"Сегодня музейные посетители иные, чем сто лет назад..."

Грац богат музеями, как мало какой другой город в Австрии. По уровню посещаемости он числится на втором месте в Австрии, после Вены. Одно лишь главное его музейное объединение, Йоаннеум, насчитывает 17 (!) музеев. После того как город не так давно в течение целого года исполнял обязанности культурной столицы Европы, все эти 17 музеев пережили новое рождение, были отреставрированы, как Этнографический, или вообще переехали в новое здание, как Галерея барокко, переместившаяся в замок Эггенберг.

Самым известным музейным зданием в Граце остается, конечно же, Кунстхауз, построенный по нашумевшему, если не сказать скандальному, проекту Питера Кука и Колина Фурнье. Оплывающие формы, какие-то пипочки на крыше, галерея с видом на город и огромный, в 900 квадратных метров, компьютерный чудо-экран на главном фасаде, на котором постоянно меняются световые скульптуры. Здание привлекает даже далеких от искусства людей, а уж профессионалы и вовсе обсуждали творение Кука и Фурнье не один месяц - настолько радикальным было его вторжение в сложившуюся городскую среду. Но и проходящие здесь выставки тоже интересны - прежде всего неожиданным сочетанием имен. Не так давно, например, здесь показали двойную выставку - молодой американки Лиз Ларнер и классика австрийского искусства Марии Ласниг. Не случайно среди постоянных партнеров Кунстхалле - Тейт Модерн, венский музей современного искусства Вены (MuMoK) и Барселоны (MACBA). Именно в Кунстхалле находится и штаб-квартира Йоаннеума.

С Петером Пакешем, директором Кунстхауза (в частности) и Йоаннеума (в целом) беседует наш корреспондент Алексей Мокроусов.

- Господин Пакеш, в истории Грац известен как "Пенсионополис", город, куда традиционно, еще с начала XIX века, съезжаются пенсионеры. Легко ли здесь живется музею современного искусства?

- Таким геронтофильским Грац был, прямо скажем, давно, еще при монархии, а сегодня это все же, скорее, студенческий город: студентов у нас 40-45 тысяч, практически пятая часть всех жителей. Огромная, на самом деле, цифра для обычного европейского города, и потому они являются нашей основной публикой.

- Я знаю, что ваш музей постоянно изучает своих посетителей с точки зрения социологии, мониторинг проводится чуть ли не постоянно. Кто еще посещает Кунстхалле?

- Из ста тысяч посетителей в год примерно треть - жители самого Граца. Десять тысяч человек прибывают к нам из Вены, столько же - из Германии, четыре тысячи - из Италии. Причем есть люди, которые приезжают в город исключительно ради одной выставки. Всего в музеях Йоаннеума бывает до полумиллиона человек - то есть в музейном плане мы сравнимы уже с регионом Базеля. А обилие иностранных посетителей нас особенно радует: рекламой за границей мы практически не занимаемся.

- Обилие музеев не приводит к распылению сил?

- Напротив, помогает ориентироваться на разные слои публики.

- Но ведь, например, Эрнста Фукса даже ради коммерческого успеха вы не станете показывать?

- Есть и другие авторы. В Граце уже почти полвека сильна традиция актуального искусства, хотя по-прежнему далеко не все у нас его принимают. Первая выставка инсталляций прошла здесь, например, уже в 1967 году. Одновременно развивалась школа архитектуры, ставшая сейчас знаменитой во всем мире, - так что у нас нет причины заниматься классическим модерном, можно сосредоточиться на современности, причем на международном контексте.

- Региональные авторы не обижаются, что их в Кунстхалле выставляют относительно мало?

- Мы регулярно показываем творчество таких наших художников, как Михаэль Шустер, но есть ведь и множество других выставочных площадок в городе, которые работают большей частью с региональными авторами. А нам кажется важным показать интернациональный контекст: и американскую художественную сцену, и нынешнее японское искусство; в текущем году, например, мы показываем большую китайскую экспозицию. Но все это - что принципиально важно - в европейской перспективе.

- Устраивает ли такое положение вещей спонсоров?

- В целом их легче найти как раз для Кунстхалле, они быстрее реагируют именно на современное искусство. И то, что публику во многом привлекает само здание, тоже для них важно. У нас есть еще Neue Galerie, предлагающая очень интересные выставки (расположена в самом центре города. - РЖ), но там статистика посещений в пять раз ниже. Думаю, из-за здания.

- Ситуация кажется схожей с Музейным кварталом в Вене, где архитектура играет далеко не последнюю роль в успехе у публики.

- Музейный квартал - удачный пример того, насколько важно не экспортировать музейный франчайзинг, но интегрировать его в национальную художественную среду. Сегодня музейные посетители иные, чем сто лет назад. Они хотят куда большего - не только информации, но и содержательного развлечения. Визит должен быть насыщенным, а сам музей - дружественным и для детей. Мы заметили: если выставка рассчитана в том числе и на детей, посетителей сразу становится куда больше. С учетом этого обстоятельства открывалась, например, и галерея живописи в замке Эггенберг, разрабатывались специальные программы для детских садов. Мы очень хотим, чтобы посетители возвращались.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67