Подвижник духа

Не много властителей прошлого продемонстрировали то, что сейчас демонстрирует Михаил Горбачев. Вот, говорят, римский император Диоклетиан отказался от верховной власти ради выращивания капусты. Русский император Александр I, по слухам, инспирировал свою смерть в Таганроге и превратился в старца Федора Кузьмича, который с нищенской котомкой обходил русские деревни и учил подростков уму-разуму.

На такое способны не многие: быть наверху, быть человеком, от мыслей и действий которого зависят судьбы миллионов, а то и миллиардов двуногих тварей, но найти в себе силу, мощь духа - и отказаться от мирской славы и суеты.

К таким подвижникам духа с полным правом можно отнести и Михаила Горбачева. Некогда этот полноватый, невысокий и плешивый человек был генеральным секретарем КПСС, президентом СССР.

КПСС - это Коммунистическая партия Советского Союза, во многом тайная организация, которая повелевала миллионами людей труда, направляла и вдохновляла прогрессивные силы планеты на борьбу труда против капитала. СССР - это Союз Советских Социалистических Республик, могучее и крупнейшее в мире государство, в сферу влияния которого входила большая половина земного шара.

И что же эта мирская слава для Горбачева? Да пустой звук. Ибо известно, что сказал Христос: не ищите богатств на Земле. И Горбачев пошел по извилистому пути отрицания мирской славы и суеты.

Модный дом Louis Vuitton, под брендом которого выпускаются сумки и разнообразные аксессуары, еще раз напомнил потребителям об истинных ценностях, сняв фотосессию с Горбачевым для сентябрьского номера журнала Vogue. На ней - серьезный, сосредоточенный бывший владыка полумира изображен на заднем сиденье дорогого автомобиля. Рядом с ним простая приоткрытая дорожная сумка Louis Vuitton. Духовный подвижник задумчиво смотрит на унылый пейзаж за окном. Интересны ассоциации, которые вызывает снимок. У русского человека, безусловно, возникнет сравнение Михаила Сергеевича с нищенствующим Федором Кузьмичом. Иностранцы же, будучи абсолютно бездуховными и далекими от русской истории, выдумают нечто несуразное. Так, журналист New York Times определил выражение лица Горбачева как человека, осознающего, что он перевозит в сумке полоний-210.

Иностранцам просто не понять, как мог Горбачев, говоря по-русски, забить на свои обязанности президента, наплевать на идолов коммунизма, которым он всю жизнь поклонялся, служил и клялся в верности. Им не понять, как мог человек, от шевеления пальца которого приходили в движения миллиардные массы людей, махнуть на все это рукой и предпочесть скромную, но несуетливую жизнь фотомодели и рекламного клоуна.

Между тем уже давно Михаил Горбачев, по-видимому, лелеял в себе эту скромную высокую мечту. Видимо, еще встречая на курортах Краснодарского края коммунистических бонз, Горбачев осознал, что правильный пиар, правильная реклама - куда важнее для него, чем вся идеологическая и народно-хозяйственная трескотня и шелуха, которую приходится ежедневно впаривать потребителям. В самом деле, от грамотно сыгранной подобострастной гримасы перед Леонидом Брежневым, от точно рассчитанной покорной позы перед Михаилом Сусловым потребители Краснодарского края сразу ощущали приток инвестиций из Москвы для строительства огромных, но неэффективных животноводческих комплексов. Надо быть бездарностью, чтобы не понять силу рекламы после этого. А ведь Горбачев не бездарность, а подвижник духа.

Рекламный талант Михаила Горбачева в полной мере раскрылся после получения им первого поста в партии и государстве. Многими новыми, красивыми и необычными брендами обязана Россия этому простому, по сути, лысоватому мужичку, в душе сохранившему комсомольский задор и пионерскую свежесть восприятия жизни. Это и "перестройка", и "ускорение", и "гласность", и "процесс пошел" и "углубить и расширить"...

Но подлинную свободу самовыражения и творчества Михаил Горбачев получил, конечно, после падения коммунизма. После того, как он махнул рукой на коммунистический бред, забросил дурное дело управления партией и государством и свободным уже человеком занялся рекламой вплотную. В самом деле, нет ничего бездуховнее, чем пытаться управлять людьми, следить за исправностью системы, в которой они живут. Люди должны жить свободно, люди должны творить и самостоятельно искать пути духовного совершенства. Пусть на первых порах на просторах бывшего СССР и стран-сателлитов это не у всех получается. Да, бушуют войны, появилось рабство, миллионы сирот и беспризорных. Да, высока смертность, детей растлевают с малолетства, и люди обнищали. Да, проституция и бандитизм стали обычным явлением. Но зато люди получили свободу. А ее цена всегда велика. И как линкор, как флагманский крейсер, как аэроплан братьев Райт, Михаил Горбачев показывает всем нам, чего может добиться простой, частный человек, имеющий свободу. Хотя бы и в области рекламы.

Уже первый рекламный контракт Горбачева был феноменально удачен. Десять лет назад он снялся в рекламе сети пиццерий Pizza Hut. По сообщениям в печати, гонорар Горбачева составил около $150 тыс. Казалось бы, обычное дело: Горбачев и его внучка Анастасия заходят перекусить в Pizza Hut и привлекают внимание посетителей. И всем становится ясно, что русские благодаря Горбачеву стали свободны и теперь запросто, непринужденно могут обедать в американской пиццерии.

Иногда я задумываюсь: а могу ли я стать таким же титаном духа, как Горбачев? Смог бы, например, и я отказаться от мирской суеты литературной поденщины, постоянного безденежья и поисков работы, жизни бесполезного обществу люмпен-интеллигента, чтобы пойти путем Горбачева? Думаю, размышляю об этом и не нахожу ответа.

Считаю, что впереди нас ждут еще многие проекты и творческие удачи, связанные с образом Михаила Горбачева в рекламе. Ведь он подвижник духа, отказавшийся от мирской славы ради простой, скромной частной жизни. И одновременно - подвижник, давший всем русским свободу. Ведь теперь мы свободны.

Русский? Свободен!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67