"Даже если наш мир превратится в стеклянные небоскребы, всегда найдутся вдохновители, летописцы, борцы..."

Английская художница Пэм Скелтон родилась в 1949 году в Лондоне, где и по сей день живет и работает. Изучала историю изобразительного искусства в Саутпорской школе искусств и в Кэмбервелском колледже искусств, после чего продолжила свое образование, пройдя специальный курс в Английской национальной опере. C 1990 года Пэм читает лекции по изобразительному искусству в колледже Сан-Мартин, в Лондоне.

В работах художницы объектом изучения становится феномен так называемой "социальной амнезии". Пэм интересуют многочисленные провалы в памяти и дезориентация во времени в контексте исторической действительности. Большинство ее работ связано с Восточной Европой (Польша, Литва и Украина).

В начале 90-х Пэм Скелтон переходит к видео. Среди ее видеоинсталляций - "Опасные места - Понар" (1994), "Ликвидаторы" (1996-2000) и "Город-призрак" (2000-2001). В последнее время, продолжая снимать, английская художница постепенно возвращается к живописи.

На Втором Московском биеннале современного искусства Пэм Скелтон представляет видеоинсталляцию "Сожженные стихи" (2005), посвященную Анне Ахматовой.

"Русский журнал": Проект "Сожженные стихи" изначально создавался для петербургского музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Были ли какие-то трудности при его осуществлении в стенах "Фабрики"?

Пэм Скелтон: Интерьер музея-квартиры был необходимой составляющей моей работы. Как вы понимаете, я не могла перевезти весь музей Ахматовой для того, чтобы представить эту видеоинсталляцию в других выставочных залах. Возникла проблема нового способа подачи материала. И тут мне пришла в голову идея использования заводского помещения. Огромное, затемненное, ничем не отягощенное пространство. Такое оформление, а вернее, его отсутствие, помогает человеку полностью погрузиться в мир, проецируемый на экранах. И трагически сложная судьба Анны Ахматовой тронет его до глубины души.

РЖ.: В конце 80-х - начале 90-х вы занимались живописью. Что побудило вас сменить манеру "письма"?

П.С.: Я чувствовала необходимость перемен в своем творчестве. Ввиду смещения центра моих интересов понадобилась и смена изобразительного языка. Многие мои работы предполагают поездки в различные места. Трудно получить представление о человеке, предмете или месте, основываясь лишь на прочитанном. Необходимо самому совершить путешествие и тем самым оживить книжные образы. Вдобавок это дает уникальную возможность пообщаться непосредственно с очевидцами событий. Это превращает предмет изучения в огромный клубок нитей, распутать который иногда бывает очень сложно. В связи с такими обстоятельствами я нуждалась в инструменте, способном быстро и точно фиксировать необходимый материал в реальном времени. Живопись требует много времени, которого мне часто так не хватает, поскольку я занимаюсь еще и преподавательской деятельностью в колледже Сан-Мартин.

РЖ.: Какой видится вам ситуация в современном искусстве?

П.С.: Если говорить о художниках, то в современном искусстве по-прежнему есть те, кто настолько самодостаточен, что способен работать в одиночку, и те, кто хотел бы принадлежать к какой-либо группе. Существуют художники-бизнесмены, художники, желающие разбогатеть, художники-политики, художники-исследователи, художники - посланники своей страны, художники, создающие новые и свежие работы, затрагивая темы, которые интересуют мир. В принципе, сейчас любой может быть художником.

Сегодня искусство - это очень крупный бизнес. Вопрос в том, какую роль выбирает творец искусства. Он может быть чрезвычайно известным, а может быть тихим, незаметным, кому безразличны победные звуки фанфар. В то же время быть художником - значит находиться в неразрывной связи с другими профессиями. Под "другими профессиями" я имею в виду кураторов, работников и владельцев галерей, музеев. Отношения "художник-музей" важны для современного искусства, так как благодаря этому осуществляется контакт со зрителем. По большому счету, мы все - части одной большой системы, у которой свои правила и законы.

РЖ.: Каковы, на ваш взгляд, актуальные проблемы современного искусства?

П.С.: Ответить на этот вопрос однозначно достаточно сложно. Как мне кажется, одним из источников разного рода проблем, которые терзают сознание современных художников, является реальность. Уже много столетий это дисгармоничное явление не дает покоя мастерам искусства. Реальность - разносторонний образ. Важно, под каким углом познаешь столь безграничное явление. Одни художники испытывают к нему неприязнь и не желают существовать в подобном пространстве, что помогает им погрузиться в собственный фантастический мир, основанный на полном отрицании реального. Другие выступают в качестве летописцев и фиксируют то, что происходит вокруг них. Вдохновение - очень индивидуальная вещь. Абсолютно непредсказуемая и неконтролируемая. Подчас даже не знаешь, какие слова, образы, символы могут побудить к созданию проекта.

Если вернуться к вопросу, то, на мой взгляд, основная проблема - культ материальных ценностей во всех сферах жизни общества. Но мы живем во времена технического прогресса, и это неизбежно. И даже если наш мир превратится в бесчисленные стеклянные небоскребы и бизнес-центры, всегда найдутся те, кто будут вдохновителями, летописцами, оппозиционерами, борцами.

РЖ: Насколько отвечают такому времени принципы образования в сфере искусства в Великобритании?

П.С.: Не буду вдаваться в подробности учебного процесса. В целом же, как мне кажется, образование в сфере искусства в Англии, да и во всей Великобритании, достигло высокого уровня. Возникло множество хороших художественных школ, университетов, где преподают историю искусства. Улучшилось само качество преподавания, что видно и по увеличившемуся количеству иностранных студентов, желающих получить образование по английской системе.

РЖ: Выглядит ли для вас сам феномен биеннале чем-то особенным?

П.С.: Биеннале - грандиозное международное событие. Каждые два года город становится живым центром современного искусства. В определенном месте одновременно концентрируются работы художников разных национальностей, прибывших из разных стран. Это невообразимый коктейль, состоящий из всевозможных видов искусства: графика, живопись, скульптура, фото, видео, инсталляция, перформанс и т.д. Большим плюсом такого рода мероприятий является возможность увидеть не только прошлые работы художников, но и ознакомиться с новыми произведениями.

С творческой точки зрения биеннале играет роль бесконечного источника возникновения новых, свежих проектов. У находящихся в этом бурлящем котле современного искусства художников во время общения часто рождаются идеи, которые в будущем обретают форму совместных проектов.

РЖ: Есть ли у Московской биеннале отличия от других?

П.С.: Московская биеннале современного искусства пока еще молода. Но это не главное. Ее важная особенность - смещение центра актуальности проблем, открытие иной художественной действительности и ее изучение. А иногда - обращение художника к прошлому в надежде найти вдохновение среди пожелтевших страниц человеческой истории. Подчас здесь можно увидеть совершенно новый взгляд на сложные проблемы, существующие уже давно. В то же время сама атмосфера города порождает особое восприятие биеннале. Я очень люблю Москву и счастлива, что мне удалось привезти сюда свою работу.

РЖ: Значит ли для вас что-либо мнение критиков?

П.С.: Да, я читала критические статьи на свои работы. Но большинство высказанных суждений не являлись самостоятельными. Иногда это всего лишь повтор моих или кураторских идей. Честно говоря, меня вообще мало волнует мнение критиков. Оно никаким образом не оказывает на меня влияние.

РЖ: Политика и искусство - это неразделимые понятия или совершенно разные вещи?

П.С.: Не могу назвать себя человеком, увлеченным политикой. Я не читаю газеты каждый день. Я не наделяю свои работы политическим подтекстом. Я не использую искусство в политической борьбе. Меня интересует то, насколько люди ответственны за действия, совершенные в прошлом. Как они существуют в мире столь несовершенном, полном коварства и несправедливости. И как сильные духом способны вступить в никогда не прекращающийся бой с жестокой реальностью и выйти из него победителем или трагически погибнуть. Другим важным для меня обстоятельством является обращение к прошлому как возможность понимания настоящего. Как мне кажется, человек должен осознавать ошибки прошедших лет, чтобы научиться понимать окружающий его мир.

В своем творчестве я стараюсь затрагивать сложные вопросы, но не превращаю свои проекты в политические дебаты. А если говорить в общем, то искусство столь многогранно и столь пластично, что способно и существовать как независимый организм, и составлять оппозицию, и находиться в сфере политики.

Беседовала Анна Ильченко

Из пресс-релиза куратора Елены Зайцевой к выставке

Искусство Пэм Скелтон посвящено сложным взаимоотношениям между историей и памятью, как личной, так и коллективной. Объектом художественного исследования является зазор, образующийся между памятью конкретных людей, ставших участниками исторических событий, и тем, как предстает это событие в коллективной памяти последующих поколений. Чаще всего работа инспирирована местом, хранящим память об исторической трагедии, но всегда в центре интересов художницы - конкретные человеческие судьбы. Это может быть судьба никому не известных рядовых сотрудников, самоотверженно боровшихся с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС (проект "Ликвидаторы"), либо чудом выживший узник фашистского концлагеря (Понар). Но также это может быть и судьба исторической личности, поэта, героически ставшего "совестью поколения". Работу "Сожженные стихи" Пэм Скелтон создала под впечатлением от посещения музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Петербурге.

Что видит посетитель мемориального музея, оказываясь в доме, в котором жила и работала великая историческая личность? Каждый из нас воспринимает увиденное, опираясь на собственную культурную память. Для впечатления от музея, с его мебелью, письмами, личными вещами, важно не столько то, что мы видим в экспозиции, сколько то, что мы прочитали за всю свою жизнь. Именно текст придает смысл этому собранию вещей. Тема неоднозначной связи между текстом и предметом, словом и изображением имеет в русском искусстве богатую традицию. Ею занимались Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский и вместе с ними - весь круг московского романтического концептуализма. Тем интереснее представить в Москве проект английской художницы, посвященный русскому поэту.

Видеоинсталляция "Сожженные стихи" представляет собой видоепроекции коротких фильмов об Анне Ахматовой на трех экранах. Эпизоды связаны друг с другом, но их последовательность не артикулируется - каждый происходит как будто бы вне времени. Он также вынесен из пространства - первоначально проект был реализован в экспозиции дома-музея Анны Ахматовой (куратор Мария Коростелева), но теперь показывается в современном выставочном зале в индустриальной зоне Москвы. Таким образом, инсталляция Пэм Скелтон апеллирует не к месту и времени, а к тому знанию, которым уже обладает зритель, к его памяти, культурной и личной.

Эпизоды инсталляции "Сожженные стихи" основаны на реальных событиях жизни Анны Ахматовой в 30-40-е годы. Каждый из них - сожжение рукописей, встреча с английским философом Исайей Берлином, слежка за поэтом - повествует о стойкости, с которой Ахматова сопротивлялась тоталитарному режиму, платя за свободу творчества тяжелыми лишениями, которые обрушивались на нее и ее сына. Встречу с Ахматовой Берлин описал в книге "Личные впечатления": "Судьба подарила мне редкостную для западного человека возможность встретиться с несколькими русскими писателями, двое из которых - Пастернак и Ахматова - бесспорные гении?. Его восхищает героизм писателей, которым "тоталитарное государство отказало во всем, но справиться с ними все же не сумело". Большую часть своих рукописей Ахматова сожгла в 1949 году, после четвертого по счету ареста ее сына. В этот год в Великобритании вышла книга Джорджа Оруэлла "1984", повествующая о том, как система, обладающая сильным аппаратом подавления, способна полностью сломить всякую волю человека к сопротивлению. Однако история жизни и творчества реального человека, поэта, жившего в Советском Союзе, утверждает обратное. Именно этот аспект жизни Ахматовой - героическое сопротивление системе ("Я героепоклонник", - говорил Берлин в упомянутой книге), непобедимость человеческого духа в борьбе с ней - более всего привлек английскую художницу, побудив ее к созданию "Сожженных стихов".

ПRОЕКТ_FАБRИКА

Переведеновский пер., 18. М. "Бауманская", трол. 22,25 до ост. "Балакиревский переулок"

Выставка организована при участии музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

При поддержке: Central Saint Martins, University of the Arts, London; Британского Совета в России; 24_printservice, Компании "ХОНКА".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67