Доверие к премьеру не означает, что он сохранит свой пост

Не думаю, что степень авторитаризма или демократии влияет на эффективность системы во время кризиса. Управление экономическими кризисами требует ясного видения и решительных действий. Такие качества можно найти в разных системах.

Например, Китай успешно продемонстрировал достоинства однопартийной системы. Однако демократия в определенной степени также полезна во времена кризиса. Демократические системы, согласовывая различные мнения, могут отражать интересы всех участников. Управление кризисом может стать более эгалитарным.

Нынешний кризис носит глобальный характер, и его проявления интегрированы в общемировом масштабе. А это не всегда позволяет выработать внутригосударственную политику. Национальные системы должны быть более восприимчивыми к глобальным изменениям. Внутри страны необходимы постоянные дебаты относительно этих изменений. На мой взгляд, индийская политическая система до сих пор неплохо реагировала на кризис. Однако система должна быть более эффективно приспособлена к глобальным переменам. Политики должны просвещать свой электорат относительно глобальных проблем и их воздействия на процессы, происходящие на местном уровне.

Я думаю, все четыре страны БРИК могут справиться с кризисом – каждая при помощи своих собственных методов. На мой взгляд, кризисное управление – политически нейтральный процесс. Приоритеты ясны: поддерживать экономическую инерцию, задействовав неиспользованный экономический потенциал с помощью эффективных политических мер. Все правительства, безотносительно к тому, каковы политические системы в их странах, понимают это.

В Индии кризис совпал с избирательной кампанией по выборам в парламент. Мой прогноз: и одна партия не получит абсолютного большинства, необходимого для формирования правительства. Двум главным партиям – Индийский национальный конгресс (ИНК) и «Бхаратия джаната партии» (БДП) – придется учитывать мнения других, более мелких партий, при формировании правительства. Однако и прошлое коалиционное правительство во главе с Аталом Бихари Ваджпаи, и нынешнее (тоже коалиционное) во главе с Манмоханом Сингхом просуществовали в течение всего срока полномочий. Так что если эффективные предвыборные альянсы себя изжили, можно сформировать стабильные коалиции. Однако возможно также, что правительство сформирует коалиция, в которой не будет ни ИНК, ни BJP. Такая коалиция, вероятно, будет непрочной, поскольку ей будет не хватать лидерства крупной партии, вокруг которой обычно функционирует вся коалиция.

По мнению большинства населения, доктор Манмохан Сингх – это лидер, достойный доверия, честный, эффективный, такой, на которого можно положиться. Его имидж в глазах общества улучшился после того рискнул разрывом с левыми партиями, входившими в коалицию, ради того, чтобы заключить соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере с США. Но хотя он успешно отработал пять лет в должности премьер-министра, пока неясно, займет ли он этот пост снова. Во-первых, немаловажным фактором является его здоровье. Во-вторых, ИНК вряд ли сформирует правительство без поддержки левых, даже если они не станут участниками коалиции. Возможно, левые не согласятся на назначение Манмохана Сингха премьером. Однако на выборы ИНК идет, выставляя кандидатуру доктора Сингха в качестве будущего премьер-министра.

За последние двадцать лет в Индии сильно возросло значение региональных партий во главе с яркими харизматическими лидерами. Это не означает, что лидеры общенационального масштаба утратили свою харизму – достаточно назвать Атала Бихари Ваджпаи, Манмохана Сингха или Соню Ганди. Тем не менее, вопросы местного или регионального значения оказывают все возрастающее влияние на исход национальных выборов. Избиратели голосуют за тех кандидатов, которые решают их местные проблемы. И региональные партии играют на этом. И даже кандидаты от общенациональных партий – таких как ИНК и БДП – имеют больше шансов пройти в парламент в том случае, если решают конкретные проблемы своих избирательных округов.

Роль интеллектуалов в Индии высока в вопросах формирования общественного мнения. Однако их влияние в основном ограничивается городскими избирателями, относящимися к среднему классу. На сельских избирателей интеллигенция не влияет.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67