимоверный стеб. За то и любим, собственно.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67