Гражданская идентичность: бытовые зарисовки

Полученное образование и профессиональная занятость не проходят для человека бесследно - отпечаток накладывается на всю его жизнь. Вот сто ишь, например, в очереди и размышляешь напряженно - о чем? О характеристиках гражданской идентичности в современной России. Вроде и сцена-то бытовая, но хватило бы на бодрый дипломчик, а то и на кандидатскую потянет. Впрочем, подобные размышления не каждая очередь навевает.

Покуда члены комиссии по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Общественной палаты обсуждали, как общественным же организациям любить соотечественников и на кого именно любви хватит, я толкалась в очереди в душном отстойнике перед кабинками паспортного контроля в зале прилета аэропорта Шереметьево, со всех сторон меня окружали соотечественники - телес было в изобилии. Возвращалась я на Родину после непродолжительного, но весьма благотворного отпуска. Спасибо стране, поднявшей железный занавес, - мне было что доставать из широких штанин. Вот только я, как и члены Общественной палаты, никак не могла определить, дубликатом какого груза является моя краснокожая книжица. Сомнения, судя по всему, одолевали и других возвращенцев на Родину.

Впервые с советских времен я оказалась в очереди на паспортный контроль в начале нового тысячелетия. Тогда, возвращаясь в страну после недолговременной работы во славу российской науки, я, естественно, быстро сориентировалась. Наличие двенадцати кабинок для иностранцев и двух - для граждан России не смутили моей самоидентификации. И я честно проторчала три часа в очереди, с патриотической завистью поглядывая на легко вьющуюся струйку иностранцев. Может, в этой очереди человек и шагает как хозяин, но точно не своей Родины. Меж тем как в Европе, Евросоюзе и даже странах-кандидатах в него, тем, кому мешает стать полноценными членами неразрешенный межэтнический конфликт, дела обстоят совершенно иначе. Граждане страны, граждане Европы, помахивая паспортом перед улыбающимся пограничником, легко проходят в объятья Родины. Наше же государство будто раз за разом женит на себе, проставляя очередной штамп в паспорте: а-а-а... вернулся, гуляка; наконец ты мой; теперь не убежишь; могу делать с тобой все что угодно.

На этот раз я колебалась, а в результате встала в очередь для иностранцев, но самую близкую к кабинкам для граждан России. Часто выезжающие и неизменно возвращающиеся граждане ничтоже сумняшеся проходили через очередь для иностранцев. Это ли не размывание гражданской идентичности?

Я не против патриотизма, я даже за "патриотическое воспитание молодежи", что, может, и прозвучит кощунственно для либеральных читателей. Но никакие высоколобые и не очень программы и идеи не изменят тех чувств, которые испытываешь, проторчав в душном отстойнике и найдя свой багаж сваленным как попало в грязном углу. Безответная любовь к Родине - тяжелое испытание. Патриотизм, по большому счету, вещь ужасно бытовая.

"И эта страна считает, что может бороться за право проведения Олимпиады", - вздохнул кто-то в очереди патриотов. С одной стороны, действительно, неужели кто-то думает, что неуважение к собственным гражданам и пиетет перед иностранцами сделает страну более привлекательной для туристов? С другой - такие вот бытовые трудности лишают приоритетные государственные проекты поддержки граждан.

Развитие связей с теми, кого у нас называют "соотечественниками", - функция каждой бывшей империи. Про неолиберализм в международных отношениях, привлекательность американского образа жизни и американской культуры и без меня сказано довольно. Во Франции задача решается за счет поддержки французского языка и культуры. Программы франкофонии существуют в каждом французском университете, в каждом посольстве страны. Примерно также обстоят дела в Германии. Английские консульства обязаны оказывать поддержку гражданам Великобритании, независимо от того, проживают они в Англии или нет, людям с двойным гражданством и гражданам Евросоюза. В России поддержка соотечественников так и оказалась размытым тезисом, актуальным лишь в преддверии выборов в странах СНГ. Для нас это все еще странный вопрос идентичности - кем должен осознавать себя "соотечественник", если даже "гражданин" предпочитает себя таковым не осознавать?

"Соотечественники" - это "люди русскоязычной культуры и представители национальных групп, живущих в России, - татары, например", - в таких терминах рассуждает не обыватель, а Сергей Марков, председатель комиссии по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Общественной палаты. Складывается впечатление, что у ответственного за общественную дипломатию доминирует представление об исключительном гражданстве. Получается, что уже и профессиональные политологи делят российских граждан на русских и "недограждан" других национальностей. Чего мы после этого ждем от "молодежи с городских окраин"? Ведь очередь в Шереметьево можно разредить двумя альтернативными способами: поменять систему (упростить въезд, открыть дополнительные кабинки) или лишить гражданства огромную часть населения России, переведя в разряд "соотечественников" татар, армян, турок-месхетинцев и кого там еще.

Может, Владимир Плигин и Асланбек Аслаханов в правильном направлении пытались вывернуть дискуссию Общественной палаты? Может, сначала научиться толком защищать, а потом уже разбираться, на кого защиты хватит? В отечественном "Положении о Посольстве РФ"1 только одна строка посвящена защите интересов граждан и юридических лиц. В Положении о консульском учреждении таких предложений два. Все остальное посвящено государству и представительству органов государственной власти в стране пребывания. Судя по полномочиям консульств, основной интерес страны - это экономический успех российских компаний.

Не пора ли точнее определиться с интересами государства за рубежом - какой образ России мы хотим продвигать? Ведь этот образ складывается не только из внешнеполитических шагов государства и успеха российских товаров на зарубежных рынках, а прежде всего из того, как представлены российские граждане и соотечественники "в стране пребывания". А у нас даже это сводится к торгово-денежным отношениям...

Возвращалась я в этот раз с острова богини любви Афродиты, где большинство достопримечательностей мнимы и надуманны - здесь богиня вышла из морской пены, здесь омыла свое божественное тело и облачилась в белый гостиничный банный халат. Любовью была напоена вся атмосфера острова, особенно когда, заслышав русскую речь, граждане и соотечественники выступали со вполне конкретными предложениями - любовными по содержанию и матерными по форме, иногда даже с элементами насилия. Тогда возникла идея, что дело не только в недостаточном количестве рабочих мест на постсоветском пространстве и не в отсутствии самоуважения у российских женщин, не освоившихся пока толком с понятием харрасмента. А еще и в том, что нет механизмов и практики правовой защиты, нет и в помине подобных консульских услуг. Любая англичанка, услышав нечто подобное в свой адрес, не преминет обратиться в полицию, а ее родное английское консульство только поможет ей в этом. Кажется спорным? Мне тоже так казалось. Но на сайте министерства иностранных дел Великобритании в разделе консульской помощи действительно одним из первых стоит раздел о насилии и сексуальном оскорблении: сотрудники консульств обязуются быть "вежливыми, терпеливыми, внимательными и не осуждать", помочь во взаимодействии с местной полицией и судами; в том же разделе приводится список англоязычных адвокатов в странах мира, перечень медицинских организаций и служб психологической помощи и огромный список рекомендаций. А теперь представим, что какая-нибудь россиянка, перестав осознавать свою идентичность в предложенном постсоветской эпохой формате (чего скрывать, после развала социалистической империи торговля проститутками - одна из серьезных статей экспорта), перестав считать себя товаром великого Альвеца, обратится-таки в консульство. На практике получит не закрепленное ни одним нормативным актом сексуальное оскорбление этажа в три-четыре в зависимости от уровня подготовки кадрового состава консульства, несмотря на то что "нация проституток" явно не тот образ России, который стоит поддерживать среди иностранцев.

В той шереметьевской очереди девушка, подвергшаяся тому, что английское консульство однозначно расценило бы как наказуемое сексуальное оскорбление, а российское разве что как неотъемлемый акт представительства экономических интересов страны, заметила, что один-единственный раз стояла в этом отстойнике с радостью, когда поехала в шестнадцать лет с одноклассниками в США по групповой визе. Одного из членов группы обвинили в краже в супермаркете. После чего всей компании пришлось за собственный счет мотаться по американским мотелям, дожидаясь оправдательного приговора.

Развалилась не только империя, но и ее образ. Россия больше не представляется гражданам и русскоязычному населению постсоветских государств защитой и опорой. Не пора ли определиться, кем должны ощущать себя граждане страны, и научиться эффективно защищать этот "единственный источник власти", научиться выполнять вторую статью собственной Конституции, а уж потом и "соотечественники" подтянутся, аккурат к следующему избирательному циклу в СНГ.

Примечание:

1 Положение о Посольстве РФ, утверждено Указом Президента от 28 октября 1996 года # 1497 // Собрание Законодательства РФ. 1996. # 45. Ст. 5090.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67