Мое послание к Федеральному собранию

Уважаемое Федеральное собрание!

Уважаемые граждане России!

В посланиях последних лет были сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие. И сегодня наши основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, в жилищном строительстве. Проблемы здесь накапливались, вы знаете, даже не годы, а десятилетия. Они крайне чувствительны для людей. Требовалось накопить немало ресурсов и сил, чтобы на них, наконец, сосредоточиться, за них взяться.

Во исполнение предложений, содержащихся в Послании последнего года, был принят ряд законов, совершенствующих и нашу политическую систему. В частности, закон об экстремизме. Принято также решение о совершенствовании отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением.

Другими словами, в последние годы мы целенаправленно работали над тем, чтобы сгладить те диспропорции в государственном строительстве и в социальной сфере, которые возникли.

В то же время, планируя дальнейшее развитие нашей государственной и политической системы, мы, конечно, должны учитывать современное состояние нашего общества. И в связи с этим отмечу одну из существенных черт нашей внутриполитической жизни, а именно никакой уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу. И понятно почему.

С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан.

И "демократия - это вам не лобио кушать", а потому, работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать нам первостепенные блага, мы действительно "мочили" кое-кого, и будем "мочить" впредь. Но это - "мочилово" тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе коротким путем, без учета интересов власти, то есть народа. Хорошие слова, да? Жалко только, что не я все их придумал. Жаба Иоселиани, отец российской демократии, 1990 год.

Это было сказано на выходе из многовекового рабства. Многие страны сталкивались с такими же проблемами, что и мы сегодня, и многие нашли из них достойный выход.

В основе этого было четкое понимание, что авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения.

Разумеется, мы и впредь будем стремиться к тому, чтобы поднять престиж государственной службы. Будем поддерживать российский бизнес. Именно этому послужило принятие закона о запрете торговать на рынках иностранным гражданам. Но и бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом. Власть в России одна. А раз президент в ней отвечает за все, то и выводы им надо делать соответствующие.

Говорю сейчас об этом потому, что, несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию. Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что гарантом Конституции в России является президент.

Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле. Убежден, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества.

Напомню: как об абсолютном приоритете мы неоднократно говорили о необходимости добиваться высоких темпов экономического роста. В каждом Послании мы об этом говорим. Вот, например, вспомним простую арифметику. Надо бы удвоить валовый внутренний продукт за десять лет. Нетрудно посчитать: чтобы добиться этого результата, наша экономика должна ежегодно прирастать на семь с небольшим процентов.

А что для этого надо? Я каждый год неустанно говорю и вот опять решил сказать: если мы не устраним некоторые проблемы, если не улучшим основные макроэкономические показатели и не обеспечим должного уровня экономической свободы, если не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки.

Мы уже приступили к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики, об этом ранее много говорили, приданию ей инновационного качества. Считаю, что предпринимаемые правительством шаги в этом направлении правильны, но при этом отмечу следующее: правильные шаги - это уже много.

Скажу и о государственных инвестициях. Государственные инвестиции необходимы, конечно, но они не единственное средство для достижения цели. Важен не столько их объем, сколько умение правильно выбрать приоритеты, и при этом крайне важно сохранить ответственную экономическую политику, избранную нами семь лет назад.

Сегодня, после длительного периода жизни в условиях бюджетного дефицита и резких колебаний курса рубля, ситуация кардинально меняется, и следует сохранить достигнутую финансовую стабильность как одно из базовых условий появления доверия людей к государству, условия готовности предпринимателей вкладывать деньги в развитие бизнеса.

В современной ситуации, сегодня, мы имеем возможность более трезво, спокойно оценить угрозы, с которыми Россия сталкивается как часть мировой системы, - угрозы, которые представляют опасность для внутреннего развития и международных интересов нашей страны.

Можем подробнее поговорить и о нашем месте в мировой экономике. В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Но, к сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия. А эффективность использования энергии, даже со ссылкой на климатические условия, у нас в разы ниже, чем у прямых конкурентов России на мировых рынках. Если раньше СССР называли Верхней Вольтой с ракетами, то сейчас нет СССР и ракеты мы скоро не сможем делать.

Да, мы знаем, такой наша промышленность, наша экономика строилась еще в советские времена. Но знать - этого абсолютно недостаточно. Необходимо принять конкретные меры для того, чтобы ситуацию изменить. И, не нарушая достигнутой финансовой устойчивости, нам надо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Скоро мы окончательно завершим процесс разрушения экономики тоталитарного СССР, и тогда уже надо будет всерьез реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение. Предвижу, что Россия не только сейчас, но и после реформы системы образования будет крупным экспортером интеллектуального человеческого материала.

В будущем мощный рывок в вышеназванных традиционно сильных для страны областях - это наш шанс использовать их как локомотив развития. Это реальная возможность изменить структуру всей экономики и занять достойное место в мировом разделении труда.

Уже сейчас мы уверенно чувствуем себя в добывающих отраслях. Наши предприятия здесь вполне конкурентоспособны. Например, "Газпром", вы знаете, вышел на третье место в мире по капитализации среди крупнейших корпораций мира, при этом сохраняя достаточно низкие тарифы для российских потребителей. И этот результат возник не сам по себе, а как следствие целенаправленных действий со стороны государства. Не только газ и нефть, но и лес, алмазы, продукты биотехнологий, рыба - все то, чем пока богата Россия, должно быть источником будущего рывка. Высокие технологии должны вырасти из развитой, ориентированной на экспорт добывающей индустрии.

Добавлю, что останавливаться и успокаиваться на достигнутом нельзя. Необходимо уже через несколько лет создать условия для ускоренного технологического обновления энергетической отрасли. Надо развивать современные перерабатывающие производства и транспортные мощности, осваивать новые перспективные рынки. При этом необходимо полностью обеспечивать потребности нашего внутреннего развития и исполнять обязательства перед традиционными партнерами.

Сегодня необходимы и шаги по развитию атомной энергетики - энергетики, основанной на безопасных реакторах нового поколения. Нужно укрепить позиции России на мировых рынках атомного машиностроения, максимально используя здесь наши знания, навыки, новейшие технологии и, разумеется, международную кооперацию. Решению этой задачи должна служить и реструктуризация самой отрасли.

Следует кардинально повысить эффективность потребления энергии. Это требование не прихоть для страны, богатой ресурсами, - это вопрос нашей конкурентоспособности в условиях интеграции в мировую экономику, вопрос качества жизни людей и экологической безопасности. Ключ к эффективности - полное принятие мировых рыночных цен на энергию.

Убежден, только так можно обеспечить России ведущие стабильные позиции на энергетических рынках на долгосрочную перспективу. И Россия сможет сыграть свою позитивную роль в формировании единой европейской энергетической стратегии.

Опираясь на благоприятное географическое положение страны, мы обязаны эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере, как современные коммуникации. Ключевое решение здесь - это комплексное, взаимоувязанное развитие всех видов транспорта и связи.

Отмечу, что новые возможности для реализации таких проектов дают и концессионные механизмы. И надо задействовать их уже в самое ближайшее время.

Неоправданно долго решаются вопросы реорганизации таких важных отраслей, как авиа- и судостроение. Правительство должно оперативно завершить наконец работу по созданию соответствующих холдингов.

Для нас крайне важно не ошибиться и в выборе приоритетов развития космической отрасли. Нельзя забывать, что освоение космоса - это новый туристический рынок. Для развития космической индустрии потребуются существенные капиталовложения в модернизацию мощности по созданию приемлемых условий и формированию наземной инфраструктуры.

Рассчитываю также, что реализация совместных планов правительства и Академии наук по модернизации научной отрасли не будет формальной, а принесет реальные результаты, даст отечественной экономике еще одну перспективную отрасль.

Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток. Для этого нужно создать и необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд - все это уже делается, создается. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности. Вузы и школы должны стать полноценными элементами рынка.

Считаю также, что государство должно оказывать содействие и в приобретении современных технологий за рубежом. В этом плане тоже определенные шаги уже сделаны. Прошу в этой связи проанализировать возможность направления ресурсов в капиталы соответствующих мировых финансовых институтов, занимающихся лизингом, кредитованием, страхованием такого рода контрактов.

Необходимым условием развития новых технологий остается надежная защита интеллектуальной собственности, и мы должны обеспечить охрану авторских прав внутри страны - это наша обязанность перед иностранными партнерами. Мы также должны усилить защиту интересов российских правообладателей и собственников за рубежом.

Уважаемые коллеги!

Современной России нужен беспрепятственный выход со всей своей продукцией на международные рынки. Для нас это вопрос более рационального участия в международном разделении труда, вопрос получения полноценных выгод от интеграции в мировую экономику. Именно с этой целью мы продолжаем вести переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации и ведем их только на условиях, которые полностью учитывают экономические интересы России.

Очевидно, что наша экономика уже сейчас является более открытой, чем экономики многих членов этой уважаемой организации. И переговоры о вступлении России в ВТО не должны становиться инструментом торга по вопросам, не имеющим ничего общего с деятельностью этой организации.

В Послании 2003 года я ставил задачу обеспечения конвертируемости рубля. Были намечены определенные планы, и, должен сказать, они выполняются. Сегодня предлагаю ускорить отмену оставшихся ограничений и завершить эту работу до декабря следующего года.

Однако реальная конвертируемость рубля во многом зависит от его привлекательности как средства, используемого для расчетов и сбережений. И здесь нам еще очень многое предстоит сделать. В частности, рубль должен стать более универсальным средством для международных расчетов и должен постепенно расширять зону своего влияния.

В этих же целях необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами, торговлю с расчетом рублями. Наши товары торгуются на мировых рынках. Почему не у нас? Правительству следует ускорить решение этих вопросов.

Повторю, возросшие экономические возможности позволили нам направить дополнительные инвестиции в Стабилизационный фонд, а по сути - в рост благосостояния людей, в завтрашний день России. Так, проект "Доступное жилье" уже за два года снизил ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличился почти в три раза - до 260 миллиардов рублей. Итог очевиден: жилье станет дешевым и доступным до декабря следующего года.

Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного национального проекта еще можно найти в сельском хозяйстве. С декабря следующего года начнется строительство жилья для оставшихся специалистов на селе, разовьется кредитование потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств. Мы посодействуем закупке очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники.

Несколько слов о целях и мерах, предусмотренных национальным проектом "Образование". России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований. Необходимо в первую очередь поддержать те высшие учебные заведения, которые вошли в рынок и реализуют инновационные программы, в том числе путем закупки для вузов новейших зарубежных образцов оборудования.

Правительство должно навести порядок и с содержанием программ профобразования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты. Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний, и необходимо в широком, открытом диалоге с общественностью выработать принципы установления объективных рейтингов вузов.

Не нужно бояться расширить финансовую самостоятельность учебных заведений, в том числе и школ, с одновременным повышением их ответственности, конечно, за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат.

Поддерживаю инициативу наших предпринимателей о скупке крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и о формировании системы образовательных кредитов. И здесь следует продумать вопрос о совершенствовании законодательства, стимулирующего такие расходы и создающего необходимые гарантии. Специально не говорю - государственные гарантии, но гарантии должны быть, и правительство может организовать такую работу и создать такие механизмы.

Еще один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг. Здесь тоже видны кое-какие успехи.

Правительству, региональным властям, органам местного самоуправления необходимо системно работать над модернизацией указанных отраслей и эффективно использовать уже имеющиеся здесь значительные ресурсы. Это должно обеспечить повышение качества услуг в здравоохранении и образовании и при правильной организации работы. Лишь так можно поддержать существующие демографические показатели, которые были достигнуты в прошлые годы.

Уже с декабря следующего года большая часть расходов федерального бюджета должна быть ориентирована на конечный результат. Региональные органы власти также обязаны приступить к такой работе. Я специально обращаю на это внимание, специально обращаю внимание на это региональных властей. Правительство сделало первые шаги в этом направлении. В регионах - почти ничего не происходит.

Необходимо продолжать и процесс передачи полномочий. В частности, надо передать регионам часть полномочий, которые сейчас остаются в Москве. Давно пора прекратить из Москвы руководить строительством школ, бань, канализаций и тому подобного.

А теперь о главном. Что у нас главное? В Министерстве обороны знают, что у нас самое главное. Речь, действительно, пойдет о любви, о женщинах, о детях. О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии.

Вы знаете, что в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тысяч человек. Это ослабляет экспортный потенциал России. Мы неоднократно поднимали эту тему. Поговорим еще.

Вижу несколько моментов. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости.

Правительство только недавно приняло программу безопасности движения. Дело осталось за малым - реализовать намеченное. Обращаю, кстати, внимание правительства на медлительность и непростительный бюрократизм в решении задач подобного рода. Об этом же говорилось в прошлом Послании год назад - только сейчас подготовили программу. До декабря следующего года надо что-то сделать.

Уверен, что и другие проблемы, изложенные в прошлом Послании, решаются не всегда должным образом.

Что касается совершенствования миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа человеческого материала. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.

Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи.

Начав реализацию крупнейших за последние годы социальных проектов, мы заложили с вами неплохую базу, в том числе для решения демографических проблем, однако и это недопустимо мало, и вы знаете почему. До декабря следующего года надо серьезно подумать и принять меры в этом вопросе.

Давайте подумаем, что мешает молодой семье, женщине принять решение о рождении ребенка, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке? Ответы здесь очевидны, известны. Это трудность знакомства с его будущим отцом, широкий выбор противозачаточных средств, нежелание вынашивать плод почти год. Кроме того, женщине приходиться питаться за двоих, а это трудно, ведь сейчас непростая ситуация на рынке труда.

Женщина при планировании ребенка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка. Это очень тяжелый выбор. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки роженицы. Подчеркну: из перечисленных мною мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает, без принятия в этом вопросе рыночных механизмов не сработает.

Что мы можем и должны сделать уже сегодня? Считаю необходимым кардинальным образом увеличить размер платы за выношенный плод и довести его до мировых стандартов.

Сейчас натальный человеческий материал изымается бизнесом практически бесплатно. Предлагаю все-таки платить женщинам деньги. Это станет хорошим стимулом для беременности и повысит также туристическую привлекательность России.

Женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, ощутят, что беременность, вынашивание и рождение плода может стать более прибыльным бизнесом. Мы с вами понимаем, что нужно будет обозначить верхнюю планку, с которой считается сумма за натальный человеческий материал. Надеюсь, что правительство совместно с депутатами определит эту планку. Но с учетом инфляции и чтобы не поколебать твердеющий рубль.

Не секрет, что раньше мы объясняли рост цен в стране ростом доллара. Теперь доллар падает, но цены все равно растут. Считаю, что теперь время говорить про рост евро. Надо отказываться от традиционных подходов. Быть более лабильными, гибкими, априори опережать события.

Особенно пристальное внимание надо обратить на проблемы натального материала в регионах. Не секрет, что иностранцы у нас больше усыновляют наших детей. Почему эта тенденция не учитывается?

Поручаю правительству совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях. Мы должны также позаботиться о здоровье будущих матерей и новорожденных, о снижении детской смертности и инвалидности. Рыночные условия властно подталкивают нас к этому. И рыночные механизмы надо создавать энергичнее.

Дети России должны стать брендом. Предлагаю увеличить стоимость родовых фьючерсов, которые мы ввели в прошлом году и которые себя зарекомендовали неплохо. Предлагаю не только увеличить их стоимость, но и разработать до декабря следующего года целый портфель ценных бумаг для фондового рынка, которые бы сделали каждую женщину России трейдером, способным играть на поле голубыми фишками своего естества.

Дополнительные средства бизнес должен использоваться на покупку необходимых препаратов для женщин и поощрения высокого качества медицинских услуг, определяемого - хочу это подчеркнуть - обязательно с учетом мнения пациентки, то есть самой женщины. Нужно выработать такой механизм. Несложно это сделать.

Кроме того, в ближайшее время надо принять программу создания в стране сети современных перинатальных центров, подключенных к основным торговым площадкам через интернет, и обеспечить роддома необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой. Должна быть большая динамика в этом вопросе.

Государство, если оно действительно заинтересовано в повышении рождаемости, обязано поддержать инициативу женщины, принявшую решение забеременеть, вынашивать и родить. Должно предоставить в ее распоряжение, так сказать, первичный, базовый материнский капитал, который реально повысил бы ее социальный статус, помог бы решать будущие проблемы. И которым она могла бы распорядиться следующим образом: либо для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижении ребенком трехлетнего возраста, либо направить эти средства на образование детей или, если захочет, положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии. Таким капиталом и станет разработанный нами портфель ценных бумаг.

По мнению экспертов, размер государственных обязательств на этом рынке в денежном выражении не может быть меньше 250 тыс. рублей. И эта сумма должна ежегодно индексироваться по инфляции, конечно.

Встает вопрос о том, как быть с теми семьями, в которых уже есть не менее двух детей. Вопрос не праздный. И я полагаю, что депутаты примут по этому поводу взвешенное решение. Надо это сделать до декабря следующего года.

Разумеется, для реализации всего вышеописанного плана потребуется большая работа и огромные деньги. Прошу просчитать нарастающие по годам обязательства государства и обозначить срок действия программы не менее десяти лет, имея в виду, что по его истечении государство должно будет принять решение, исходя из экономической и демографической ситуации в стране.

И наконец, средства, необходимые для начала намеченных мероприятий, должны быть предусмотрены уже в бюджете следующего года. Этот механизм должен быть запущен с 1 декабря 2008 года. И прошу вас вместе с правительством разработать порядок реализации предложенной мною программы.

В завершение этой темы отмечу: проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к детям как к ценности. Платон когда-то писал, что "любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к детям". Занимаясь проблемой повышения рождаемости, мы не вправе забывать и о старших поколениях. Это люди, всю жизнь свою отдавшие стране, работавшие на страну, а когда нужно было, встававшие на ее защиту. Мы должны сделать все, чтобы обеспечить им достойную жизнь уже до декабря следующего года.

Вы знаете, в течение последних лет неоднократно, причем раньше запланированных сроков, производилось повышение пенсий. И в следующем году пенсии будут повышены в общей сложности еще почти на двадцать процентов. Бизнес должен обратить внимание на рынки социальных льгот, а также на пенсионеров и ветеранов. Необходимо продолжить программу обеспечения этих категорий граждан доступными ритуальными услугами, включая использование дополнительных ресурсов в рамках проекта "Доступное жилье". Прошу и впредь рассматривать эту работу как один из ключевых приоритетов.

Уважаемые депутаты и члены Совета Федерации!

Для уверенного, спокойного решения всех вышеперечисленных вопросов, вопросов нашей мирной жизни, мы должны найти убедительные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности. Отмечу, что на фоне активного переустройства мира появилось множество новых проблем, с которыми реально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере до конца не осознан. В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного пространства и, что крайне опасно, его распространения на зону наших жизненно важных интересов.

Так, весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессиональное противостояние и которая искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей.

Знаю, что кое-кто очень хотел бы, чтобы Россия погрязла в этих проблемах и, как следствие, не могла бы решать ни одну из проблем полноценного развития.

Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового поражения. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия будут катастрофическими.

Подчеркну, мы однозначно выступаем за укрепление режима нераспространения (без каких-либо изъятий) на основе международного права. Известно, что силовые методы редко приносят искомый результат, а их последствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы.

Хотел бы сегодня поднять еще один важный вопрос. Значимым направлением международной политики на протяжении десятилетий является разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. До сих пор в России запрещена свободная продажа оружия населению и потенциальным террористам. Между тем на фоне такой острейшей угрозы, как международный терроризм, ключевые вопросы разоруженческой тематики фактически выпали из глобальной повестки, в то время как говорить о конце гонки вооружений преждевременно.

Более того, ее маховик сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия.

До сих пор не обеспечены гарантии невывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Существует потенциальная угроза создания и распространения ядерных зарядов малой мощности. Кроме того, в средствах массовой информации, в экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использованием стратегических ядерных сил.

При этом далеко не все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной конфронтации. Не смогли, несмотря на то, что в мире произошли кардинальные перемены. И это тоже серьезно мешает находить адекватные и солидарные ответы на общие проблемы.

С учетом всего сказанного военные и внешнеполитические доктрины России также должны дать ответ на самые актуальные вопросы, а именно: как уже в нынешних условиях и совместно с партнерами эффективно бороться не только с террором, но и с распространением ядерного, химического, бактериологического оружия, как гасить современные локальные конфликты, как преодолевать другие новые вызовы? И наконец, нужно четко осознавать, что ключевую ответственность за противодействие всем этим угрозам, за обеспечение глобальной стабильности будут нести ведущие мировые державы - державы, обладающие ядерным оружием, мощными рычагами военно-политического влияния. Вот почему вопрос модернизации российских силовых структур является сейчас крайне важным, и он реально волнует российское общество.

В посланиях разных лет так или иначе мы говорили о проблемах национальной безопасности. Но сегодня хотел бы более детально проанализировать современное состояние и перспективы развития нашего флота и Российской армии.

Скоро мы будем чествовать ветеранов. Я даже отменил закон, по которому мы хотели перекрасить Знамя победы 1945 года. Считаю, что принял правильное решение, так как еще много людей помнят ту войну и было бы несправедливо лишать их этой маленькой радости.

Надо помнить, что мы строим свой дом в России. И мы видим, что строительство идет недостаточно быстро. Но стоит ли из-за этого расстраиваться? Как говорится, "товарищ волк знает, кого кушать". Кушает и никого не слушает. И слушать не собирается.

Нам не хватает страсти, не хватает пафоса в разговорах о борьбе за права человека и демократию. Это плохо, ведь в конечном итоге речь идет о необходимости реализовать собственные интересы. А здесь все возможно, нет никаких ограничений. Но, понимая всю остроту этой проблемы, мы не должны повторять ошибок Советского Союза. Иначе получим свой 1991 год. А разве нам это надо? Уверен, что нет.

Недавно я катался на стратегическом ракетоносце Ту-160. И, глядя на нашу прекрасную, обильную и дающую нам, дорогие коллеги, так много радостей и удовольствий землю, я задумался: можем ли мы в нынешних условиях обеспечить свою безопасность? Я имею в виду и давние истории с Бородином и главой нашего Минатома, и недавнюю возмутительную историю в Куршавеле. Я уверен: конечно, можем. Конечно! Но я сейчас не скажу как. Предлагаю поговорить об этом поподробнее еще до декабря следующего года.

Уважаемые члены Федерального собрания!

В заключение еще раз отмечу, что сегодняшнее и многие предыдущие послания дают основу внутренней и внешней политики на ближайшие десятилетия, а не только до декабря следующего года. Они направлены на долгосрочную перспективу и не носят сиюминутного характера.

В прошлых посланиях назывались задачи по строительству политической системы, совершенствованию государственной власти и местного самоуправления, подробно обсуждались вопросы модернизации и социальной сферы, неоднократно ставились новые экономические задачи по улучшению рождаемости.

Сегодня были изложены подходы к тому, каким должно быть наше место в мировом разделении труда, в новой архитектуре международных отношений. Мы подробно остановились и на том, как будем решать сложнейшую демографическую проблему, обеспечивать нашу безопасность.

Предложенные шаги предельно конкретны. А у России есть колоссальные возможности для развития, есть огромный потенциал, который надо эффективно реализовать для улучшения жизни людей.

Без сомнения, мы видим масштаб предстоящей работы. Уверен, мы с этой работой справимся.

Спасибо за внимание.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67