Россия - ЕС

Польша заблокировала переговоры по заключению нового соглашения о партнерстве между Россией и ЕС, в которое должны быть перенесены некоторые пункты Энергетической хартии (в ноябре 2007 года истекает срок действия десятилетнего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом). Вопрос энергетической безопасности - ключевой в Европе, которая стремится убедить Россию в необходимости более "тесного" сотрудничества. Позиция Кремля по хартии в нынешнем виде подчеркнуто деловая - следуя логике защиты собственных интересов, Россия не хочет предоставлять иностранным компаниям свободный доступ на собственный энергетический рынок. Кремль неоднократно подчеркивал это. Однако на этот раз у европейцев не осталось возможности упрекать Россию в имперских амбициях и попытках резко усилить свое влияние на европейские страны за счет игры на рынке.

Польша сама подставила своим партнерам подножку - власти страны открыто взялись за шантаж по принципу "ни себе, ни людям". Цена вопроса - существующий в России около года запрет на импорт польского мяса, который наносит Варшаве миллионные убытки. Шантаж пользы не принес - Москва с террористами переговоров не ведет. Польша является плацдармом для реэкспорта контрабанды, а в России идет борьба с некачественной продукцией из-за рубежа, которую некоторые контрагенты еще пытаются экспортировать, и опыт Грузии их ничему не учит. В результате Польша приобрела статус "истеричной" страны, которая совсем недавно принята в ЕС, но уже стремится за счет остальных входящих в него стран решать свои экономические проблемы, не руководствуясь ничем, кроме собственных интересов. Пожалуй, это первый случай в истории Евросоюза, когда одна из стран ЕС пытается таким образом решить свои трудности.

Братья Качинские исполнили соло в тот момент, когда внутри самого Евросоюза ведутся ожесточенные споры о политике, которой следует придерживаться в отношениях с Москвой. Президент России в опубликованной накануне саммита в западной прессе статье специально подчеркивал: "Те, кто предупреждает об опасности слишком большой зависимости Европы от России, рассматривают российско-европейские отношения в черно-белом свете и пытаются загнать их в устаревшие стереотипы врагов и друзей. Эти стереотипы имеют мало общего с реальностью, но они по-прежнему влияют на политическое мышление и практику в Европе и могут создать на континенте новый водораздел. Нельзя переписать историю, прошлое не должно быть использовано для того, чтобы внести между нами раскол". Нетрудно себе представить последствия польского вето для всего ЕС - переговоры, необходимые европейским странам, были бы сорваны. Ведь это именно Россию пытаются склонить к подписанию хартии, а не наоборот.

Может ли кто-нибудь себе представить, что, например, сорвись переговоры, страны ЕС перестали бы покупать российский газ? Или Европе выгодно повышение цены на природное топливо? Конечно же нет. Случись такое, и Европа моментально перестанет быть реальным центром силы на континенте - новые контракты, переговоры одновременно с несколькими поставщиками, попытки отобрать поставщика получше у других стран в условиях дефицита природных ресурсов и развернувшейся борьбы за них привели бы к неминуемому распаду Союза, а впоследствии и к новому подчинению США. Именно такую позицию заняла бы Европа, случись ей просить помощи в "газовом" вопросе у Америки. Так против кого сыграла Польша? Против своих же. Эту жертву Качинские готовы были принести в обмен на разогрев муниципальных выборов в Польше.

Точно так же совсем недавно действовал грузинский президент Михаил Саакашвили - с помощью шантажа РФ пытался самоутвердиться у себя на родине и показать, какой он на самом деле великий, мудрый и сильный лидер. Где теперь Саакашвили? Какая страна имеет самую высокую цену на газ в СНГ? Гадать не стоит, ответ очевиден. Потому что одно дело, когда отношения России на международной арене строятся на цивилизованной основе, а другое - когда Москве пытаются указывать, что ей делать. Правда, в случае с Варшавой, ее накажут свои же.

Итоги саммита показали, что взаимодействие России и ЕС не ограничивается энергетическим вопросом. Среди вопросов повестки - "дорожные карты" по четырем общим пространствам (в экономике, внешней и внутренней политике, культуре), транзитное сообщение между странами, безвизовый режим и т.д.

Но реальных результатов хельсинского уикенда три. Во-первых, сотрудничество России и ЕС нелегко разрушить, и шарлатанам, пытающимся продать некачественное мясо, тут делать нечего. Во-вторых, Евросоюз действительно обеспокоен возможностью срыва переговоров с Россией. И, в-третьих, в ЕС наконец начали понимать, что Россия готова выслушивать предложения от других стран и конструктивно взаимодействовать со всеми, но время, когда Москве было легко навязать свою волю, прошло, потенциальные партнеры сами должны приходить со своими предложениями, а Москва их будет рассматривать и решать, заслуживают ли эти документы внимания.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67