Кто кого переборет?

Jamiroquai на Greenfest'е

Пивной фестиваль Tuborg Greenfest продолжает в этом году будет проходить 18 июня в Олимпийском, а хедлайнером станет британская группа Jamiroquai. Знаменитый коллекционер спортивных машин, в меру растаманствующий, в меру покуривающий, не в меру танцующий - фронтмен команды Джей Кей то и дело грозит уходом на пенсию, чем доводит поклонников до нервического тремора - перед каждым концертом они держат кулаки, ждут и надеются.

Идолы середины 90-х годов, преодолевшие тогда шок и трепет рока и металла, группа Jamiroquai сейчас способна вызывать даже легкое разочарование у давних преданных поклонников, у тех московских и питерских ребят, которые ждали ее десять лет. Но для тех, кто не ждал их тогда, сейчас концерт Jamiroquai - самое оно. Это отлакированный фанк, легкий, с нужной пропорцией безбашенности и пижонства. Чистая радость для тех, кто, скажем, узнал о существовании группы недавно или же в середине 90-х так поклонялся покойнику Сиду Вишезу, что умудрился пропустить Jamiroquai мимо ушей.

Вместе с Jamiroquai на фестивале должен выступать дуэт Mattafix (качественный хип-хип с мощным карибским подтекстом), а также группа "Смысловые галлюцинации". Эти последние званы, видимо, для общего зрительского смирения или за одно только название, которое, надо полагать, должно будить в сознании публики ряд околомарихуанных ассоциаций (с Jamiroquai это тогда, вероятно, соотносится по известному принципу "Косяков - это пять!"). Только вот зачем пивному фестивалю эти ассоциации и этот разогрев, непонятно.

Gotan Project на фестивале Stereoleto

И еще один фестиваль, на сей раз открытый, как оно летом и положено. 25 июня в саду Эрмитаж, любимой московской фестивальной площадке, пройдет Stereoleto - традиционно петербургский фестиваль в этом году состоится и в Москве. Stereoleto, в общем-то, все объясняет своим названием - и любители лаунжа и электро-серфа уже давно взяли это мероприятие на заметку. Стереолето оказывается не только площадкой для отечественных и заграничных музыкантов, но и своего рода смотром достижений современных высоких технологий - помимо собственно музыки, тут бывают слайд-шоу, видеоинсталляции и прочая и прочая.

В этом году в Эрмитаже будут играть французы. Ехидные ретро-экспериментаторы Bikini Machine на заре нового века пытаются играть звучанием прошлого: старинный мелодический ряд обрабатывается умело и безжалостно, препарируясь в жесткий электронный трэш - это хулиганство и издевательство над всей ретрухой в целом при желании элементарно начинает граничить с ностальгией. Бодрые ди-джеи команды Birdy Nam Nam, крутя винил, в хвост и в гриву эксплуатируют тему урбанистическую, индустриальную. И, наконец, главные, с моей точки зрения, герои фестиваля - группа Gotan Project, в апреле выпустившая новый и совершенно отличный альбом Lunatico. "Gotan" на жаргоне означает "танго", и наследники великого Астора Пьяцоллы полностью узурпировали электро-танго, сделав его своим ноу-хау, своей епархией, полной неприкосновенной собственностью. Бандонеон, скрипка, гитара, перкуссия - вся мощь аргентинской музыкальной традиции преломляется в каком-то невиданном свете: Gotan Project соответствует всем тенденциям современной техногенной экспансии и шарашит по нервам слушателя безжалостной страстью.

The Harlem Blues & Jazz Band

Смешно сказать, но когда-то The Harlem Blues & Jazz Band была организована в первую очередь для того, чтобы противостоять засилию рок-н-ролла и хоть как-то вернуть внимание публики к традициям, как нетрудно догадаться, джаза и блюза. Это было главной целью создателей биг-бэнда - тромбониста и вокалиста Клайда Бернхардта и страстного меломана Альберта Вольмера. О самостоятельном значении музыкального коллектива, где каждый из участников так или иначе, раньше или позже успел посотрудничать с Армстронгом, тогда думалось меньше. То есть трудно было предугадать, что в начале XXI века джаз и блюз окажутся мощнейшими музыкальными направлениями, возведенными в ранг классики, и соперничество между этой классикой и рок-н-ролльной классикой станет историей - старинной и трогательной. И вот сейчас легенды нью-орлеанского джаза и блюза будут в Москве - 27 июня в Театральном зале ММДМ выступает The Harlem Blues & Jazz Band - команда, собранная в 73 году из к тому моменту уже вполне бывалых музыкантов.

Возрастной диапазон нынешнего состава бэнда - от 59 до 92 лет, и каждый из музыкантов может похвалиться каким-нибудь совершенно ошеломительным сотрудничеством, состоявшимся в незапамятные времена. Тромбонист Арт Бэрон играл в оркестре Дюка Эллингтона. Знаменитой джазовой вокалистке Дакоте Стэнтон в свое время аккомпанировали даже двое участников ансамбля - пианист Джон Миллер и тенор-саксофонист Фред Стэнтон (по совместительству брат певицы). А ударник Шелтон Гэри был учеником Джо Джонса - барабанщика из оркестра Каунта Бэйси; так выстраиваются эти длиннейшие ветви: знаменитый учитель - его знаменитый ученик - потом его ученик, и так далее. Пример Гэри - наглядная иллюстрация этой преемственности, ученичества, которые так важны для джазовой традиции. На этой преемственности, как на невидимом стержне, и выстроено грандиозное образование - The Harlem Blues & Jazz Band.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67