Стук и скрежет

Ударные дни Марка Пекарского

В декабре 2006 года ансамблю ударных инструментов Марка Пекарского исполнится тридцать лет. Поклонники уже привыкли к тому, что время идет, ансамбль празднует дни рождения (для удобства совмещая их с днем рождения самого маэстро Пекарского), а участники вроде бы не стареют. Это создает иллюзию обратимого времени и вообще какой-то алхимии, однако этому волшебству есть объяснение. Пекарский не только великий музыкант, но и великий учитель; новые ученики приходят к нему постоянно. Ученики и составляют ансамбль, каждая репетиция - это процесс обучения; именно поэтому такую важную роль для Пекарского всегда играли мастер-классы. Традиционный фестиваль "Ударные дни Марка Пекарского" будет проходить с 21 по 30 мая. В программу фестиваля включены несколько мастер-классов ("Проблема звукозаписи ударных", "Проблемы исполнения Anvil Chorus Дэвида Ланга"), прочие концерты вроде бы не должны носить "показательно-дидактического" характера. Однако есть одна черта юности, которая свойственна концертам ансамбля вне зависимости от их названия. Детская радость от яркого и по-настоящему взрослого выступления - это ощущение, которое всегда передается от музыкантов Пекарского зрителям, то, что невозможно изобразить специально. Это гордость молодых профессионалов, вроде бы многократно подтвержденная прошлыми удачными выступлениями, но тем не менее каждый раз новая.

Терем-квартет

Еще один грядущий день рождения. Чуть меньше двадцати лет назад студенты консерватории создали "Терем-квартет". Инструментальный состав ансамбля - две домры (альт и обычная), балалайка-контрабас и баян - предполагает настрой "а-ля рюс", и музыканты за двадцать лет работы вдосталь поиздевались над всеми возможными стереотипами. Бах, Нино Рота, Астор Пьяццолла или Родион Щедрин - вот краткий, навскидку, плей-лист квартета, который снискал грандиозную любовь поклонников и на почве музыкального хулиганства успел подружиться с самыми разными коллегами по всему миру, от Питера Гэбриэла до Бобби МакФеррина. В ноябре "Терем-квартет" торжественно празднует двадцатилетие. А пока идут предпраздничные концерты - 25 мая в Московском международном доме музыки "Терем-квартет" отыграет программу "Лучшее за двадцать лет" - своего рода генеральная репетиция перед днем рождения.

Джон Зорн

Джон Зорн снова приезжает в Москву, 23 мая он выступит в клубе "Апельсин". Дальше начинается перечисление регалий и подробностей биографии. Он - американский композитор и саксофонист, лидер авангардной музыки, экспериментатор, смешивающий еврейскую музыку с японской, а хэви-мэталл с джазом; он - организатор движения "Радикальная еврейская культура" и продюсер авангардного рекорд-лейбла Tsadik; старожил Манхэттена; но главное - он абсолютный идол как минимум нью-йоркской и московской музыкальных богем. Два года назад он приезжал в Москву с группой Electric Massada. В этом году вместе с басистом Биллом Ласвеллом он привозит Painkiller - один из самых экстремальных своих проектов. Painkiller - доведенная до предела музыкальная агрессия, это грайнд-кор во всей его красе: с визжанием и скрежетом баса, атональностью и истерикой ударных. И плюс к тому Painkiller - это изысканность и заумь зорновских авангардных экспериментов. В этом году вместе с Зорном и Ласвеллом будет выступать японский барабанщик Тацуо Йошида (он также в Москве не впервые - играл здесь и со своей группой Ruins, и со шведской группой Samla Mammas Manna). Зорн как он есть - любые смешения приветствуются, Painkiller'у, и так построенному на столкновении совершенно разных жанров, дополнительная древняя музыкальная традиция не повредит.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67