Российские компании осторожно осваивают Азиатско-Тихоокеанский регион

На прошлой неделе в Австралии прошел очередной саммит АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Россия присоединилась к этой организации в 1998 году, лишний раз продемонстрировав, что помимо Европейского союза и СНГ во внешнеэкономических отношениях страна ориентируется и на другие регионы. Членство в АТЭС таких государств, как США, Япония, Китай, азиатских новых индустриальных стран, обуславливает важную роль этой интеграционной группировки в мировом хозяйстве. Перспективы дальнейшего развития экономики стран АТЭС побуждают Россию к интенсификации связей с ними.

Последней инициативой стало официальное заявление о готовности России председательствовать в АТЭС в 2012 году (форум может состояться во Владивостоке). Это предложение выглядит вполне логичным с учетом активного участия России в разных мероприятиях АТЭС - например, в заседаниях профильных рабочих групп по транспорту, энергетике, промышленной науке и технологиям, мероприятиях с участием бизнеса (инвестиционных ярмарках и т.д.). Можно вспомнить и ранее звучавшие инициативы в рамках двустороннего диалога с отдельными странами АТЭС - например, стремление утроить товарооборот с Китаем за 2005-2010 годы.

В то же время необходимо отметить, что для основной части российского бизнеса Азиатско-Тихоокеанский регион все еще остается малознакомым. Помимо России в АТЭС входят еще двадцать стран и территорий, однако больше 90% российского экспорта приходится лишь на пять из них - Китай (по данным Росстата, 15,8 млрд долл. в 2006 году), США (8,9 млрд), Японию (4,7 млрд), Республику Корея (2,5 млрд) и остров Тайвань (0,9 млрд долл.). Российские поставки почти во все страны Юго-Восточной Азии остаются очень нестабильными и зависят от отдельных крупных контрактов (например, связанных с экспортом вооружения и военной техники). Более того, даже в среднем за пять лет российский экспорт в страны Тихоокеанского бассейна (особенно в Японию и США) рос медленнее, чем в другие регионы.

При этом роль России как торгового партнера для всех стран АТЭС остается незначительной. Даже в Китае удельный вес российских поставок в общем импорте страны составляет лишь 2%, во Вьетнаме - 0,9%, в Южной Корее и Японии - по 0,8%, в других странах - еще меньше (для сравнения: в Белоруссии - почти 3/5, на Украине - 1/3, в Нидерландах - 8,6%, Италии - 5,7%, Германии - 2,7% и т.д.).

Еще меньшее значение страны АТЭС имеют для российских инвестиционных связей. По моим оценкам, на этот регион приходится лишь порядка 15% прямых инвестиций, накопленных за рубежом российскими транснациональными компаниями. Не намного больше удельный вес капиталовложений из АТЭС в общей сумме размещенных в России прямых инвестиций (причем заметную роль играют в основном США и Япония).

Пока недостаточное развитие экономических контактов России со странами Тихоокеанского бассейна особенно примечательно с учетом того, что деятельность АТЭС (в отличие от таких интеграционных группировок, как ЕС и НАФТА) сосредоточена почти исключительно на экономических вопросах (хотя последнее время добавилась "модная" для саммитов тема международной безопасности и противодействия терроризму). Это и вполне понятно, поскольку АТЭС объединяет слишком разнородные страны и территории - и по масштабам экономики, и по уровню развития, и даже по моделям политико-экономического устройства. В связи с этим большей отдачи во время форумов АТЭС следует ожидать от контактов на уровне компаний. Неслучайно в рамках АТЭС действует Деловой консультативный совет, в котором каждая страна имеет трех представителей от бизнеса. Он создан в 1995 году (т.е. спустя шесть лет после образования АТЭС) для повышения эффективности взаимодействия форума с бизнес-сообществом, которое рассматривается в качестве главной движущей силы хозяйственного развития Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основными результатами работы Делового консультативного совета являются ежегодные доклады с рекомендациями главам государств и правительств участников АТЭС накануне очередных форумов. Заседания этого совета проходят раз в квартал. В структуру совета входит несколько рабочих групп - по мониторингу планов действий, содействию либерализации торговли и инвестиций, наращиванию потенциалов, финансам, технологиям.

К сожалению, пока работа российских участников в Деловом консультативном совете носит больше формальный характер. Конечно, руководство некоторых ведущих российских компаний отправилось на форум АТЭС в Австралии и даже достигло определенных договоренностей со своими зарубежными партнерами в регионе. В то же время пока речь может идти, скорее, об отстаивании узких корпоративных интересов, тогда как, например, на европейском направлении отечественные бизнесмены уже смогли сформулировать более-менее консолидированную позицию по стратегии развития российских внешнеэкономических связей. Достаточно вспомнить усилия многочисленных (несколько десятков компаний стабильно проявляют активность уже много лет) участников "Круглого стола промышленников и предпринимателей Россия - ЕС" по преодолению политического кризиса в российско-европейских отношениях в 2006-2007 годы, их инициативы по корректировке официальной позиции при формировании Общего европейского экономического пространства и т.д. Напротив, в Деловом консультативном совете АТЭС стабильно представлены государственные "Газпром" и Банк внешней торговли ("ВТБ"), а также бизнес-группа "Базовый элемент" О.Дерипаски. В 2007 году распоряжением президента страны В.Путина представители их руководства были в очередной раз делегированы на трехлетний срок.

В принципе все три названных участника Делового консультативного совета входят в число заметных игроков на "восточном" направлении российских внешнеэкономических связей, причем особенно компании активизировались в последнее время. Например, в конце 2006 года "ВТБ" участвовал в официальном открытии Вьетнамско-российского банка (российскому гиганту принадлежит 49%), таким образом начав экспансию за пределами Европы и СНГ. В 2007 году уставный капитал этого первого совместного предприятия с российским участием в банковском секторе Вьетнама был утроен, открыт филиал на юге страны. Параллельно расширяются контакты "ВТБ" с финансовыми институтами Японии, Китая, других стран АТЭС в сфере кредитования внешней торговли. Действует представительство "ВТБ" в Пекине.

Позиции "Газпрома" в Тихоокеанском бассейне скромнее, поскольку экспорт сырья возможен главным образом в сжиженном виде (тогда как в европейские страны природный газ из России поставляется более дешевым способом - по трубопроводам). Тем не менее компания проявляет интерес к различным проектам по добыче и транспортировке углеводородов в странах АТЭС.

Самым же крупным российским инвестором в регионе АТЭС является холдинг "Базовый элемент". Еще в 2004 году за 460 млн долл. его дочерняя компания "РУСАЛ" приобрела 20% акций австралийского глиноземного завода, крупнейшего в мире. В 2006 году был куплен катодный завод в Китае. В 2006-2007 годы началась экспансия в регионе другого подразделения "Базового элемента" - ОАО "Русские машины". Инвестиции российской компании в акции одного из ведущих производителей комплектующих и запчастей к автомобилям в мире "Магна" превышают 1,5 млрд долл. Эта североамериканская фирма широко представлена в качестве экспортера или инвестора в большинстве стран АТЭС.

В то же время в странах АТЭС развивают торгово-инвестиционные связи и многие другие российские компании. В частности, "Зарубежнефть" реализует крупный совместный проект по добыче нефти и газа во Вьетнаме (активы российской компании превышают 1 млрд долл.). Другой нефтяной концерн - "ЛУКОЙЛ" владеет 2 тыс. АЗС в США и пытается закрепиться на бензиновом рынке Китая. Газовая компания "Итера" в последнее время расширяет присутствие в США, переключившись с рынков СНГ. В США представлены дочерними структурами и несколько ведущих российских металлургических компаний - "Норильский никель", "Евразхолдинг", "Северсталь". Инвестиции каждой из них исчисляются сотнями миллионов долларов. При этом экспортные поставки данных фирм охватывают почти весь регион АТЭС. Ключевой российский производитель минеральных удобрений "Акрон" владеет 50,5% акций совместного предприятия в основной стране-импортере своей продукции - Китае (причем капиталовложения в фирму "Хунжи-Акрон" уже превысили 60 млн долл.).

К сожалению, в целом российские компании осваивают Азиатско-Тихоокеанский регион пока довольно осторожно, особенно если речь идет о сравнительно небольших фирмах. Конечно, сказывается конкуренция (все-таки, в отличие от ЕС, здесь значительно важнее оказывается давление со стороны рынков с дешевой рабочей силой). Однако многие эксперты отмечают и проблемы информационного характера - россияне в основной своей массе пока слабо представляют, какие возможности открываются для бизнеса в странах АТЭС, а главное - как избегать "подводных камней" при выстраивании деловых отношений, например, с восточноазиатскими партнерами. Показательно, что российские фирмы почти не развивают с компаниями АТЭС кооперационные связи (хотя успешные примеры все-таки существуют).

Бесспорно, уже давно назрела необходимость переходить от громких заявлений официальных лиц, подкрепленных единичными крупными контрактами компаний (часто государственных), к слаженной работе российских дипломатических миссий, экспертного сообщества и частных компаний по изучению возможностей для экспансии российского бизнеса в странах АТЭС, возникающих барьеров и путей их преодоления.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67