Избирательная кампания как явление календарного цикла

Избирательный сезон начинается в начале сентября - примерно тогда, когда близится к своему завершению сезон дачный, и это более чем разумно. Пока стоит хорошая погода - повод для безделья на природе или, наоборот, для неусыпных трудов на своем огороде, - ни один нормальный гражданин не предпочтет своей несомненной пользе или своим несомненным удовольствиям сомнительные. Кроме того, в сентябре начинается новый учебный год: дети покидают дачи, где они бездельничали целое лето под присмотром бабушек и дедушек, и поневоле включаются в так называемый учебный процесс. Добродетельные родители вынуждены, хочешь не хочешь, его контролировать, зачастую посвящая этому неблагодарному делу часть своих выходных, что опять же вынуждает избирателей массово перебираться "на зимние квартиры". С началом осеннего сезона, с началом нового учебного года начинается сезон оседлости и сезон дождей - то есть время, максимально благоприятное для проведения избирательной кампании, которая, опять же в силу сезонных особенностей национального менталитета, должна завершиться примерно за месяц до Нового года, потому что от Нового года до Рождества и далее у нас принято устраивать для граждан еще один отпуск, уже зимний, что опять же делает их, граждан, нечувствительными к агитации и пропаганде. Потом быстро пролетит краткий февраль (время, за которое избирательную кампанию явно не проведешь), а затем пригреет мартовское солнышко, и Международный женский день откроет с началом весны новый сезон удовольствий и развлечений - для людей легкомысленных, а сезон сосредоточенной работы на дачных участках - для людей серьезных, запасливых и основательных.

Таким образом, три осенних месяца, выделенных властями для проведения избирательной кампании, - это, нельзя не признать, "самое оно": раньше - слишком рано, позже - слишком поздно. Избирательная кампания идеально совпадает с требованиями природного цикла и является, следовательно, своего рода природным, сезонным явлением - столь же неотвратимым и столь же преходящим, как осенняя слякоть. Избирательную кампанию нужно пережить и перенести - со смиренным философским спокойствием сына земли, который, сидя у себя в избушке, смотрит на тоскливые струи дождя, стекающего по стеклу, и, вспоминая о летнем солнце, надеется на солнце весеннее.

Избирательная кампания - это традиция: ничем не объяснимая, но все же соблюдаемая. Почему? Никто не знает. "Так положено". Кем положено? "Вообще. Вы же граждане, значит, должны участвовать". С одной стороны, участвовать в выборах так же глупо, как выпивать в новогоднюю ночь бокал шампанского, делая вид, что ты надеешься, будто следствием выпитого бокала будет "счастье" на весь грядущий год. С другой стороны, человек, который этого бокала не выпивает, почему-то вызывает смутное подозрение в неблагонадежности. "Ты что, не уважаешь наших традиций?" А каких традиций, позвольте? "Да так, вообще..."

Вот именно: традиция проводить избирательную кампанию и, соответственно, участвовать в ней относится, если вдуматься, к категории "Да так, вообще..." и объяснима разве что необъяснимой, но и непреодолимой силой инерции. Редкий из избирателей, приходящих в час Икс на избирательный участок, искренне верит в действенность своего гражданского волеизъявления, запечатленного в той закорючке, которую он ставит на бюллетене. Более того: в большинстве случаев он, наоборот, искренне не верит в возможность позитивных изменений. Не верит - но все-таки идет на избирательный участок, где совершает этот нехитрый обряд, который, несмотря на весь минимализм своей процедуры, обладает всеми чертами обряда - то есть своего рода религиозного действа. Вот именно: на выборы подавляющее большинство граждан ходит, испытывая своего рода крипторелигиозное чувство, которое сродни традиции бюргера посещать по воскресеньям свою кирху. Бюргер отнюдь не является религиозным фанатиком и, строго говоря, нисколько не задумывается над смыслом и содержанием религиозных постулатов, не обсуждает наедине с собой догмата о собственной загробной участи - и тем не менее он ходит в свою кирху. С одной стороны, казалось бы, странно: человек, который шесть дней в неделю до мозга костей прагматичен и не тратит ни единого пфеннига и ни единой секунды на дело, которое не принесет ему несомненной выгоды, один день в неделю посвящает исполнению обряда и традиции, от которых ему нет никакой пользы.

Да, но зато, с другой стороны, бессмысленное, казалось бы, посещение кирхи наделяет бюргера тем внутренним ощущением стабильности и порядка, без которого его повседневная деятельность вряд ли могла бы стать размеренной и успешной - в меру его возможностей, разумеется. Точно так же и выборы для тех, кто участвует в них не непосредственно, а в качестве статистов - биороботов для опускания в урну бюллетеней: для "рядового избирателя" избирательная кампания становится своего рода религиозным действом, в действенность которого он не верует, но тем не менее его выполняет. Таким образом, избирательная кампания становится для гражданина неким подобием чисто секулярного Великого поста, а сам день выборов - своего рода секулярной Пасхой.

В самом деле: в средствах нашей массовой информации наступление Великого поста - это своего рода государственное событие, хотя Церковь у нас отделена от государства и реально согласно всем церковным канонам будет поститься совсем немного граждан. "В России наступил Великий пост" - эта новость ежегодно, ровно на один день, становится у нас в официальных СМИ новостью номер один. Дикторы сообщают ее со строгими и серьезными лицами, но уже на следующий день, в следующей новостной программе их лица приобретают свое обычное и даже несколько игривое выражение, хотя, строго говоря, пост не только не завершился, но и, наоборот, только усилился.

Аналогично и избирательная кампания: несколько месяцев она продолжается по своим заведенным медийным законам - единственно для того, чтобы создать видимость наличия думающего, анализирующего и делающего свой сознательный выбор общества. Таким образом, несколько месяцев продолжается избирательно-секулярный "Великий пост". Потом по заведенному ритуалу наступает день Икс, в рамках которого, в свою очередь, наступает свой час Икс, когда двери избирательного участка закрываются за последними сознательными гражданами. Происходит подсчет голосов, и ЦИК - своего рода сакральная инстанция либерального государства - оповещает, устами своего верховного жреца, ее председателя: "Свершилось!"

Одним словом, наш добрый народ продолжает, в силу своей природной привязанности к календарным циклам, уважать общественные ритуалы. И это не важно, что реальная польза от исполнения этих ритуалов или нулевая, или вообще отрицательная. И это не важно, что каждые следующие "народные избранники" будут не лучше предыдущих или даже гораздо хуже. Не важно. Главное - соблюсти традицию. А традиция, какой бы абсурдной она ни была, - это основа стабильности.

Дачный сезон начался и завершился - это основа стабильности. Дети разъехались на каникулы по дачам и деревням, а потом вернулись в город, чтобы возобновить свое пассивное участие в очередном календарном цикле учебного процесса, - это основа стабильности. В начале осени начался избирательный сезон, чтобы завершиться в ее конце, - это основа стабильности.

Таким образом, выборы - это календарное, сезонное явление. Они преходящи - но они же и неотвратимы.

Поэтому будем относиться к ним философски: если участие в них прибавляет гражданину самоуважения, пусть он в них и участвует - исключительно ради этого иллюзорного самоуважения и еще более иллюзорного сознания своей нужности обществу.

Ну а если он себя уважает просто так, ради самого себя, как индивида, то... Тогда дело вкуса, разумеется.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67