"У регионов должна быть возможность самостоятельного регулирования розничной торговли..."

Vyhovanets Olga

"Русский журнал": Каковы цели нового пакета законов о миграции и об иностранных гражданах в России, вступающих в действие с 15 января 2007 года? Решают ли эти законы проблемы, связанные с нелегальной миграцией?

Ольга Выхованец: Я думаю, новое законодательство не только не решает проблем - ни регионов, ни страны, - а зачастую их усугубляет. В этом пакете несколько законодательных актов; основные из них - закон о миграционном учете иностранных граждан (1), новая редакция закона о правовом положении иностранных граждан (2) и постановление правительства о допустимой доли иностранных работников в розничной торговле (3).

Что касается учета, безусловно, это либеральный шаг. Но я пока не видела полного пакета подзаконных актов, который позволял бы эту уведомительную регистрацию производить. Думаю, пока закон заработает в полную силу, пройдет какое-то время. В целом этот закон очень полезный. Хотелось бы дождаться аналогичного документа в отношении российских граждан - у них проблем с регистрацией не меньше.

Если говорить о новой редакции закона "О правовом положении иностранных граждан", то последние поправки - это шаг назад по сравнению с теми поправками, которые были приняты летом и так и не успели вступить в действие. А две поправки ужесточили миграционное законодательство.

Во-первых, возвращено квотирование, которое было отменено первыми поправками. Во-вторых, осложнилось положение лиц, имеющих правовой статус "временно проживающий". По новому закону человек может его лишиться только потому, что в очередном году определена другая квота. Дело в том, что этот статус - первая ступенька на пути натурализации. Действует он три года. Теперь получается, что у иностранца уже два года или год есть этот статус, но если он не успел подать документы для получения "вида на жительство", то лишается возможности остаться в стране и продолжить путь к гражданству. Человек - заметим, законопослушный, адаптированный, интегрированный, обустроенный - хочет остаться жить в стране, а его этой возможности лишают.

Третье. Раньше имеющие разрешение на временное проживание не должны были получать разрешения на работу: они могли просто найти рабочее место, прийти к работодателю и заключить контракт. Сейчас же они должны оформлять такое разрешение, которое тоже квотируется. Иными словами, может сложиться парадоксальная ситуация, когда человек получил по квоте разрешение на временное проживание, но не получил по квоте разрешения на работу. Выехать в другой регион он не может, потому что ему разрешено трудиться только там, где получил РВП (4), т.е. его мобильность заведомо ограничена. А поскольку работать ему не разрешено, то он либо пополняет ряды безработных, либо становится нелегалом, либо уезжает работать в другую, более гостеприимную страну. Поэтому здесь больше вопросов и больше проблем, чем решений.

Что касается доли иностранных граждан на рынках, то мне кажется это удивительным - высвобождать для своих граждан нишу непрестижного труда, которым занимаются иностранцы. Я еще понимаю, если бы ограничивался доступ в те сферы, куда все стремятся. Но запрет на профессию вводится по отношению к розничной торговле на рынке, которая явно к таким сферам не относится. Тем более что никто на самом деле не знает, хватит ли российских граждан, чтобы занять все места за прилавками, которые опустеют после 1 апреля.

Как можно всю страну с совершенно разными регионами - под одну гребенку? Ни одного единого иностранца в розничной торговле по всей стране, невзирая на статус (РВП или ВНЖ (5)), на страну исхода, на то, сколько лет он уже здесь прожил... Это нонсенс! Я надеюсь, будут приняты какие-то поправки, которые дадут регионам возможность самостоятельного регулирования рыночной торговли.

РЖ: Вы упомянули непрестижные профессии. Существует мнение, что русские просто не хотят заниматься неквалифицированным трудом. Так ли это?

О.В.: Что такое неквалифицированный труд? В Подмосковье есть завод "Электросталь", на котором очень хорошо организован труд иностранных работников. Там есть такой вид неквалифицированного труда - опалубщик. Человек приходит, ничего не знает, его сначала учат доски сбивать. Но потом есть возможность понемногу свою квалификацию повышать, идти в цех, учиться у станка стоять...

Неквалифицированный труд на предприятии - это одно. Неквалифицированный труд за прилавком - это другое. Он разный. Точно так же, как и квалифицированный труд. Тот же токарь может быть первого разряда, а может быть шестого. Сложно провести границу раз и навсегда: одна профессия требует квалифицированного труда, а другая - нет. Это касается даже поломоек: можно тряпкой махать, а можно мыть станции метро с помощью автоматических приспособлений, с которыми человек, несомненно, должен уметь обращаться.

Речь идет не столько о неквалифицированном труде, сколько о непрестижном. Люди же не хотят, чтобы их ребенок шел в дворники или стоял на улице за прилавком. Наоборот, все стремятся дать своему ребенку высшее или среднее специальное образование, хотят, чтобы он имел престижную, высокооплачиваемую профессию. А так... Весной, я думаю, и рынки опустеют, и цены вырастут.

РЖ: А в состоянии ли меры по ужесточению контроля за трудовой миграцией приостановить вывоз капитала из России?

О.В.: Вывоз мигрантами капитала из России - это миф. Недавно в ГД был круглый стол, созванный по инициативе комитета по безопасности. Там выступал директор банка, который занимается денежными переводами. У него был совершенно замечательный материал, где в цифрах было показано по странам СНГ размер трат, переводов, накоплений, процент ВВП.

Другое дело, когда не платят налоги. Это совершенно неправильно, и с этим, безусловно, нужно бороться. Но почему-то, когда речь идет о трудовой миграции, считают только те деньги, которые мигрант отправил домой, но никто не считает, сколько прибавочного продукта этот мигрант своим трудом создал. По всем экспертным данным, мигрант переводит домой до половины своего заработка. Остальное он тратит здесь: он здесь живет, покупает еду, необходимые вещи, то есть он все равно оставляет деньги в стране. Поэтому говорить, что "мигранты грабят Россию", неправильно и недопустимо. Почему, когда наш гражданин тратит в турпоездке за границей полученную в конверте зарплату, это не считается вывозом капитала? Проблема неуплаты налогов - проблема не только и не столько миграционная, и только ужесточением миграционной политики ее не решить.

РЖ: Решает ли закон о квотировании вопрос с так называемыми национальными профсоюзами: украинскими проститутками, азербайджанскими торговцами и т.д.

О.В.: Ваш вопрос так сформулирован, что можно подумать, труд украинских проституток тоже будет квотироваться. Квотирование здесь совершенно ни при чем. Это отдельная проблема, которая ближе к проблеме нелегальной занятости. Я, конечно, не могу сказать, что глубоко знакома с этими "профсоюзами", и думаю, в этой области тоже мифологии достаточно много. К тому же если мы даже депортируем всех украинских проституток, то мораль нашего общества от этого выше не станет. Это проблемы, далеко выходящие за рамки миграционной сферы.

Примечания:

1. Федеральный закон Российской Федерации "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18 июля 2006 года #109-ФЗ.

2. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года ? 115-ФЗ с изменениями от 18.07.2006 #110-ФЗ и от 06.07.2007 #2-ФЗ.

3. Постановление правительства Российской Федерации "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации" от 15 ноября 2006 г. #683.

4. Разрешение на временное проживание.

5. Вид на жительство.

Беседовала Любовь Ульянова

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67