Основы современной паразитологии

В Москве вручили премию Олега Янковского

Всякому новому делу всегда кто-нибудь или что-либо предшествует. Иногда это очевидные предшественники, редко – нет. Если предшественники слишком очевидны, новодельцев принято называть эпигонами (это давняя, античная еще история): в буквальном переводе с греческого — родившиеся после, потомки, а в древнегреческой мифологии сыновья семи аргосских героев, безуспешно осаждавших г. Фивы (поход «семерых против Фив»), отправившиеся по следу отцов. По сути – ничего обидного.

А бывает, что хочется не обидеть, а вряд ли получится. В понедельник, 31 мая, в ГМИИ имени Пушкина была объявлена церемония награждения новой премией – традиционный фестиваль искусств «Черешневый лес» через десять лет после своего рождения решил обзавестись собственной наградой. Мелочиться не стали, премиальный фонд новой премии - 6 миллионов рублей. Я, наивный человек, думал: на всё про всё, однако судя по более или менее официальным отчетам, каждому лауреату вручили по 6 миллионов! Коли так, новая премия даже больше Госпремии, денежное выражение которой – всего пять миллионов.

«Подназвали» новую премию тоже ярко: «Творческое открытие-2010». Хорошо. Вроде бы. Но вот досада: с детства не люблю, когда меня обманывают. Написано в пригласительном и понятно, что отсылка тут к одной из лучших ролей Янковского и вообще – к фильму «Тот самый Мюнхгаузен»: 32 мая. Дата церемонии - 32 мая. Михаил Куснирович, первое лицо «Черешневого леса», даже специально поблагодарил, увы, покойного Олега Ивановича за то, что тот подарил нам это самое 32 мая. Но 32 мая, как я это понимаю, неправильно отмечать 31-го, поскольку 31-ое – это явно не 32-ое. А барон, если обратиться к первоисточнику, был знаменит вовсе не тем, что летал или не летал на Луну, а тем, что не врет. Сочтем это мелкой, хотя и досадной деталью.

Всякая премия, делающая первые шаги, конечно, претендует на нечто особенное, что отличает ее от других. Иначе, зачем затевать? Иначе – придется подозревать организаторов совсем уж в дурном намерении: при большом стечении свидетелей, светской и просто публики, раздать немалые, а для кого-то и большие деньги.

Что же нового в Премии Олега Янковского? Гм... Ничего иль очень мало... Так и хочется продлить пушкинскую цитату: «Как бы это изъяснить, Чтоб совсем не рассердить Богомольной важной дуры, Слишком чопорной цензуры?». Место проведения, список жюри, список лауреатов – в данном случае еще и несколько пересекающийся с объявленным списком жюри... Распорядок действий... И неотвратим конец пути... Черт возьми, голова скоро лопнет от цитат, кстати, и нет.

Не успела еще отцвести и отлететь в прошлое премия Бориса Березовского «Триумф» (в этом году ее лауреаты деньги получили в мае, то есть почти одновременно с новоиспеченными – премии Олега Янковского), а на ее месте и, скажем так, в той же нише и с теми же людьми и, кажется, почти для той же самой компании уже является другая. Та была, если память не изменяет, для поощрения высших достижений. У премии Янковского подзаголовок (или – второе название) - «Творческое открытие 2010». Среди лауреатов – их десять – Марк Захаров, Вадим Абдрашитов, Роман Балаян, Леонид Броневой, Сергей Гармаш, Александр Збруев, Станислав Любшин, Виктор Раков, Инна Чурикова, Леонид Ярмольник. А в Попечительском совете, т.е. в жюри – Ирина Антонова, Галина Волчек, Олег Табаков, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Денис Мацуев, Олег Меньшиков, Ингеборга Дапкунайте, Людмила Зорина, Филипп Янковский, Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Леонид Парфенов. Из них половина – члены жюри «Триумфа». Почти полное дежавю. Да и вручают «Триумф» в том же Белом зале ГМИИ имени Пушкина.

Не то, чтобы плохо. Неоригинально. А это даже хуже, чем плохо. На мой взгляд.

Правда, Михаил Куснирович специально сказал, что нынешних лауреатов не выбирали ни члены Попечительского Совета, ни даже сам Янковский: «Сама жизнь сделала это». Если так, то, может быть, стоило повременить с объявлением жюри. Чтобы не ставить в неловкое, двусмысленное положение Инну Чурикову, репутация которой ничем до сих пор не омрачалась. Нелепо же: сама себя наградила премией. Слова Куснировича слышали ведь не все, а списки сопоставить несложно. Совпадения в таких случаях смотрятся некрасиво.

Не проще и с творческими открытиями, к тому же привязанными к конкретному году. Прежде «Триумф» совпадал по целям и задачам с так называемой президентской премией: кого не получалось по тем или иным причинам наградить Госпремией, где так или иначе надо было перечислить какие-то конкретные работы, тех перемещали в Президентскую, которую давали «за жизнь в искусстве». Короче, если на что и достало фантазии, так на муранское стекло, из которого каждому лауреату выдули по половинке увесистой черешни, в ладонь величиной. На срезе – автограф покойного артиста. Маловато для нового дела, но денег тоже стоит, я полагаю, немалых.

И вот: Гидон Кремер с Татьяной Гринденко играют, стараясь «перепилить» своими скрипками звонки мобильных и приглушенные телефонные разговоры, в зале – Никита Михалков, Наина Ельцина, члены жюри – все или почти все, лауреаты – все (кроме Броневого), другие известные и даже уважаемые люди, и некому сказать... А что сказать? То хотя бы, что очень хороший актер, каким был Янковский, заслуживает более оригинального приза. Он не был пошлым в своих ролях. А премия – в силу неоригинальности своей и несопоставимых с этими своими «всеобщими» качествами амбициями – пошлая. Как писала Ахмадулина? «О пошлость - ты не подлость, ты лишь уют ума».

Есть деньги – давайте кому хотите. Но – меж собой, не прикрываясь светлым именем любимого актера. Не надо. Совестливее, что ли? Скромнее? Ну, как говорится, так или иначе.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67