Естественно-искусственным путем

На наш взгляд, дискуссия, состоявшаяся 27 февраля в Директорском клубе "Русского журнала" с участием министра образования и науки А.А.Фурсенко, ярко проявила ситуацию с национальным образовательным проектом - основной вопрос, который необходимо решить сегодня, заключается не в том, как и по каким критериям лучшие школы выбирать, а в том, "как сделать так, чтобы награждение лучших школ и учителей не воспринималось жалкой временной подачкой, не вело к увеличению коммунальных склок в образовательном сообществе, а послужило катализатором системных изменений образования".

Так поставленный вопрос с очевидностью предполагает, что, во-первых, должны быть определены желательные направления этих системных изменений, во-вторых, эти направления должны быть превращены в соответствующие номинации конкурса, в-третьих, для каждой номинации обязательно должны быть разработаны формализуемые критерии для определения победителей. Тогда всем будет понятно, в чем конкретно и почему школы-победители признаны лучшими, а у школ, не попавших в число победителей, появится стимул догнать и перегнать победителей и возможность вносить в свою работу изменения, приближающие их работу к работе лучших школ (вот где появятся так желаемые министерством системные изменения).

На наш взгляд, принципиально, чтобы таких направлений (и соответственно номинаций) было несколько, и отрадно, что министерство не берет на себя монопольную функцию определения единого госзаказа. В этой ситуации определение направлений изменения образования может осуществляться "естественно-искусственым" путем. Есть уже сложившиеся направления в деятельности образовательных учреждений, которые должны быть выявлены и поддержаны (то, что М.Г.Мокринский назвал целевыми группами), есть новые направления, которые может назвать профессиональное образовательное сообщество (и Министерство образования тут может выступить в качестве равноценного партнера наряду с директорами образовательных учреждений и педагогами, возможно, что свои направления предложат и работодатели, и высшая школа, и гражданское общество).

Допустим, есть школы, которые главной своей целью считают создание комфортной среды для учащихся. Экспертное профессиональное сообщество признает это направление важным. Привлекаются ученые, чтобы создать методику измерения степени комфортности. Объявляется номинация "Лучшая школа по комфорту для учеников" и на эту номинацию выделяется соответствующее (допустим, 300 из 3000) число премий. Есть школы, считающие своей главной целью обеспечение социальной успешности выпускников. Если это направление признается экспертным сообществом важным, то должны быть разработаны соответствующие методики измерения и объявлена номинация "Школа, лучше всех обеспечивающая социальную успешность" и соответственно выделено количество премий по этому направлению. Если вузы хотят сегодня получить студентов, умеющих самостоятельно работать, должна быть объявлена номинация "Лучшая по развитию самостоятельности школа" (при условии наличия процедуры измерения самостоятельности). Если министерство хочет, чтобы в школах заработали попечительские советы, должна быть объявлена номинация "Школа с лучшим попечительским советом". Работодатели могут предлагать свои номинации (кстати, и свои средства для награждения победителей).

Тогда у школ появится свобода участия в конкурсах - в каких номинациях она хочет участвовать и соответственно в каких направлениях развиваться. У государства появится возможность контролировать ситуацию в сфере образования (по количеству подаваемых на те или иные номинации заявок и по результатам самих конкурсов) и влиять на эту ситуацию (через изменение количества премий в разных номинациях и введение новых номинаций).

Проведение же конкурса в том виде, который предлагается сейчас, когда создана единая измерительная линейка "лучшести" школы, в которой собрано все хорошее в эклектическую кучу, позволит определить самые нормальные (средние, а не лучшие) школы. В контексте же запуска процесса системных изменений образования и управления этим процессом это похоже на попытку сварить самое вкусное кушанье, засыпав в одну кастрюлю продукты, названные самыми вкусными разными людьми.

Не надо бояться того, что на первых порах не по всем желаемым номинациям удастся получить жесткие критерии измерения, это дело времени. Обсуждению списка номинаций и подходов к выделению критериев определения победителей в них, мы бы предложили посвятить следующее заседание Директорского клуба. Так как в этом году конкурс уже запущен, переход на определение победителей по различным номинациям можно готовить к следующему году или попробовать уже в этом году выделить 20-30 премий для опробования 2-3 номинаций.

Что касается нас (ГОУ Центр образования ? 1811 "Измайлово"), то мы с удовольствием приняли бы участие в конкурсе "Самая читающая школа". Считаем, что школа, в которой ученики больше всех читают самостоятельно художественную, публицистическую, философскую и научно-популярную литературу, и есть самая лучшая школа. Самостоятельное чтение серьезной литературы свидетельствует о наличии образовательной мотивации и навыках приобретения знаний (а что еще должна формировать общеобразовательная школа?), и, самое главное, оно вводит человека в бескрайний мир культуры, то есть делает процесс образования для него безграничным в пространстве и во времени.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67