Это правительство нельзя назвать сильным

Существуют две причины, по которым существующее в России правительство не может быть названо сильным.

Первая причина – «по определению». Структура этого правительства такова, что в нем постоянно меняются линии разграничения ответственности и власти. При первом взгляде на кабинет кажется, что Игорь Сечин, который отвечает за нефтяную промышленность, весьма заметно влияет на политику правительства. С точки зрения внешнего наблюдателя, следящего за информацией из открытых источников, также кажется очевидным, что внутри правительства можно выделить два крыла. Это некий вариант либеральной группы и группы, в большей степени ориентированной на жесткую государственную политику. Эти группы представлены Сечиным и Шуваловым – двумя первыми заместителями премьер-министра. Ясно видно из действий этого правительства, что оно время от времени (как и сам премьер-министр) следует советам либо одного, либо другого из названных лиц. Но внутри правительства ситуация чрезвычайно непрозрачна, трудно очертить степень этого влияния.

Представляется, что разграничение полномочий внутри этого правительства постоянно становится предметом переговоров применительно к каждому конкретному вопросу. Парадоксальным образом это отражает специфику российской политической системы, и не только политической, потому что договоренности «по понятиям» это договоренности о каждом конкретном случае, по которому нет четко определенной конституционной основы.

Но существует и еще одна весомая причина, по которой нельзя существующее правительство назвать сильным. И она заключается в том, что после статьи президента Медведева «Россия, вперед!», которая является программным заявлением, складывается впечатление, что возникает фундаментальное расхождение в том, как премьер-министр и президент видят ситуацию, оценивают текущее состояние экономики и политики.

Похоже, что кабинету министров и самому премьер-министру следовало бы вернуться к строго ограниченным функциям, которые определены российской Конституцией. Она однозначно наделяет верховной властью президента, тогда как премьер-министр, по существу, находится в полном распоряжении президента. Невзирая на личности, этот шаг сделан. Ситуация в целом станет намного более предсказуемой, к тому же этот шаг даст понять функционерам и правительственным чиновникам в России, что верховная власть России возвращается к конституционной форме правления.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67