Есть ли жизнь на Марсе? После лекции - танцы

В галерее М'АРС прошел третий фестиваль цифрового искусства ArtDigital-2005. Что это такое, очень доходчиво разъяснил Федор Ромер ("Фрагменты дисплея влюбленного",. "Время новостей" от 01.12): "Цифровое (оно же - дигитальное) искусство - это то, что снято на видеокамеру или сделано при помощи компьютера и демонстрируется на экранах и дисплеях". По правде говоря, сама идея вычленения дигитального сектора из общего потока искусства несколько утратила свою актуальность. Выставка с названием "Живопись, графика и скульптура" прозвучала бы намного радикальнее. Более того, стало ясно, что "Авангардный потенциал видеоарта сегодня исчерпан, расширение его практик привело к размыванию четких границ этого художественного жанра. <...> В 90-х видеоарт был востребован как социальный эксперимент, и у нас его освоение происходило на волне распространения клубной культуры. Сегодня вулканических извержений в этих сферах никто не ждет и формулировки видеоарта приобретают более округленное звучание" (АРТФон с Оксаной Саркисян, "Артинфо.Ру" от 17.11). Более того, обнаружилась страшная вещь - бесконечная погоня за техническим совершенством уничтожает саму возможность музеефицирования, на что и жалуется Оксане Саркисян пионер отечественного цифрового искусства Сергей Шутов: "Ранние работы свои десяти-пятнадцатилетней давности я не могу уже воспроизвести. Носители сохранились, т.е. оригиналы, а плееров не существует вообще. Сейчас технологии развиваются все быстрее. Все это исчезнет, останется несколько великих, которых успели перевести в новый формат". Конечно, во всем виноват Билл Гейтс, который преследует лишь цели наживы. Я тоже обнаружил, что старые мои статьи были записаны на большую и красивую дискетку, которую сегодня можно засунуть... Сами догадайтесь, куда и кому.

Однако, у дигитальной надстройки, как отметили проницательные наблюдатели, сложились весьма специфические отношения с социально-экономическим базисом: "Художественный процесс в России сменил в течение нескольких лет свои эстетические ориентиры - от агрессивного постперестроечного искусства (так называемого "радикализма") к умиротворенным канонам последних пяти лет. То, что можно видеть на сегодняшних выставках, - в большинстве случаев сделано в соответствии с параметрами квартир коллекционеров или корпоративных офисов. Произведения искусства потеряли право быть неприятными и бескомпромиссными и стали более "комфортабельными" (Наталья Яснова, "Оцифровка гормональных нарушений", телеканал "Культура"). На этом основании самой форме (цифровой) приписывается некая революционность: "По своей природе AD-2005 - мероприятие нонконформистское. Работы создаются для показа, а не для продажи". То есть молчаливо признается, что мы живем в тоталитарной стране победившего монетаризма, поэтому всякий нерыночный жест есть акт героической борьбы против прогнившего антинародного режима. Поэтому "Нужно сделать выставку не предназначенных для продажи работ, невероятность, нелепость, жуткость, грубость и бескомпромиссность которых превратится в своего рода вызов и манифест, привлекающий внимание к истинной роли художника" (Елена Семенова, "Симфония замогильной эротики", "Независимая газета").

То есть получается, что всякий мальчишка, снявший на дешевой камере мутное видео, или девочка, балующаяся с "Фотошопом", достойны места на пьедестале рядом с субкомманданте Маркосом. Слава героям освободительной борьбы! Но не все так просто в этом мире: "Трудно представить себе старичка-живописца, сидящего в аварийной мастерской где-нибудь в районе Верхней Масловки, отказывающегося и кистью шевельнуть без гранта или другого вспомоществования. Стереотипы поведения в сфере современного, в частности, цифрового искусства совершенно иные: ни один (!) нынешний фестивальный проект не был осуществлен без сторонней материальной поддержки, а только на средства авторов. В случае с иностранцами помощь приходила "из-за бугра", наши же соотечественники оказались безропотно профинансированы самим М'АРСом. Станковистам остается только завидовать" (Сергей Сафонов, "Осторожно, Мария!", "Газета" от 24.11). Вот она, страшная тайна всякой революции. Безнравственные инсургенты постидустриального общества живут на гранты, в то время как честные художники честно предлагают свою честную живопись на свободном рынке. Тем не менее находятся и люди, которые пытаются оправдать подобного рода подрывную деятельность: "Фестиваль показал, что компьютерные технологии могут быть инструментом художника, но фактором, определяющим ценность его творчества, все же является талант" (CNEWS от 23.11).

Однако, и с живописью все не так просто. Посмотришь, с виду вроде как бы и живопись. А на самом деле - чистая подстава. Сергей Хачатуров ("Время новостей" от 22.11), побывавший на выставке Марины Шубиной в галерее "Файн Арт" обнаружил, что "Каждый из ее портретов - это переведенная средствами живописи любительская фотография, сохраняющая все пошлейшие признаки жанра, от угловато-раскованных поз до эффекта "красных глаз". Даже в стилистическом плане это откровенный блуд: приблизительная, неряшливая фактура, мутные потеки в тенях - равнодушная, коммерчески халтурная продукция, - плакаты брежневских времен честнее были".

Но псевдоживопись Марии Шубиной, которую она распространяет по интернетовским сайтам знакомств, к сожалению, не попала на фестиваль ArtDigital. Несмотря на то, что вполне соответствует не только формальным, но и тематическим параметрам фестиваля. Его куратор, осевший в Москве итальянец Антонио Джеуза, на этот раз объявил очень завлекательную тему - "Оцифрованная любовь". Не подумайте ничего плохого: "Никакого киберпорно не ожидается. Два десятка художников из России, США и Европы говорят на вечную тему при помощи новейших технических средств" ("Коммерсант-Weekend" от 18.11). Концепция Джеузы такова: "В прошлом году для нас важна была публика, и мы сделали выставку о том, как публика может играть с искусством. В этом году мы хотим по-другому, чтобы художник думал о себе, а не о публике. Что-то в жизни случилось, в любви. И мы должны делать работу, чтобы потом чувствовать себя лучше" (АРТФон с Оксаной Саркисян). Антонио - большой энтузиаст и знаток своего предмета. И сделал очень тонкий ход, ибо "Современные художники побаиваются высокопарной банальности вечных тем. Так что оцифровать любовь - едва ли не единственный способ поговорить о ней. Тем более что и сама наша сентиментальная жизнь постепенно перемещается в виртуальное пространство: если кто и пишет сегодня любовные письма, то, скорее всего, отправляет их по e-mail" (Ирина Кулик, "Чувства, проверенные электроникой", "Коммерсант" от 26.11).

Вот это и называется мастерством куратора. Вместо того чтобы обратить свое внимание на жгучие проблемы современной жизни, критики поголовно расслабились, ударившись в сантименты:

"Что есть любовь, как не иллюзия? И что, как не иллюзия, есть виртуальное пространство для изобразительных опытов? Итак, All you need is comp. Но складно сказать и ладно сделать - не одно и то же, сами знаете разницу. Два десятка фестивальных проектов постанывают, поскрипывают, попискивают и помаргивают от горячего желания соответствовать идеалу, однако часто дело заканчивается усталым "пф-ф" и уходом на перезагрузку" (Велимир Мойст, "Любовь изматывает не только людей", "Газета" от 23.11).

"В этом фатальном контексте всеобщего торжества новых технологий сознательное принесение в жертву им самого сокровенного человеческого чувства кажется даже актом кураторского мужества: лучше уж наложить на себя руки самому, чем бесславно погибнуть под напором безличных стихий. Это научное исследование о возможности лирического высказывания в компьютерную эпоху, сделанное вроде бы при помощи искусства, но при этом не ставящее своей задачей вызывать слезы, охи-ахи, катарсис и прочую чушь" (Федор Ромер, "Фрагменты дисплея влюбленного").

"Общее впечатление от выставки нельзя назвать оптимистическим - вероятно, будущее с его любовью пока сокрыто от нас утлыми покровами повседневности, не спасает даже наличие цифровой техники. Похоже, диджитал лав оказалась для большинства участников несвоевременно "монументальной" и философски неподъемной темой..." (АРТикуляция # 61 с Дмитрием Барабановым, "Артинфо.Ру" от 28.11).

Только одно маленькое, почти незаметное событие расставило все на свои места. Одна работа была все же отцензурирована и удалена с выставки. " Не буду мучить читателей и обрисую суть дела, - пишет Сергей Соловьев ("Запрограммированная любовь", "Новые Известия" от 24.11). - На огромном экране среди мириадов звезд в космосе летит и исполняет песнопение, прославляющее святость Марии, реальная вагина). И добавляет: "Именно инсталляция Преображенского привносила во всю затею - "Оцифровать любовь" - элемент критики и провокации, который не дали другие работы. Она показывала, что "век высоких технологий" одновременно становится и "веком низких физиологий". Времена наступили такие, что никто особо и не смущен тем обстоятельством, что "Видеоинсталляция Кирилла Преображенского "Аве Мария" была снята с выставки по соображениям внутренней цензуры. Мало ли что. Музыка, конечно, католическая, картинка, хоть и не очень приличная, не имеет отношения к церковной иконографии - а ну как жахнет?" (Велимир Мойст, "Любовь изматывает не только людей").

Конечно, это очень печально, что "Художественную общественность удалось запугать бесконечными исками, которые подают православные граждане, то и дело заявляющие, что выставки современного искусства вызывают в них чувство "национальной и религиозной ненависти", что, вероятно, могло бы случиться даже на выставке, посвященной любви" (Ирина Кулик, "Чувства, проверенные электроникой"). Но всякий человек, который думает о нравственном аспекте нашего искусства, понимает, что появление на художественной сцене истинных критиков, овладевших настоящим критическим инструментарием в виде молотков, банок со спреем и пр., есть очень положительный факт. Критики нового типа если что и пишут, то только заявления в прокуратуру. Но их появление не позволяет нюни распускать, да и адреналинчику добавляет.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67