П@утина, выпуск 41

Google начал тестирование еще одного из своих сервисов, именуемого "Reader" и предназначенного для чтения RSS-фидов. Можно не только добавлять XML-ленты для чтения, но и производить по ним поиск. Еще компания собирается развернуть сеть беспроводного доступа в Интернет в городе Сан-Франциско, финансируемую за счет доходов от рекламы, причем доступ будет не только беспроводным, но и бесплатным. Также между Google и Sun Microsystems на днях было заключено соглашение о взаимном продвижении их продуктов. Sun вроде бы собирается включать Google desktop в состав дистрибутива своей Java Runtime Environment, а Google - "продвигать" собственно Java. Также Google подтвердила свои намерения создать текстовый процессор и электронные таблицы, работающие непосредственно в онлайне. Один такой текстовый процессор уже существует, кстати, так что ничего невозможного в этой затее нет. Кстати, StarOffice от Sun недавно еще и начал устанавливаться на новые компьютеры ThinkPad. Да и вообще - установка на продаваемые компьютеры свободного софта становится все более распространенной не только в России (началось это, как мне помнится, с компании IRU), но и повсеместно: например, Dell продает некоторые модели новых ноутбуков вообще с чистым винчестером, прилагая к ним дистрибутив FreeDos. Сделай, как говорится, сам.

Немного скандальных новостей из шоу-бизнеса - специально для тех апологетов авторского права, которые в апологетике своей апеллируют к образу несчастного обиженного творца, обираемого пиратами. После смерти Юрия Айзеншписа продюсерский центр StarPro решил свернуть проект "Дима Билан" и разослал по радиостанциям предписания не ставить в эфир его песни. То, что Дима Билан - это как бы человек, продюсеров не смутило: дело в том, что "Дима" - сценический псевдоним, а настоящее имя певца - Виктор. Словосочетание "Дима Билан" зарегистрировано в качестве торговой марки, так что продюсерский центр вполне может запретить его использование, как минимум в сфере шоу-бизнеса (хотя, если Виктор Билан решит сходить в ЗАГС и в установленном законом порядке поменять имя на "Дмитрий", сделать это будет труднее). Вот такие у нас изобретательные акулы шоу-бизнеса. До чего-то подобного додумался разве что Эминем, который сейчас судится с несколькими компаниями, продающими рингтоны для мобильников, сделанные из его песен, добиваясь запрета на такое безобразие.

С одной стороны, если есть идея какого-то произведения искусства, то выразить ее можно даже с помощью, что называется, "подручных средств". С другой стороны - эти самые средства сейчас усовершенствовались и подешевели настолько, что влезают в карман каждого второго прохожего на улице. Так что малобюджетное искусство продолжает наступать: в Париже начался "Фестиваль карманного фильма", в программу которого включены фильмы, снятые с помощью мобильных телефонов. На Украине музыканты популярной группы "ТНМК" сняли с помощью мобильников свой последний клип. И совсем уж апофеозом малобюджетного искусства стало присуждение диплома Московского международного кинофестиваля фильму Сергея Лобана "Пыль", бюджет которого составляет, по признанию режиссера, всего три тысячи долларов (две из которых ушли на гонорар исполнителю одной из главных ролей, актеру и музыканту Петру Мамонову).

Вообще, камерафоны уже порождают свои рыночные ниши, главным образом в журналистике: достаточно вспомнить, как после прошлогоднего цунами или взрывов в лондонском метро новостные сайты и периодику наводнили снимки и видео, сделанные с помощью мобильников людьми, оказавшимися, на свою голову, в эпицентре событий. Недавно в Великобритании открылось агентство Scoopt, задачей которого стала продажа "обычным" масс-медиа фотографий и видеозаписей, сделанных, так сказать, широкими народными массами. Тем же самым занята американская компания "SpyMedia", и это, похоже, только начало. Явление одного порядка с блогами, часть "народной журналистики".

RIAA и раньше не отличалась аккуратностью при подаче исков о нарушении авторских прав: то у них какая-то бабушка скачивает оптом "тижолый митал", то тем же самым занимается человек вообще без компьютера, то еще чего... На этот раз - сорокаоднолетняя мать-одиночка из Орегона решила послушать "гангста рэп". (Если бы меня кто-нибудь в таком обвинил - я бы на него тоже в суд подал, причем из принципа, независимо от стоящей на кону суммы.) Это - в версии RIAA, а поскольку по утверждению самой Тани Андерсон, ничего подобного она не делала, то RIAA получила встречный иск. В процессе подготовки которого выяснилось, что при расследовании "нарушения копирайта" сыщики, нанятые RIAA, не брезгуют и незаконным доступом к данным на компьютере "подозреваемого" (а законно можно узнать только его IP-адрес). Вдобавок при разговоре с представителями компании, занимающимися "досудебными соглашениями" с нарушителями, выяснилась еще одна пикантная подробность: тот заявил, что охотно верит, будто Андерсон ничего не скачивала, но отозвать иск не может - тогда все остальные нарушители начнут точно так же отговариваться... В общем, Андерсон теперь обвиняет поборников копирайта в незаконном вторжении в частную жизнь, вымогательстве и мошенничестве. Очень надеюсь, что иск она выиграет. Тем временем борьба с RIAA ставится на поток: в Чикаго 3 ноября прошла конференция, посвященная борьбе с заявляемыми ею "веерными" исками.

В Австралии, кстати, сторонники DRM на днях потерпели поражение: Верховный суд этой страны отказал компании Sony в требовании признать незаконной модификацию игровых приставок. По мнению суда, модификация приставки не относится к незаконному копированию интеллектуальной собственности. Очень может быть, что когда кто-то из осужденных отечественными судами за сходные преступления дойдет в кассационном порядке до нашего Верховного суда, то и там будет вынесено сходное решение - а в России, кстати, уголовные дела возбуждались и за приставки от Sony.

Еще одним примером того, как виртуальные разборки могут доставлять вполне реальные неприятности, служит история, произошедшая на выходных и многими лжеюзерами, сидящими в Сети только на работе, вероятно, пропущенная. Случилась она с одним из жежистов по имени kenigtiger. Оный тигер имел неосторожность высказаться в своем журнале о том, как, по его мнению, лучше всего поступить с участниками митинга, устроенного по образцу украинского "майдана", буде такой случится в Москве, а затем - публично обнародовал намерение устроить некую "ненасильственную акцию" на митинге "Я свободен" 9 октября. Что это за акция - мне и самому интересно. Пока что есть только сообщения о задержаниях.

Но речь сейчас не об этом. Дело в том, что Андрей Морозов (это паспортное имя kenigtiger'а) до этого уже успел прославиться своими акциями по забрасыванию помидорами многих известных личностей либерального толка, включая Юлию Латынину и Илью Яшина, вождя "Обороны". Так что глупо было бы думать, что эти его мечтания не попадут на глаза заинтересованным лицам. Одно из которых, предварительно проконсультировавшись с юристами, накатало заявление в милицию - о подстрекательстве к насильственным действиям и терроризму. Морозова, естественно, вызвали для дачи объяснений, а кое-кто (не будем показывать пальцем) решил, что арестовали, и забил тревогу. Причем Морозова, оказывается, даже предупреждали о том, за что его могут прижучить. Но он не внял... В итоге все вылилось в сетевую бурю в стакане. А отчет о допросе можно прочитать в изложении и Морозова, и заявителя, который в своем дневнике даже рубрику специальную завел - "морозов", естественно, называется.

...Лихорадило всю френдленту. Попутно было выяснено, что, оказывается, чуть ли не о каждом из нас Интернет хранит бездну информации: для товарища, написавшего эту злосчастную кляузу, это - место жительства (публиковать не буду), работы (и даже с фотографией), название дневника. Кстати, Морозов уже значится в списке политических деятелей "Живого журнала" как "лидер" организации с названием "Красный блицкриг".

В общем, вся эта история - лишнее подтверждение тому, что на "афтара" необдуманных текстов в Интернете может наехать не только Abuse Team, но и какой-нибудь вот такой товарищ с альтернативно развитым чувством юмора и гипертрофированной бдительностью. Что, впрочем, и раньше секретом не было.

В свое время в обозрении я упоминал о "хакере", которого подозревали во взломе из-за того, что надпись в логах одного из серверов, на который он заходил, не понравилась тамошнему системному администратору. "Хакер" утверждал, что просто пользовался текстовым браузером Lynx, но ему никто не верил. И вот результат: вынесен обвинительный приговор. При этом в качестве "попытки взлома" рассматривался ввод в строку адреса последовательностей "../../", используемых для перехода на один уровень вверх по каталогу веб-сервера (видимо, администратор настроил сервер так, чтобы оглавление каталога не показывалось, и попытка его прочитать была воспринята как попытка взлома). Единственное, что оказалось неправильным - название браузера: это был все-таки Internet Explorer (не ясно, то ли "хакер" наврал, то ли его неверно поняли). Кстати, кнопка для подъема на каталог вверх есть как минимум в одном "расширении" Эксплорера, именуемом SlimBrowser, и, наверно, в виде плагина для Firefox. Так что аккуратнее там...

Виктор Пелевин пополнил ряды писателей-экспериментаторов: последняя его книга под названием "Шлем ужаса" впервые увидит свет в аудиоверсии 21 октября. А в ноябре выйдет собственно книга. На сайте проекта также обещается некий интернет-спектакль. Собственно, сама книга является частью проекта, в рамках которого писатели из всех стран мира пересказывают своими словами древние мифы. Пелевин выбрал миф о Тезее и Минотавре, что же получилось в итоге - мы узнаем уже в конце следующей недели.

Еще известие из области литературы: наблюдение одной пользовательницы "Живого журнала" об источниках заимствования в творчестве Бориса Акунина. Оказывается, последний из романов об Эрасте Фандорине, "Алмазная колесница", начинается с большого куска, взятого из рассказа Александра Куприна "Штабс-капитан Рыбников". Рыбников - это, собственно, фамилия одного из главных героев "Колесницы", которого, вместе с некоторыми подробностями биографии, Акунин вписывает в свой роман. Такой вот всплеск постмодернизма... Если вы не читали ни того, ни другого, начинать рекомендую все-таки с Куприна, а сиквел - читать уже потом.

И еще одна из грядущих премьер: 27 октября москвичам покажут фильм-экранизацию одной из популярнейших компьютерных игрушек Doom. Тем временем праправнук этого достойного программного продукта, Quake 4, "ушел на золото" - то есть, выражаясь человеческим языком, на заводы, занимающиеся тиражированием софта, были посланы болванки с игрой. Премьера которой состоится 18 октября, совсем немного осталось.

С 12 по 31 октября пройдет ежегодный Открытый кубок России по поиску в Интернете, проводимый компанией "Яндекс". На кону - полмиллиона рублей, которые получит победитель.

Просто так: статья "Бобры, бобруйчане и другие жывотные", посвященная все тому же "падонкавскому новоязу" (статья не распознана и представляет собой картинку весом в 475 килобайт). Сайт, посвященный советским песням. Подборка отсканированных номеров журнала "Крокодил". Галереи фотографий советских микрокалькуляторов и компьютеров (на этом месте глаза мои увлажнились: три из представленных моделей: "БК-0010-01", "Орион-128" и "Радио-86 РК", до сих пор валяются где-то на чердаке у родственников, причем "БК", подозреваю, работает). Галерея фотографий шлемов из "Звездных войн" с экскурсами в их историю. Фотографии задержанных за преступления звезд, как говорится, в фас и профиль. Небольшой разбор повести Владимира Одоевского "4338-й год", из которого следует, что писатель еще в 1837 году предсказал "Живой журнал". Так-то.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67