"Империя ученых" против "империи бессмыслиц"

Книга известного китаеведа Владимира Малявина "Империя ученых", презентация которой прошла 12 февраля 2007 года в издательстве "Европа", по праву считается ярчайшим феноменом. Вышедшая впервые двадцать пять лет назад и переизданная в 2006 году, она до сих пор остается источником постоянных дискуссий. Исследователи Китая, ученые, студенты и все, кто интересуется историей, до сих пор ломают головы над загадками, которые обозначил в своей книге Владимир Малявин.

"Империя ученых" стала результатом эксперимента", - признался ее автор. По его словам, " в книге "Империя ученых" ему хотелось отразить, собственно, исторический процесс, систематизировать его, чтобы показать магистрали развития и составить целостный образ эпохи ". Однако автор не стал ограничиваться только лишь изучением китайской цивилизации. По словам Малявина, сегодня книга получает новое значение: ее актуальность в том, что она проводит параллели с современными попытками некоторых государств завоевать статус империи. В этом плане "Империя ученых" даже дидактична. Однако основная особенность книги в ее дискуссионности.

Сам автор признался, что и выводы его книги не однозначны. Ведь на ее страницах разворачивается история императорского Китая, насчитывающая более двух тысяч лет. Сменяли друг друга исторические эпохи, расцветали и приходили в упадок цивилизации, а империя продолжала существовать.

По мнению Малявина, успех китайской империи заключался как раз в неимперском: "В империии необходимо видеть историческую силу, " империя воплощает избыточность бытия", она носит надэтнический, наднациональный, надкультурный характер. И в этом ее сила, которая достигалась благодаря высокоразвитому научному знанию ученых Ши. Таким образом, китайская империя базировалась на знаниях и практических аспектах "империи ученых".

По словам директора Института стран Азии и Африки Михаила Мейера, презентация книги превратилась в некий парафраз: ученые обсуждали ученых, однако, по мнению Мейера, книгу Малявина снова стоит вернуть на обсуждение студентам, как это было некоторое время назад.

"Книга Малявина во многом навеяна лекциями об истории Китая, - рассказал Михаил Мейер. - И это трансцендентное мышление, представленное в книге и лекциях, многих студентов ставило в тупик: как можно существовать, ничего не делая? Эти вопросы были и остаются большой загадкой". Поэтому, по словам Мейера, книга должна быть ориентирована на тех, кто только начинает изучать Китай.

Согласился с этим мнением журналист, китаевед, обозреватель журнала "Профиль" Евгений Верлин. По его словам, рост культурных, экономических, туристических связей с Китаем даст книге новое рождение и заинтересует новые круги читателей. "Эта книга даст возможность людям просветляться", - заметил Верлин.

По мнению руководителя Центра синергийной антропологии Олега Генисаретского, книга Малявина построена не в имперском, а в цивилизационном дискурсе. "Имперский дискурс закончился, - заявил Генисаретский, - но интерес к книге остался неизменным".

По словам самого Малявина, его книга обращена теперь не столько к Дальнему Востоку, сколько к Западу и России. Действительно, в книге можно найти такие связи.

"Отношения между китайцами и тибетцами были непростыми, однако десятки племен сообщались между собой без конфронтации и сепаратизма", - отметил Малявин. Пример такого общения должен быть в какой-то степени показательным и для современной России.

Как справедливо заметили участники встречи с Малявиным, вместе с развитием "империй интеллекта" существуют предпосылки рождения и других империй и цивилизаций, таких как "империи неучей" или "империи бессмыслиц". Но чьи знания и опыт окажутся востребованными, будет известно позже. Во всяком случае, некоторые выводы можно сделать уже сейчас, прочитав книгу Малявина.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67