Перекати-поле

Внимательно следя за (иногда выходящей за рамки приличия) полемикой вокруг статьи Александра Тимофеевского "Факультет ненужных вещей", я не мог отделаться от ощущения, что после этой разножанровой словесной баталии осталась какая-то недоговоренность. Кажется, уже и точки расставлены, и акценты сделаны, и добавить сторонам нечего, а чего-то все равно не хватает.

Тимофеевский тысячу раз прав, оппоненты его или остались на уровне "киса ку-ку" (форум журнала "Эксперт" - яркий тому пример), или, пытаясь опровергнуть, только подтвердили правоту исходных тезисов главного редактора GlobalRus (Алексей Надеждин, "Страсти по журфаку"). Разумеется, Тимофеевский схитрил, поставив апологетов факультета журналистики МГУ в положение вечно оправдывающихся. Разумеется, есть в "Факультете ненужных вещей" свои слабые места и передергивания. Но если обратиться к "самым окраинам", да и ко всей провинции вообще, то там ситуация с журналистами просто аховая.

Нехватка "свежей крови" в местных изданиях через пару лет станет настоящей трагедией. А многочисленные факультеты журналистики тем временем будут выпускать тысячи "пиарщиков" и "интернет-журналистов", которые никому и даром не нужны. Но в масштабе всей образовательной системы неквалифицированные журналисты - это мелочи. "Пустяки, дело житейское". Сколько неквалифицированных педагогов выходит "в большую жизнь" из стен педвузов? Сколько юристов, экономистов, инженеров?

Общая некомпетентность системы высшего образования - прямая причина проблемы, которая не была озвучена ни Александром Тимофеевским, ни его многочисленными оппонентами. Вы считаете, что все учителя a priori нормальны, я говорю вам - в каждом отдельном случае это еще надо доказать. Ни у среднего, ни у высшего образования сегодня нет придуманной в 60-х "презумпции невиновности": вывеска "университет" не значит ничего, кроме того, что в этом здании молодых людей в течение пяти-шести лет нагружают какой-то (иногда устаревшей, иногда вовсе бредовой) информацией. Нет уже ни "физиков", ни "лириков", и нечего мерить образование мерками полувековой давности.

И Александр Тимофеевский, и его противники, сами того не подозревая, судят о журналистике как о важной части некоей системы, которая исправно функционирует, но вот вдруг иногда дает сбои. Весь сыр-бор и развился вокруг характерных признаков этих "поломок". Поломки критические, говорит Тимофеевский, необходимо запускать новые линии производства, а старые - забыть, дабы не морочить себе голову. Все путем, возражают ему, есть отдельные сбои, но в целом процесс производства нормальный, сейчас кое-что наладим только.

Дикость этой полемики заключается в том, что разговор о "линиях производства" ведется на заводе, который завтра может вообще закрыться. Той подразумеваемой четкой и ясной системы, в координатах которой и д олжно разбираться с "журфакерами", давно уже не существует. Отсутствие системы и есть та "недоговоренность", о которой шла речь вначале. Господами спорящими почему-то подразумевается, что выпускники журфака "должны уметь то-то и то-то", хотя из природы образовательной системы нынешней России это никак не следует. Прямая связь между процессом обучения и его результатами есть свойство устойчивой системы общественных отношений. Можно как угодно относиться к Советскому Союзу и советскому образованию, но устойчивости, ясности и понятности у него было не отнять. Но вот только те мехи уж больно старые, и залатать их при всем желании вряд ли удастся.

Однако не в образовании как таковом вся беда. Вся беда в том, что образование - очень важный, но ныне почти не работающий инструмент социализации и в том, что проблем образования нет, а есть проблемы социума. Когда-то давным-давно мы с моим знакомым на свою голову решили организовать "творческий конкурс" среди старшеклассников и студентов. Большая часть присланных работ не была даже подписана. То есть люди пятнадцати-семнадцати лет всерьез полагали, что если они знают свое имя и свою фамилию, то это факт общеизвестный, не требующий дополнительного акцентирования. Стоит ли уважаемому Александру Тимофеевскому удивляться, что выпускники факультета журналистики чего-то там не умеют?

Вместо стройной, хотя и несколько громоздкой, насквозь идеологизированной, но работавшей советской системы образования мы получили странный суррогат из почасовой оплаты труда, каких-то феерических учебных программ, коммерческих отношений и советского пафоса "наши физики - самые лучшие физики в мире". Они-то, может быть, и лучшие физики, но вот только от этого не легче.

Долгое время я ломал голову над странным психологическим феноменом, который знаком любой приемной комиссии. Каждый год выпускники и их родители штурмуют факультеты экономики, менеджмента, дизайна, журналистики etc. Каждый год выпускникам занудно объясняют, что на этих факультетах нечего делать, потому что и учат плохо, и на работу потом поди устройся. Но все это напрасно. Виделся мне здесь какой-то странный изъян. Ну не могут же люди не понимать очевидных фактов!.. А вот ведь могут. Еще как могут. Неожиданно все встало на свои места, спасибо Александру Тимофеевскому, жестоко и зло попинавшему несостоявшихся "акул пера". Вся эта дискуссия вокруг факультета журналистики, как оказалось, полезна хотя бы тем, что вскрывает суть описанного выше феномена.

Образование сегодня выполняет только одну функцию: оно дает мнимую перспективу двухмерной картины российской жизни. Человек - существо духовно более сложное, нежели, скажем, собака: ему нельзя без перспективы, ему физически невыносимо жить в горизонтали и вертикали. Институт - это материализовавшееся здесь и сейчас будущее, которого никогда не случится.

Описанные Тимофеевским выпускники хотят "тысячу уев" здесь и сейчас не потому, что они плохие или жадные. Они просто не мыслят в парадигме "прошлое-будущее". Будет день - будет пища. Эта метафора на наших глазах каждый день реализовывается буквально. Реализовывается на всех возможных уровнях: политики бредят 2008 годом, экономисты высчитывают показатели на год вперед, 70 процентов населения предпочитает тратить деньги, не откладывая их ни на "завтра", ни на "черный день". А это значит, что "черный день" уже наступил и, словно день сурка, никак не может закончиться.

"Черный день" - это чудовищная ситуация отсутствия реального "третьего измерения", когда все общественное устройство превратилось в перекати-поле. Повинуясь любому движению ветра, огромный шар катится, бог знает куда. И стоит ли удивляться тому, что абитуриенты валом валят учиться на юристов, когда это единственная статичная точка, которую так хочется принять за точку отсчета?

И уж тем более не стоит удивляться, что все описанное выше лишь еще одна очень грустная иллюстрация нездоровья общества, которое мы все и составляем, - общества, неукорененного в собственном настоящем, не мыслящего себя в будущем и плохо представляющего себе свое прошлое. Так что ругать юных журналистов не стоит: они, словно тот пианист, играют, как умеют. И никто еще никому не показал, что можно играть как-то иначе.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67