Совместный семинар по советской истории ЦФРИ / ГИИМ

23 сентября 2013 г., 18.00, ГИИМ (Нахимовский проспект, 51/21)

Ирина Чернева (Высшая школа социальных наук, Париж) выступит с докладом по теме «Рынок против Плана? Эксперименты в организации и оплате труда в советском кино». Оппонентом выступит Валери Познер (Национальный центр научных исследований, Париж)

Рабочий язык семинара русский.

Тезисы

Введение договорных отношений и оплата кинематографистов за счет проката их фильмов фигурируют как элемент, неотделимый от реформы кино, готовящейся с 1965 по 1976 гг. Экспериментальная творческая киностудия, просуществовавшая эти годы, была примером внедрения в кино принципов реформы Косыгина: прибыль в качестве оценки эффективности предприятия и усиление «экономического стимулирования». Будучи отделённой от технической базы, студия задумывалась как продюсерский центр, регулировавший отношения между прокатом и кинематографистами. Ввести в планирование фильмов ценность зрительской оценки, перевести последнюю в вознаграждение, перераспределить доходы от кино между студией, работниками и государственной администрацией - этими предложениями оперировали ее создатели. История студии традиционно представляется как живой элемент рынка в жёсткой плановой экономике Советского Союза, инициатива, подавленная Госкино и Советом министров. Тем не менее, представляется необходимым выделить из предложений ЭТК внедрение контрактных отношений и пересмотр правила наёмного труда в кинематографе. Цель выступления - очертить специфику этого пункта в рамках реформы. Каким образом фактор материальной заинтересованности преломляется в отношении индивидуального подхода к труду? Сфера кино привносит свою проблематику: контрактные отношения должны помочь студиям выявить « талантливых художников » и избавиться от « ремесленников ». Эксперимент проводился в рамках автономной студии, а затем при главной студии страны Мосфильм и предназначался для полнометражного художественного кино, традиционно считавшегося сферой развлечения. Но и в этих организационных рамках реформа столкнулась с устоявшимся распределением функций и прав членов съемочных групп и оказалась источником новой напряженности. Постепенно, студия открыла для себя границы применения « экономического фактора ». Проследить реакцию на внедрение этих правил в организацию труда позволяют архивы студии, стенограммы заседаний, экспертные оценки и модели экономистов и математиков, для которых ЭТК была экспериментальным полем. А на основе переписки Комитета по кино с Советом министров и ЦК КПСС будет проанализирован процесс согласования новых правил и норм.

Юлия Минеева

Ассистент Центра франко-российских исследований в Москве

USR 3060 (CNRS-MAEE)

Тел./факс: +7 499 128 88 01

centre-fr@centre-fr.net

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67