Человек, государство и коллективное бессознательное

Человек - существо биологическое. Не только прежде всего, но и, пожалуй, даже исключительно. Потому что и его социальная, якобы абиологичная жизнь - это, в общем-то, та же биология, но только выраженная в специфических, кодицифицированных формах. Например, голодному зверю, чтобы настигнуть добычу, потребны быстрота ног, когти и зубы. Тогда как человек, живущий в социуме, всякое буднее утро встает по звонку будильника, приводит себя в порядок, надевает деловой костюм, садится в свою комфортабельную машину... Во всех этих действиях цивилизованного человека, равно как и в его адаптированной под требования социума наружности, нет, казалось бы, ровно ничего биологического - одна только доведенная до автоматизма функциональность одушевленного механизма. И тем не менее все, что он делает - неспешно, заученными движениями, - ничем, по сути, не отличается от стратегии действий голодного животного. Просто животному нужна своя добыча, а человеку - своя. Они ее по-разному добывают и в определенной степени по-разному переваривают, только и всего. А весь этот антураж социального действия и вся эта так называемая этика цивилизованных отношений - это не более чем условность, соответствующая биосистеме под названием "человеческое общество" на данном этапе его развития, не более того.

Человек в своей квартире или в своем коттедже - это все тот же зверь в норе, где он ежедневно отдыхает после совершенного рейда: отдыхает, готовясь к новому рабочему дню как к новому походу за новой порцией добычи. Человека считают венцом биологической эволюции, самым совершенным видом животного мира, хотя... как сказать, потому что с определенной точки зрения человек - это, наоборот, продукт грехопадения природы: стоит только ему выйти за рамки натурального хозяйства, естественной системы самообеспечения - и он становится существом, живущим не за счет низших, а за счет равных.

Вот для этого в конечном счете и существует государство - чтобы создать такую систему потребления, при которой одна каста, малочисленная, могла бы жить за счет времени и труда (то есть самой жизни) всех остальных. Государство - это механизм законодательного принуждения, и никакой иной функции у него, строго говоря, нет. Механизм создается кастой людей в собственных интересах, но, чтобы продолжать функционировать, он должен постоянно работать, поглощая топливо - жизненную энергию тех, кто не принадлежит к этой касте. Ну и кто из людей, будучи существом биологическим, то есть естественно-эгоистическим, станет добровольно расходовать энергию собственной жизни на такие, с его точки зрения, вредные пустяки, как обеспечение работы механизма - и постороннего его собственным интересам, и действующего во вред последним?

Добровольно - никто. Но ведь можно, во-первых, заставить и, во-вторых, позволить себя или усыпить, или уболтать. Усыпить можно хлебом и зрелищами - сытым урчанием собственного брюха и какофонией непрекращающихся народных празднеств. Уболтать можно демагогией - патриотической и религиозной, потому что и патриотизм, и религиозность в той или иной степени свойственны всякому, даже и самому эгоистическому, атеисту. В мирные времена наиболее эффективна тактика усыпления, а во времена подлинной или мнимой внешней угрозы - тактика убалтывания. Однако, поскольку всякое мирное время чревато войной, а война, даже и в апогее своей ярости, выказывает несомненные признаки грядущего мира, механизмы усыпления и убалтывания действуют в обществе синхронно. В частности, еще и потому, что человеческая биомасса неоднородна, отличается большей или меньшей восприимчивостью то к усыплению, то к убалтыванию. Хотя, как правило, добропорядочный обыватель падок, в зависимости от обстоятельств, и на то, и на другое - и на скабрезные шутки ярмарочного затейника, и на духовно-патриотические проповеди, даже если они и вызывают у него откровенную скуку: человек прекрасно понимает, что он - это одно большое брюхо, резонирующее исключительно в такт скабрезным шуткам, но позволять, чтобы эту максиму констатировали ему другие... Ну нет, ни под каким видом!

Это странно, но неоспоримо: патриотичность и религиозность в качестве методов убалтывания бывают особенно востребованы именно тогда, когда государство в качестве машины порабощения отлаживается социальными механиками под выполнение еще более сложных - комплексных и глобальных - экспансионистских задач внутри самого общества как обширной биосистемы, долженствующей работать в интересах эксплуататоров все более и более эффективно. Если обывателю живется плохо, далеко не сытно, то власть с удовольствием использует эти рычаги патриотичности и религиозности. "Граждане, - говорят им, - вам, конечно, плохо, но плохо исключительно потому, что на нас, на всех нас, покушаются враги, мечтающие захватить наши ресурсы, наши территории. Так давайте же сплотимся вокруг отцов нашей нации и наших духовных лидеров!" И граждане, в общем и целом, сплачиваются. Или, скорее, как испуганные овцы, сбиваются в стадо, которое, таким образом, бывает как никогда удобно стричь именно отцам нации и духовным лидерам. Если же обывателю, напротив того, живется сытно, то на эти рычаги, патриотичности и религиозности, демагогам нажимать еще сподручнее. "Вот видите, граждане, - говорят они обывателям, - как хорошо вы стали жить? А благодаря чему, граждане? Благодаря тому, что вы сплотились вокруг отцов нации и духовных лидеров".

Человек в так называемом цивилизованном обществе - это (в совокупности таких же, как и он сам) оружие и самоуничтожения, и массового поражения. Каждое буднее утро он просыпается по звонку будильника, приводит себя в порядок, выходит из своего дома, своей биолого-социальной норы, едет на работу, думает... И думает, как правило, о том, что вот его-то жизнь складывается неплохо: он при деле, он зарабатывает, делает карьеру, обеспечивает своих детенышей... Ну да, в сравнении с сильными мира сего его положение, конечно, незавидно, но вот зато в сравнении с людьми деклассированными - безработными, бомжами, обитателями свалок... Нет, неплохо, совсем даже неплохо...

Да, но только при этом он отнюдь не свободный хищник, выходящий в чистое поле для вольной охоты, а, напротив того, прилично одетая, в достойной упаковке добыча, которую методично, аккуратно, хорошо отточенными зубами день за днем отправляют в собственный желудок те, кто, собственно, и составляют "государство" в его прикладном, то есть подлинно существующем, виде - люди, в силу тех или иных причин обладающие ресурсами, а потому и управляющие всеми прочими.

А "свободный гражданин свободной страны" свободен только в своих снах и мечтах. Да и то лишь только в том случае, если они, сны и мечты, не деформированы пропагандой как системой убаюкивания и убалтывания. Однако поскольку на государство - эту машину индивидуального и массового уничтожения - работает даже и коллективное бессознательное...

Приятных вам сновидений, свободные граждане свободной страны!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67