Экология по-русски, или Умом Россию не понять

На днях Юрий Михайлович Лужков заявил, что городскому хозяйству Москвы для удовлетворения его потребностей необходимо примерно двести тысяч работников коммунальных служб. Москвичи, сказал градоначальник, не спешат заниматься столь непрестижной и тяжелой работой, и потому придется прибегнуть к помощи легальных трудовых мигрантов - в основном таджиков и узбеков.

Мое сердце возрадовалось: у меня появилась слабая надежда на то, что хотя бы двести человек из этих гипотетических двухсот тысяч будут откомандированы на глобальную расчистку нежно любимого мною Салтыковского лесопарка, который в течение нескольких десятилетий регулярно и методично загаживали жители столицы из муниципального образования "Новокосино", к каковым скоро прибавятся новые мусоропроизводители - жители сдающегося в эксплуатацию микрорайона "Кожухово", наступающего на многострадальный лесопарк с другой стороны. Таким образом, армия жителей столицы, которым предстоит выдавать на-гора все больше и больше мусора, усиливая его концентрацию в лесопарковой зоне, встретится в заведомо неравном бою с другой армией - армией инородцев, немосквичей и смуглокожих трудовых мигрантов.

"Умом Россию не понять", - сказал когда-то классик. Я тоже так считаю. Экологическая проблема в Российской Федерации имеет непостижимую для западного человека специфику. Запад с самого появления экологических организаций и экологического движения борется с загрязнением окружающей среды как с неизбежным следствием распространения цивилизации. Образно говоря, за комфорт в одной сфере жизнедеятельности приходится расплачиваться неизбежным дискомфортом в другой, издержки которого общество пытается, как может, минимизировать. Например, массовая автомобилизация, представляя собой комфорт с точки зрения способа передвижения и коммуникации, порождает гораздо более массовый дискомфорт иного рода - глобальное загрязнение атмосферного воздуха. В результате перед человечеством возникает глобальная же дилемма: сохранив коммуникационный комфорт, вернуть себе утраченный комфорт чистого воздуха. И над разрешением этой проблемы бьются лучшие умы человечества (изобретая, в частности, экологически безвредные виды топлива).

Или, например, все та же проблема отходов, во многом аналогичная по своим составляющим проблеме загрязнения воздуха. С одной стороны, создавая все новые и новые продукты потребления (в том числе и в виде крупногабаритной и токсичной по своим составляющим бытовой техники), цивилизация значительно облегчает жизнь человеку, избавляя его от рутинного и тяжелого бытового труда и тем самым обеспечивая для него бытовой комфорт. Но, с другой стороны, субпродуктами и побочным следствием этого глобального комфорта становится глобальный же дискомфорт, вызываемый лавинообразным увеличением крупногабаритных и токсичных бытовых отходов: ежегодно производятся миллиарды единиц холодильников, стиральных машин, автомобилей, но ежегодно же бесконечные миллионы тех же единиц бытовой техники отправляются в утиль, хотя ни земля, ни промышленность не успевают перерабатывать эти эвересты утиля, существование которого опять-таки создает существенный дискомфорт для людей и человечества в целом.

Ну и опять же лучшие умы человечества бьются над разрешением этой проблемы.

Такова парадигма развития западной цивилизации, прогресс которой, с одной стороны, разрешает противоречия на одном уровне, попутно создавая их на другом. Мир постоянно чем-то занят, пытаясь найти баланс между искомым комфортом и неизбежным дискомфортом как следствием того же комфорта.

И в этом есть своя логика.

А теперь снова обратимся к России. Или, если более конкретно, к Москве. Или, если еще более конкретно, к Салтыковскому лесопарку. Вот уже два десятилетия я хожу по нему пешком, катаюсь на лыжах и велосипеде. И, лавируя между мусорными кучами, неизменно повторяю сакральное: "Умом Россию не понять".

Считается, что Достоевский описал загадочную русскую душу. В самом деле, образы Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова - неразрешимая загадка для разумного западного человека. Западный человек рассуждает так: если Сонечка - искреннее набожная девица, боящаяся Бога, то она никогда не пойдет на панель. Если она действительно набожная, то она будет кормиться от трудов своих праведных, какими бы тяжелыми они ни были, а вот если не набожная, то зачем ей тогда страдать от того, что она работает на панели? Аналогично и с Раскольниковым: если он студент и дворянин, то, значит, он джентльмен. А если джентльмен, то он никогда не пойдет на грязное и глупое преступление, которое может совершить лишь обитатель глубин лондонского дна. А если он не джентльмен, а, напротив того, низкий по происхождению и мировоззрению человек, то откуда тогда у него появляться мыслям о всеобщей гармонии и восстановлении социальной справедливости?

И в этом я, надо сказать, совершенно солидарна с обобщенным западным человеком, который, как бы ему ни внушали культ Достоевского, так и не может постичь, где тут наказание, где преступление и в чем тут вообще заключается смысл этого отсутствия здравого смысла.

"Умом Россию не понять". А посему снова мысленно вернемся в Салтыковский лесопарк как на своего рода опытный полигон, где испытывается модель отношения русского человека к окружающей среде.

Итак. Для чего люди, если посмотреть на этот вопрос чисто теоретически, посещают парки и лесопарки? Если теоретически, то для того, чтобы насладиться тишиной, лепетом листвы, щебетанием птиц - то есть всем тем, чего им не хватает в повседневной жизни большого города с его шумом, грохотом, многолюдьем и унылым производственным пейзажем, который трудно назвать пейзажем как таковым.

А если практически, то загадочный русский человек "выезжает на природу" ради того, чтобы не оставить в ней ничего природного. Создается такое впечатление, что он совершает свой рейд в лесопарк так, как совершил бы его некий злобный космический пришелец, наделенный глобальной космической миссией разрушения - миссией борьбы с человечеством как таковым. Создается такое впечатление, что русского человека "на природе" раздражает природа как таковая и он видит в ней врага, которого надо уничтожить - для собственного самосохранения. Пейзаж в столичном лесопарке после уик-энда напоминает поле глобальной схватки человека с природой, в которой природа проигрывает с разгромным счетом, демонстрируя зверски искореженные стволы деревьев, намертво выжженную шашлычными кострами землю, которую, дабы на ней уже больше никогда и ничего не выросло, необходимо засыпать плотным ковром бутылочных осколков, а также пивных и консервных банок.

После выходного дня на природе столичный житель возвращается домой умиротворенным: день прожит не зря, часть возложенной на него глобальной миссии выполнена. По крайней мере, именно такое впечатление создается. "На планете вместо светочей ума встанут эвересты нашего дерьма", как писал когда-то в своей поэтической антиутопии Роберт Рождественский. После выходного дня на природе посетитель столичного лесопарка вносит свою лепту в эвересты планетарного дерьма, и это, судя по всему, наделяет его сознанием собственной значимости.

Хотя, конечно, далеко не все так безнадежно. Иногда случается и так, что ребенок такового отдыхающего, гуляя по тому же самому лесопарку в будний день в составе школьной группы, спотыкается об один из останков воскресной гулянки такового отдыхающего, падает на землю и в кровь раздирает себе руку осколком стекла от бутылки, которую в пароксизме битвы с природой днем раньше разбил его родитель. И тогда родитель начинает вопить благим матом: "Мой ребенок! Какие свиньи! Куда смотрят муниципальные службы? О чем думает Лужков?"

Лужков же, как известно, думает о благоустройстве нашей прекрасной столицы. А особенно в преддверии ее славного юбилея - восьмисотшестидесятилетия. Для того чтобы дети москвичей не раздирали себе рук осколками стекла от воскресных бутылок, триумфально разбиваемых самими москвичами, родителями этих детей, столичный градоначальник принимает решение о привлечении в столицу гигантской двухсоттысячной армии гастарбайтеров из южных независимых государств бывшей советской окраины. Молчаливых смуглых людей снабжают большими черными пластиковыми мешками и нехитрыми инструментами для сбора мусора. Молчаливые смуглые люди старательно собирают ошметки и осколки, которыми в своей борьбе с природой заполняют окружающее пространство жители столицы.

А жители столицы опять недовольны - и недовольны еще больше, чем были недовольны прежде, пока работники коммунальных служб работали спустя рукава и еще не были многотысячной регулярной армией. Жители столицы опять возмущаются и говорят: "Понаехали тут".

Ну и как после этого не согласиться с тем, что русская душа загадочна и что умом Россию не понять?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67