Про то, как мы с Витьком попали раз на войну

Глупо пересказывать сюжет: про фильм "Сволочи" в последние дни не говорили разве что немые. ВОВ, малолетние преступники, школа безжалостных юных диверсантов, последний бой. Споры - "взаправду" все это или "понарошку" - в лучшем случае умиляют. Но главное впечатление от фильма не имеет никакого отношения ни к истории, ни к доверию авторам. Главное впечатление - это вырытые лопатой, наивные фантазии твоего позорного детства.

Это удивительный фильм. Я посмотрел его в кинотеатре "5 звезд", над входом которого не зря написано "Центральный детский кинотеатр". Из детей, правда, в холле маячил только картонный Гарри Поттер, да и тот сильно подрос за последний год. Но сам я почувствовал, что меня будто окликнули какой-то старинной школьной кличкой, "Михеич" или "Михоныч", и будто это не "5 звезд", а кинотеатр "Восток" в городе Калинине, и мне лет 12 или 13. Потому что фильм "Сволочи" настолько пропитан грезами подобного возраста, что невольно возникает единственный вопрос: какого черта в главной роли не я?

Впрочем, понятно - в кино всегда прорываются блатные. Вот и теперь: представляю, как же гуляется этим пацанам-актерам по их школьным коридорам! Может, им даже автоматы отдали со съемок! И они приходят в класс прямо с автоматами. Действительно, "Сволочи". Повезло.

Весь этот фильм - как ночной рассказ хорошего завиралы в пионерском лагере. Про то, как он попал в Афган. На вертолете. Случайно. Пилот перепутал направление, пришлось садиться в горах. А тут д ухи, стрельба. И нас направили в такой секретный детский лагерь для подготовки супердиверсантов. Тут начинается краткий пересказ какого-то фильма, скорее всего - "Рэмбо". Из-за этого "Рэмбо" не очень понятно, где "наши", а где "русские", и где в таком случае "духи". И ты, конечно, не веришь ему ни на грош. Ведь ясно, что с таким румянцем, с таким именем - Гоша, с такой мамой, которая приезжала на родительский день, - да не мог он попасть в Афган! "И вот я иду с автоматом по бункеру. Вижу - там наши пацаны, Витек, Димон, Желудь, - все убитые лежат в крови...". У него на роже, красной от вранья и азарта, написано: "я дальше Анапы в жизни не путешествовал, а из всех вертолетов видел только стрекозу". Но одновременно ты ему завидуешь. История у него абсолютно липовая, но чем-то притягивает. А притягивает она тем, что это - плоть от плоти - ты, твои мечты, твоя героика. И единственная беда, что не ты все это первым выдумал и не ты убиваешь там главного вражеского гада. Впрочем, в голове у тебя уже подготовлен собственный пересказ по возвращении в город.

Фильм "Сволочи" этим и отталкивает поначалу. Стыдно, стыдно, что мечтал о подобной белиберде. Стыдно слушать ее из чужих уст. Вообще, этот возраст, 12 лет - стыдное время. Самое стыдное, конечно, начнется чуть позже, но 12 - тоже стыдное. И чем дальше смотришь, тем бешенее узнавание. И в конце концов приходится сознаться: чувство, от которого в тебе закипает и презрение, и симпатия к этому фильму, - банальная зависть. Зависть, что не ты в главной роли. Двенадцатилетний.

Как все липово в этом фильме. Как прекрасно! Как герои неумело ругаются! Так ругаются в мечтах! Так выходят из кабинета директора и, ковыляя домой, оглушенно бредят: "Вот он мне говорит: "Безобразие, то-се, родители в школу, парту будете красить за свой счет, 500 рублей", а я ему так медленно говорю: "А пошел ты!..". И он так: "А?!!..". А я ему: "Б!..". Или во время просмотра фильма про войну: там герой попадает к гаду-майору НКВД, и тот его унижает, а герой, дурачок, боится. Хотя и здоровый мужик. И ты думаешь: да не так надо этому майору возражать! Я бы не так возражал. Я бы сказал: "Заткни варежку, баран!". Вот так.

Фильм "Сволочи" - это грезы сопляков о том, какими они были бы на войне. Как они бы всех перекрошили и ничего не боялись, и говорили бы взрослым: "А пошел ты!", и взрывали вражеские нефтехранилища, потому что кроме них никому бы это не доверили. А потом - потом лежать на окровавленном снегу, кричать другу: "Уходи сам! Меня не дотащишь!", заматывать бинтом оторванную руку и глядеть, как сходит на тебя бушующая лавина. А потом - конечно, спастись. Каким-то образом. Не важно каким.

Двенадцати-, тринадцати-, пятнадцатилетние не могут сами снимать кино. Но кино им необходимо больше, чем кому-либо. И кино, где есть место им самим, которое они могли бы пересказать в качестве истории из своей жизни ушастой младшей группе, т.е., по сути, детское кино, - это кино может выглядеть как угодно невероятно, как угодно тупо, бредово (взрывают нефтехранилище, а оттуда - ни дымка), но только чтобы там была нужная героика. А в "Сволочах" ее бы почувствовал даже картонный Гарри Поттер, стоящий в холле "5 звезд".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67