Борьба с выхлопами вылетела в трубу

Девятого июля завершился трехдневный саммит "группы восьми", состоявшийся на Японском острове Хоккайдо. Несмотря на уверения премьер-министра Японии в том, что "было много серьезных и жарких дискуссий", помимо выражения "глубокой озабоченности" ростом мировых цен на нефть, ситуацией в Зимбабве и громких заявлений о необходимости борьбы с изменением климата, проблемой голода в Африке, лидеры стран "большой восьмерки" так и не достигли каких-либо весомых результатов.

Все итоговые заявления грешат оговорками и не несут в себе каких-либо обязательств. Так, попытка принять единую программу по борьбе с глобальным изменением климата, предполагающую сокращение выбросов углерода к 2050 году вдвое, закономерно провалилась. Принятый по итогам встречи документ не содержит упоминания о конкретных целях, обозначая лишь "общую приверженность борьбе с изменением климата".

Лидеры США, Канады, Британии, Италии, Германии, Франции, Японии и России заявили, что представляют возможным подписание какого бы то ни было договора только при условии, что к нему каким-то образом присоединятся еще около 180 стран, подписавших Конвенцию ООН об изменении климата.

От лидеров крупнейших развивающихся экономик Китая и Индии (в совокупности производящих 25% выбросов парниковых газов в атмосферу) ответ прозвучал почти сразу же и сводился к тому, что на данном этапе развития они не готовы пожертвовать своим экономическим ростом, но могут рассмотреть возможность присоединения позднее.

Другой инициативой стал проект формирования Всемирным банком Фонда климатических инвестиций, куда обещали направить $6 млрд. А Япония предложила сформировать десятимиллиардный фонд, из которого будут финансироваться программы противодействия парниковому эффекту. Половину этого фонда должны будут наполнять США, Великобритания и сама Япония, а еще 5 млрд - все остальные страны, входящие в "группу восьми". Последние, ввиду продолжающегося мирового финансового кризиса, обещали подумать.

ГМО вкуснее нефти

Аналогичная история приключилась и с решением второй большой проблемы - продовольственного кризиса. Как и в случае с экологией, перспективы решения здесь весьма туманны. Цены на большинство зерновых культур взлетели более чем вдвое, что уже привело к взрыву недовольства в развивающихся странах, а кое-где - и к массовым беспорядкам. Президент России Дмитрий Медведев связал это с массовым переходом на биотопливо, косвенно обвинив в проведении данной политики западные страны, а именно США и Западную Европу, где переход на биотопливо широко субсидируется государством.

С другой стороны, лидеры "большой восьмерки" хорошо понимают, что в последующие несколько лет дорогие органические продукты уступят место дешевой еде - то есть речь идет о все большем распространении генетически модифицированных продуктов, влияние которых на здоровье человека до сих пор не изучено в полной мере.

Итоговое решение оказалось половинчатым. В совместном заявлении лидеров стран "большой восьмерки" проблему генно-модифицированных продуктов решили не обозначать, а экспортерам предложили убрать все ограничения на экспорт продовольственных товаров. Проблема заключается в том, что в своих странах лидеры "восьмерки" придерживаются обратного принципа - ограничения импорта продуктов и субсидирования собственных аграриев, что экспортерам, естественно, кажется неприемлемым. Так и не придя ни к какому консенсусу, решение отложили до новых встреч.

Об энергетике говорили много и в итоге приняли заявление с призывом к нефтедобывающим странам увеличить добычу "чeрного золота". Тем не менее, как заявил российский су-шерпа Александр Панкин, сама Россия не брала по итогам саммита никаких обязательств по увеличению производства нефти.

Такое положение вещей объяснимо тем, что лидеры стран G8 хорошо понимают: подобные энергетические вопросы, как бы злободневны и актуальны они ни были, не имеет смысла обсуждать без стран - участников OPEC и развивающихся стран, быстро наращивающих потребление (таких как Китай, Индия, Мексика, Бразилия), да еще и в такой короткий период времени.

Уже давно дискутируется вопрос о расширении "восьмерки" и ее трансформации в "большую десятку" за счет привлечения Китая и Индии. Франция выступает за подобное расширение, США и Япония - пока против. Подобный расклад существенно ослабит позицию США и вряд ли придаст большую весомость слову Москвы. Поэтому Россия настаивает на том, что по этому вопросу должен быть достигнут полный консенсус. Тем не менее прошедший на Хоккайдо саммит G8 стал самым большим по числу участников - 22 государства.

Открытие Медведева

Настоящим открытием саммита стал российский президент Дмитрий Медведев, для которого эта "неформальная" встреча оказалась первой. Но Медведев стал не единственным дебютантом на саммите. "Новичками" можно считать также английского премьер-министра Гордона Брауна и главу правительства Японии Ясуо Фукуда. Все трое - политики с огромным опытом, которых вряд ли можно чем-то смутить, и все они смотрелись уж точно не хуже, чем те, для кого подобные встречи были далеко не первыми.

Тем не менее Медведев в течение трех дней, проведенных на Хоккайдо, оказался основным ньюсмейкером. Его слова и поступки анализировали тщательнее, чем остальную повестку дня. Озвученные им инициативы Российской Федерации (по созыву "зернового саммита", по усмирению "экономических эгоистов" и по заключению новых соглашений, обеспечивающих энергетическую безопасность в условиях неэффективности Энергетической хартии) выглядели вполне достойно и получили широкое одобрение, пусть и на словах.

Основных задач у Медведева было несколько: во-первых, показать, что Россия - равная среди равных в рамках "большой восьмерки" (задача особенно важная ввиду появившихся заявлений американских политиков о необходимости исключить Россию из "восьмерки"); во-вторых, уничтожить надежды на то, что новый президент России окажется "мягче" своего предшественника в решениях наиболее острых вопросов, касающихся американской системы ПРО или территориального спора с Японией.

Особо стоит отметить, что Медведеву пока удалось обойтись без конфликта с японской стороной относительно "спорных территорий", по крайней мере, в рамках саммита. Надо отдать должное и Ясуо Фукуде, который не решился ради популистских целей потребовать от РФ немедленного возврата четырех островов. Медведев, заявив, что уверен в большой важности заключения мирного договора, неизбежно предполагающего решение территориальной проблемы, все же продемонстрировал свое нежелание форсировать события и предпочел рассмотреть соответствующую проблему позже и в спокойной обстановке.

Таким образом, новый хозяин Кремля вошел в клуб мировых лидеров с репутацией "толкового парня" и "удобного собеседника", проводящего тем не менее свою жесткую линию.

Текст написан в соавторстве с Андреем Городовым

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67