Уставные отношения

"Экспертное сообщество", привыкшее к московским новостям, чаще всего плохо представляет себе провинциальную политическую жизнь. Оппозиционеры активны в столицах, в их поле зрения попадает только то, что интересно им, что они могут вписать в парадигму собственных нелестных представлений о власти. Провластные "эксперты" строго ориентированы на Старую площадь, и все то, что творится за пределами МКАД, им неинтересно по вполне ясной причине. Самому Кремлю мало интересна провинция. Далеко, долго разбираться, много подчас "экзотических" непонятностей. С Москвой "работать" проще.

Потому и так редко попадают в чье-то поле зрения новости из Калуги, Рязани, Самары etc . Но между тем в провинции творятся дела чудные и странные. Слаженная вертикаль власти вдалеке от столичной суеты то растворяется в чиновничьей горизонтали, то демонстрирует столь причудливые изгибы, что назвать ее "вертикалью" язык не поворачивается.

Так в Великом Новгороде, вылепленные из членов "Единой России" исполнительная и законодательная власти уже полгода ведут неутомимую борьбу за Устав города. Подробности чиновных баталий исправно освещало ИА "Rugnum", но этот весьма показательный случай российского политического маразма так и остался практически незамеченным.

Началась история еще 28 апреля 2005 года, когда новый Устав Великого Новгорода был принят большинством депутатов городской Думы. Проблемой прошлого, кстати, действующего до сих пор, Устава было его расхождение с федеральным законодательством - всенародно избранный мэр был в то же время и председателем Законодательного собрания. Это противоречие и попытались устранить новоизбранные депутаты. Правда, сделали они это воистину странным способом, решив, что мэр города теперь будет избираться из рядов депутатов самими депутатами, а руководитель городской администрации - назначаться на конкурсной основе. Против этого проекта Устава (а их было два - один, "классический", предполагал выборы мэра горожанами) высказалось большинство новгородцев, почти все общественные и оппозиционные организации, но депутатам подобные мелочи не помешали. Не помешали и "общественные слушания".

Если внимательно присмотреться к аргументации главного защитника нового Устава Владислава Букетова, то становится ясно, почему депутаты сразу пренебрегли мнением горожан. Технически эту аргументацию следует признать безупречной:

Сегодня мэр Великого Новгорода объединяет в себе три должности, являясь одновременно и главой муниципалитета, и главой администрации, и руководителем Думы. Раньше такая сверхконцентрация власти была оправдана, но сейчас нам необходимо привести Устав в соответствие с федеральным законодательством. В нашей редакции Устава мы предлагаем разграничить полномочия главы администрации и главы муниципального образования. Глава администрации будет являться, по сути, директором города, "сити-менеджером", назначаемым Думой по контракту на конкурсной основе. Глава муниципального образования - мэр - будет одновременно являться председателем городской Думы, избираться из числа ее депутатов и, в отличие от главы администрации города, обладать главным образом представительскими функциями .

Фактически же речь идет о том, чтобы сделать Заксобрание единственным действительно легитимным в абстрактном "народном понимании" органом власти. Все: и мэр, и глава администрации, и губернатор - должны назначаться, и только депутаты - выбираться, по старинке. И, разумеется, власть, которая должна быть по идее депутатов сосредоточена в руках Думы, станет почти беспроцентной. Вертикаль власти вдруг выросла оттуда, откуда не ждали: снизу, этаким квазиобразованием с неограниченными полномочиями. Кремль в миниатюре. Между прочим, назначение мэра из числа депутатов Думы ничуть не противоречит новому федеральному закону # 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", принятому "Единой Россией" с вполне понятной целью - сделать вертикаль еще "вертикальней".

Но чаяниям депутатов уже через месяц помешал нынешний новгородский мэр Николай Гражданкин, во многом благодаря стараниям которого Устав города вернулся в Думу вместе с двадцатью двумя страницами юридических поправок.

Но это, как оказалось, было только началом. Новый Устав проходил обязательную государственную регистрацию в администрации Новгородской области ровно месяц (это намеренное затягивание регистрации, разумеется, играло на руку противникам документа - летом депутаты должны были уйти на каникулы), но в итоге администрация области думский проект отклонила, присовокупив еще 79 поправок. Губернатор Новгородской области, к удивлению депутатов, ни одну из сторон не принял, наблюдая за мытарствами Устава, который ему самому вряд ли нравится, со стороны.

Пожалуй, наиболее открыто и жестко позицию противников нового Устава озвучила бывший федеральный инспектор по Новгородской области Любовь Андреева. Во многом именно ее высказывания стали поводом к "срыванию всех и всяческих масок". Мало кто теперь сомневается в том, что камень преткновения - не юридические формальности (впрочем, депутаты городской Думы, среди которых множество "руководителей" различных новгородских предприятий, умудрились понаделать в Уставе ошибок), а вопрос об избрании мэра. Дума, вернув областной администрации исправленный Устав, принципиально ни буквы не изменила именно в статьях, касающихся нового порядка выборов главы города.

К исходу лета, когда администрация Новгородской области вновь отказала Думе в регистрации нового проекта Устава, предчувствуя новый виток противостояния, Уставу начались приноситься жертвы. Так, был отстранен от должности заместитель председателя городской Думы и главный противник нового закона Сергей Бессонов. Депутаты безжалостным большинством исключили Бессонова из всех комиссий, где он ранее занимал посты председателя или заместителя председателя, и, разумеется, из думской комиссии по Уставу Великого Новгорода. Мэр Гражданкин демонстративно сохраняет с Бессоновым дружеские отношения, и даже заработную плату бывший заместитель председателя получает исправно.

Масла в огонь подлила и прокуратура, неожиданно став "черной лошадкой" в позиционной битве за Устав. Полномочиями прокуратура обладает немалыми, и ее поправки депутатам пришлось рассматривать уже в сентябре, перед очередной отправкой Устава на регистрацию. И именно прокуратура наконец-таки указала законодателям - и здесь, пожалуй, кроется, корень всех зол - на правовой тупик, который скрыт не только в их проекте, но и во всем федеральном законе # 131.

Суть тупика не столько законодательная, сколько человеческая.

Прокурор Великого Новгорода Андрей Ефимов заявил депутатам, что новый порядок избрания мэра: должен действовать с момента выборов Думы следующего созыва. "У нас есть определенная обеспокоенность тем, что в 2007 году нынешней Думой может быть принято решение об избрании мэра, и кто-то будет считать себя мэром, но последуют обращения в суд", - сообщил Ефимов, отметив, что прокуратура в любом случае будет решать вопрос переходных положений Устава в судебном порядке, чтобы исключить подобное развитие событий .

И это - ясный звонок не только Новгороду, но и всем остальным муниципальным образованиям, которые решили привести главный документ города "в соответствие"...

Две коллизии будущего и 2007 годов видны уже сегодня. Депутаты будут бороться за власть - власть, конечно, не законодательную (законодательство в чистом виде мало кого интересует, потому что не приносит дохода), а вполне реальную. И заксобрания, в которых не случайно так много руководителей крупных предприятий-инвесторов, будут вести борьбу "до последнего", дабы получить в свои руки как можно больше рычагов управления - назначаемых мэра, губернатора, главы администрации.

То, что мы видим сегодня, - артподготовка перед очередным переделом власти, который совпадет по времени с думскими выборами и станет залогом успеха выборов президента.

Покажется странным, но именно от ситуации в регионах, а вовсе не от "московских раскладов" будет зависеть успех или поражение "Единой России". Ни у кого уже сегодня нет сомнения в том, что "ЕР" получит большинство везде, где хватит административного ресурса, но, как видно из новгородских мытарств с Уставом, "большинство" еще ровно ничего не значит и синонимом власти не является. А властвования в регионах партии очень хочется, потому и тратится столько сил и средств на самый обычный, банальный документ, Устав города, новые общественные слушания по которому пройдут в Великом Новгороде уже в октябре.

И от исхода этого мало кому заметного противостояния будет зависеть, кто станет править Великим Новгородом. А затем - и всей страной. Ответ, впрочем, известен заранее: править будут те самые чиновники, бороться с произволом которых призвал в своем Президентском послании Владимир Путин.

И тогда в 2008 году Путину останется пойти ва-банк: или остаться у руля страны, или дать чиновникам всех мастей, рангов и калибров ясный знак: "это - ваша страна, делайте с ней, что хотите". Следующий президент - если огромный региональный проект "Единой России" удастся - вряд ли посмеет публично указать чиновникам на их место. Потому что, скорее всего, его выберет "из своих рядов" какое-нибудь Заксобрание Всея Руси.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67