Проблема выбора

Goldenmask.Club в Театральном центре на Страстном

В Москве стартовал Goldenmask.Club - музыкальный марафон, приуроченный к театральному фестивалю "Золотая маска". В прошлом году Эдуард Бояков, художественный руководитель театра "Практика" и отец-основатель "Маски", сотрудничал с фольклористом и этнографом, замечательным вокалистом Сергеем Старостиным - получился мощный проект с привлечением музыкантов из разных стран - от Грузии до США. В этом году Goldenmask.Club обещает быть еще масштабнее, к Боякову присоединился Александр Чепарухин, продюсер и глава концертного агентства Greenwave. На протяжении долгих лет Чепарухин привозит со всего мира блистательных музыкантов; и в этом году Goldenmask.Club на первую половину апреля грозит не давать меломанам передышки. Если учесть, что музыкальная жизнь Москвы при этом отнюдь не замирает, а идет полным ходом, становится как-то не по себе: проблема выбора станет центральной проблемой месяца.

Итак к 1 апреля остались: Пат Мастелотто, барабанщик King Crimson с 1994 года и коллега Трея Ганна, сумасшедший конгломерат - пакистанско-английский ансамбль Fun-Da-Mental, польский лихой деревенский оркестр Kapela ze vsi Warszawa, нью-йоркские эклектики Hazmat Modine, бард и гитарист, номинант Грэмми Гари Лукас в безумной компании с музыкантами из Television и Talking Heads, крутоватая панк-девушка Nina Nastasia и "наши"- группа "Ва-Та-Га", жители Карелии, увлеченные поморскими, славянскими, финно-угорскими музыкальными традициями; и ансамбль Farlanders с новыми вокалистками - Таисией и Ольгой Краснопевцевыми. А 15 апреля в день завершения марафона зрителя ждет мощнейшее испытание: на сцену выйдут все участники разом, все это будет называться "Русский джем" - и воспоминания об этом музыкальном массиве должны будут зарядить публику эмоцией до следующего фестиваля.

Подробное расписание на сайте Goldenmask.Club .

Le Jazz в клубе Ikra

Второй фестиваль французского джаза охватит в этом году три города: Ханты-Мансийск, Москву и Санкт-Петербург. В Москве музыканты окажутся 7 и 8 апреля, а играть будут в клубе Ikra. Прошлогодний фестиваль, помнится, вызвал бурные и вполне радостные эмоции публики, однако оказался фестивалем не столько французского джаза, сколько международной музыки разных направлений. К собственно джазменам из всех участников можно было отнести только Бирели Лагрена и Сильвана Люка; а вот увидев в фестивальной программе имя Нино Катамадзе, меломаны изумленно прищуривались. Разножанровость никак не повлияла на качество фестиваля, и Le Jazz оказался мероприятием веселым и достойным. В этом году состав участников и в большей мере соответствует названию. В первый день московского фестиваля на сцене появится Belmondo Quintet - проект братьев Стефана и Лионеля Бельмондо (первый был в свое время благословлен и разрекламирован Чатом Бейкером), а затем их сменит квартет Ришара Гальяно - исполнителя на бандонеоне, человека, освоившего и приручившего музыку французских улиц - мюзет. На следующий день перед публикой предстанут великолепный джазовый самоучка пианист Жан-Мишель Пильк и вокалистка Элизабет Контоману, француженка афро-греческого происхождения - ее голосом восхищались Мишель Легран и Леон Паркер. А завершит фестиваль квинтет Жюльена Луро - саксофониста, работающего в разных жанрах, от джаз-рока до электроники.

Пьер Бастьен в Клубе на Брестской

Эстафету французской музыки в Москве подхватывает композитор и мультиинструменталист Пьер Бастьен - 8 апреля он выступает в Клубе на Брестской со своим ансамблем "Mecanium" (кроме того, специальным гостем концерта будет скрипач и композитор Алексей Айги, основатель ансамбля "4'33"). Мультиинструментализм Бастьена - дело удивительной красоты. Стоит залезть на бастьеновский сайт, чтобы убедиться: этот музыкант - великолепный мастер инженерной мысли. Игрушка "конструктор" - для кого-то мечта всего детства, для кого-то кошмар уроков труда; для Бастьена - подручный материал, из которого должна вырастать музыка. К конструктору добавляются скрипка, старый проигрыватель, несколько экзотических инструментов вроде китайской лютни - и оркестр укомплектован. Исполняющий композиции самых разных жанров и стилей, адепт то минимализма, то трип-хопа, Бастьен в торжестве своей инженерии, безусловно, наследует множеству традиций (одна из близких для нас ассоциаций - "Поп-механика" Сергея Курехина и его многочисленные продолжатели). А человек романтический, склонный к широкому взгляду на искусство в целом, наверняка задастся вопросом "Из какого сора?" - поскольку Бастьен действительно способен изумить разнообразием приборов для звукоизвлечения. Концерт таким образом рискует превратиться в арт-шоу, род выставки с перформансом; однако - опять же с точки зрения общности искусств - это тоже очень интересно.

Шилклопер на Красных холмах

7 апреля знаменитый музыкант Аркадий Шилклопер, играющий на валторне, альпийском роге, флюгельгорне, диджериду (список можно долго продолжать), представит в Доме Музыки свой международный проект Global Village Ensemble. Идея проста: собрать на сцене как можно больше музыкантов со всего мира и устроить грандиозный джем "музыки всего земного шара". Глубоко убежденный в том, что музыка не знает границ и географических делений, Шилклопер всегда стремился к сотрудничеству - к сотрудничеству как к самому содержательному виду работы и искусства. Успев переиграть с великим множеством разных музыкантов, он довел свою идею до совершенства, придумав Global Village Ensemble. Состав его меняется от выступления к выступлению, поэтому говорить о постоянной программе не приходится - в соответствии с древними канонами каждый концерт оказывается неожиданным (иной раз - и для самих музыкантов) и неповторимым. В этот раз на сцене окажутся: швейцарский тромбонист Кристоф Швейцер, болгарский перкуссионист Стоян Янкулов, немецкий исполнитель на диджериду Марвин Диллманн, а также давние коллеги и друзья Шилклопера - контрабасист Владимир Волков и вокалист-фольклорист Сергей Старостин - и многие, многие другие.

Ансамбль Bratsch

Цыганский джаз стал для нас уже родной музыкой. На дисках Джанго Рейнхардта или - изредка - Стефана Граппелли, в выступлениях Бирели Лагрена или ансамбля LoJo; цыганский джаз в равной степени ублажает эстетов - любителей джаза, а также тревожит русскую душу. 8 апреля ансамбль Bratsch - звезды World music вообще и цыганского джаза в частности - приезжают в Москву, в тот же ММДМ, чтобы снова ублажить и растревожить. Собственно говоря, bratsch - это традиционная цыганская скрипка. Гитаристом Дан Гарибян и скрипач Бруно Жирар создали свой ансамбль около двадцати пяти лет назад. Первый романтически относился к собственному происхождению, к армянским корням, слушал армянскую, греческую и русскую музыку и, разумеется, был вдохновлен тем же Рейнхардтом. Второй - меньший романтик - стал биологом, десять лет занимался исследованиями - а в результате все равно пришел к музыке. Помимо Гарибяна и Жирара, в состав группы сейчас входят кларнетист, контрабасист и аккордеонист. Музыканты, разумеется, не ограничиваются исполнением только цыганской музыки; в сфере их интересов вся та немыслимая радостная мешанина из клезмера, босса-новы, би-бопа, сальсы и чего еще только ни-, которая до краев наполняет публику немыслимым, пенящимся, как лимонад, весельем.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67