Все бабы - бляди, мир - бардак, а счастье - в труде!

Образ русской женщины в СМИ

1. Женский образ в книжках

Россия в народном сознании всегда существовала в образе женщины-матери. Это прекрасный романтический образ. Родина-мать - это древнейший персонаж: " Мать-Сыра-Земля представлялась воображению обожествлявшего природу славянина-язычника живым человекоподобным существом" (Коринфский. Народная Русь, 13-14). Считалось, что мать сыра земля дает жизнь все людям и принимает их обратно: " Как не добер кто, а все не добрей Матери-Сырой-Земли, всяк приючает семью до гробовой доски, а земля приютит и мертвого" (Коринфский. Народная Русь, 2). Традиционная русская мать сыра земля - "родительница" всех людей: " Вдовство-сиротство земли тяжелей всего для ее детей... От нее создано тело человеческое..." (Коринфский. Народная Русь, 13-14). Эти представления сохранились и до настоящего времени: " Земля сотворена, как человек: каменья - тело ее, вместо костей - корни, вместо жил - древеса, вместо власов былие имеет, вместо крови - ее воды" (Словарь русских суеверий, 167). Далее отсылаем читателей к советским учебникам по русской литературе, где что ни слово, то Родина-мать да образ прекрасной женщины. Но литературный женский образ, попавший в школьные учебники, как правило, ужасен. Это образ поруганной женщины. И тут начинается страшная деструкция того образа прекрасной принцессы, который с детства запомнился нам по сказкам. Литература (особенно второй половины XIX века) этот образ просто втоптала в грязь. Там женщин убивают, насилуют и пытают.

"Там били женщину кнутом -
Крестьянку молодую!"

Катюшу Маслову лишили девственности и сослали в Сибирь, княжну Мэри совратили и бросили, Катерину из "Грозы" утопили, Сонечку Мармеладову сразу погнали на панель. Раскольников пошел дальше других, просто-напросто зарубив топором пожилую бизнес-вумен. Вот такие женщины в русской классической литературе. Детские книжки создают прекрасный женский образ, а взрослые его разрушают.

2. Родина-мать на ТВ

Женский образ в выступлениях политиков по ТВ в 1990-х годах реализовывался в виде женщины, стоящей на краю пропасти, нищей и одновременно ограбленной, изнасилованной и одновременно беременной, больной и одновременно корчащейся в предсмертных судорогах, честной, но одновременно находящейся на грани падения (образ проститутки). Страна " в... страшных предсмертных судорогах корчится" (Н.М.Харитонов). " Россия... она как больной, который уходит на наших глазах" (О.В.Морозов). " ...Россия дальше не может жить и не может дышать" (Н.М.Харитонов). Подобное нагнетание страхов в высшей степени характерно для традиционного фольклора. Но оно носило чисто календарный характер, и весной все эти страхи отступали: " Рождавшая все плоды земные богиня плодородия испытывала, по народному слову, не одно счастливое чувство материнства. Мучимая жаждою - она пила... дождевую воду, содрогалась от испуга при землетрясениях... пробуждалась она - могучая - к новой плодотворящей жизни, на радость всему живому миру, воскресающему от своих... страхов..." (Коринфский. Народная Русь, 14).

Понятно, что этот образ несчастной поруганной женщины, пришедший в Думу из русской литературы и русского фольклора, к реальной действительности не имеет никакого отношения. Политики просто пользуются художественными образами, пришедшими к нам из глубины веков. Интересно, что идеологическая борьба со всей этой языческой метафорикой велась в России еще в Средние века: " Против... почитания Матери-Сырой-Земли, сохранившегося и до наших дней в виде яркого пережитка древнеязыческого ее обожествления, восставали еще в XV-XVI столетиях строгие поборники буквы заветов православия... Но ни грозные обличения, ни время - со всей его беспощадностью - не искоренили этого предания далеких дней..." (Коринфский. Народная Русь, 14).

3. Женский образ в рекламе

В рекламе телезрителю каждый день показывают женщину с "целлюлозом" на бедрах, покрытую с головы до ног перхотью, с постоянными менструациями, пятнами на одежде, прыщами на лице, гнилыми зубами, вонью изо рта, кариесом, с потными подмышками и волосатыми ногами. Зубные щетки, пасты с особыми тайными свойствами, мятные таблетки, памперсы, прокладки, дезодоранты и шампуни - это очень специфические товары. Себестоимость их крайне низка. Товар этот не являетcя жизненно необходимым, это не хлеб, обувь или книга. Человечество прожило без мятных таблеток несколько миллионов лет, и, кажется, ничего. Это что-то вроде цветных побрякушек, предлагаемых белыми колонизаторами индейцам в обмен на жемчуг. Но такой товар нужно хорошо разрекламировать, иначе его вообще не заметят, будут воспринимать не как товар, а как цветной мусор. Фантики. Цветные стеклянные фантики надеваются на шею и превращаются в бесценное ритуальное ожерелье. Знак высокого положения в обществе. Структура такой рекламы проста, как банка мясных консервов. Показываем ужасную женщину, всю покрытую волосами, перхотью и различными выделениями. Эта женщина не пользуется шампунем "Подмылась - свободна" и не понимает, что прокладка - вершина мировой цивилизации.

"Принцесса была ужасная.
Погода была прекрасная.
В ночь, на двенадцатом часу,
Заблудилась принцесса в лесу.
Вдруг видит: полянка ужасная,
На полянке землянка прекрасная.
А в землянке Людоед.
"Заходи-ка на обед".
Вдруг увидел - какая ужасная!
Людоеду сразу стало худо,
Уходи, говорит, отсюда.
Аппетит, говорит, прекрасный.
Слишком вид, говорит, ужасный!"

Признаки прекрасной принцессы из прошлого - блестящее образование, высокий ум, удивительное чувство юмора, великолепные манеры, утонченный вкус. Классическая принцесса даже в одежде Золушки - все равно принцесса. Признаки современной принцессы - это полное отсутствие жира, удаленные волосы на ногах и половых органах, мятный запах изо рта, ни одного пятнышка даже под одеждой. Презерватив всегда с собой. Современная принцесса - это не наличие чего-то позитивного, а отсутствие чего-то негативного. Точнее, отсутствие грязи. Стерильность. Чистота. И никакого секса. Народный способ контрацепции: "Надеваете три презерватива один на другой, выпиваете стакан томатного сока. И - никакого секса".

Так что реклама тоже делает свое дело. Она, собственно говоря, продолжает разрушать образ прекрасной принцессы из наших детских сказок. Она внедряет в сознание русских мужских патриархально-шовинистических масс мысль о том, что женщина - отвратительно потное, вонючее, асексуальное и безмозглое создание.

4. Женский образ в русском фольклоре

В традиционном русском фольклоре наряду со сказочными принцессами есть еще женщина ненужная, никчемная: "Баба с возу - кобыле легче". Это существо чудовищно нерасторопное и тугодумное. То есть совершенно не приспособленное к труду и обороне. Законченная дура: "У бабы волос долог, да ум короток". В душевных и человеческих качествах ей тоже отказано. Потому как "все бабы - бляди". В общем, женщина здесь - чертовское отродье. Помощница дьявола, ведьма. Если "где черт не сладит, туда бабу пошлет". Все, что русская женщина говорит, - это сплошное проклятье. "Бабий язык - чертово помело". И даже бред: "Баба бредит, кто ей верит". К этому восхитительному образу остается добавить, что русская женщина все время врет и из этого вранья никому не выбраться. "Бабья вранья и на свинье не объедешь". Если нужно сравнить с чем-нибудь отвратительным мужчину, то его можно сравнить, например, с пупком женищины: "Глуп, как бабий пуп". Даже женские страдания могут вызвать лишь отвращение. Потому что женские слезы - это что-то вроде мочи: "Баба плачет - меньше ссыт". Идеальный женский образ в русском фольклоре - это "баба-яга, костяная нога, жопа жилиная, пизда стриженая".

Вот такой чудесный образ навязывает народное искусство современному принцу на серебристом мерседесе.

А что делать? Разрушать стереотипы. Бороться за демифологизацию женского образа. Любить.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67