Белый день календаря

Праздники - явление незыблемое в своей изначальной сущности. Они могут быть разными, эти юбилеи, памятные даты, дни народного веселья, но вот чтобы вообще никаких праздников не было - такого я не припомню. Любое общество придумывает себе повод для отдохновения. Мы - это и есть то, что мы празднуем и как.

В России с праздниками - случай особый. "Белые придут - грабят, красные придут - грабят", как говорится в одном фильме моего детства. Так и у нас: власть поменялась и давай памятникам Ленину головы с кепками скручивать и на Юриев Долгоруких и Есениных переплавлять, что есть мочи. То же и с праздниками: это же такой соблазн - взять все да и отменить и понаделать новых "народных дат". Странно, что, придумывая полумифическое 4 Ноября, власть не потрудилась разобраться, почему по крайней мере два новых российских "красных дня календаря" (День независимости и День Конституции) за десятилетие так и не стали "народными". Они просто превратились в худшем случае в пошлые школьные сочинения, а в самом приемлемом - в извечные "селедку под шубой" и салат оливье.

Разбираться в неудачах и извлекать из них соответствующие уроки - наипервейшая задача власти. К сожалению, ожидания действительности не соответствуют: вслед за двумя виртуальными конструкциями придумали еще одну. Три - счастливое число, кто бы спорил, но не до такой же степени...

Все получилось в итоге "как всегда": тошнотворный пафос, помноженный на сменяющих друг друга юмористов. Подгадал и Леонид Якубович со своим юбилеем. Никакого "народного единства", конечно же, так в итоге и не получилось. Совсем не потому, что "первый блин комом". Просто прежде, чем сделать, надо думать. Десять раз думать, пятнадцать, двадцать - ровно столько, сколько понадобится. Особенно когда речь идет о праздниках, которые суть национальная мифология. Впрочем, депутат Исаев мифологии не выдумает, так что - взятки гладки.

Чтобы понять причину профанации неплохих по идее (все-таки словосочетание "день национального единства" звучит довольно мило, хотя все равно как из школьного сочинения списано...) праздников, не надо быть семи пядей во лбу: нужно просто представлять себе, что такое общество, как оно устроено, чем живет и дышит. Полнейшим непониманием механизмов общественной жизни была "перелицовка" 7 Ноября в День согласия и примирения. Разумеется, соглашаться и примиряться нужно было не в России 90-х. "Сытый голодного не разумеет". Не понимать этого простого правила - поразительная наивность.

Ровно по этой же причине "день добрых дел" не станет общенародной датой благотворительности. В государстве, где большая часть доходов - "серая", а бюджетники пребывают на официальном пайке нищих изгоев, благотворительность не приживется. Я хорошо помню: однажды по телевизору показывали, как московские бизнесмены привезли в детский дом компьютеры и игрушки. Моя пожилая соседка отреагировала на это удивительно лаконично: "Наворовали, теперь и изгаляются". Вот вам и согласие, и примирение, и добрые дела.

Не с того конца начали, что и говорить. Причем начали уже не в первый, и не во второй раз. Систематически разбивать лоб об одни и те же грабли - такова у нас, наверное, государственная политика.

Есть в самом государственном "означении" "добрых дел" изрядная доля современного постхристианского цинизма. Настоящее доброе дело потому и доброе, что вырастает из глубины души само, безо всякой посторонней помощи. И делать что-то хорошее нужно и должно вовсе не потому, что сегодня 4 ноября, а потому лишь, что иначе - уже нельзя. Тогда и дело - доброе, и говорить о нем не надо (это ведь естественно, как дышать, а мы же не рассказываем всем о том, что мы дышим), и никакого дня не нужно...

В Послании Иакова есть удивительно мудрая формула христианского отношения к добрым делам: " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (4:6). Публичное проговаривание списка "добрых дел", разумеется, не очень похоже на смирение.

Что же касается давнишней победы над поляками, то и в этом смысле новый праздник проигрывает простым нашим и исконным народным "красным дням". И дело здесь вовсе не в том, государство ли учреждает праздник (как 8 Марта, например), или сам он вырастает неведомо из какого языческого сора (как Масленица). Дело в том, что любой по-настоящему народный праздник не может не иметь своего вящего, простого, предметного мира. Новый год - это елка и мандарины. День Победы - это ордена ветеранов и кадры кинохроники. 8 Марта - это цветы прекрасным дамам. 23 Февраля - крепкое спиртное (до одеколона включительно) брутальным кавалерам. День рождения - это подарки, а 1 сентября - нарядные первоклассники с букетами. Масленица - разумеется, блины, а Пасха - крашеные яйца. Самое сложное всегда - очень просто. Общество в основе своей живет по элементарным законам: ничего лишнего придумывать не надо.

Какое может быть вещное основание у "дня освобождения Кремля от польских интервентов"? Меч-кладенец? Памятник Минину и Пожарскому, который совершенно в уорхоловском стиле тиражирует Церетели? Не придумывается. Колокол? Вряд ли. Все-таки колокол в дом не принесешь и, как елку, в угол не поставишь. Праздник без вещи обычно просто обрастает пустотой: каждый вынужден заполнять его тем содержанием, которое ближе ему. Никакого "единства" не получится, потому что 4 ноября уже стало белым днем календаря, пустым, без смысла и цели. Потому-то все - от "Наших" до РОДа - попытались заполнить его своей идеологией. И дело не в том, что чья-то идеология лучше, а чья-то - хуже (все хороши), а в том, что национальный праздник не подразумевает никаких побочных толкований. В Новый год никому не придет в голову рядиться в "антифа" и бегать по заснеженному городу с криками "фашисты, фашисты!". Все-таки люди выпивают, гуляют, подарки дарят родным и близким - впору ли кричать всякие глупости? А 4 Ноября оказалось впору, и, значит, народным праздником ему уже не стать.

Конечно же, в массе своей люди о смысле и цели нового празднества не имели ни малейшего представления. Аналогия с виртуальными конструкциями дней независимости и Конституции слишком очевидна, чтобы можно было строить иллюзии. Зато о 60-летии Якубовича знали почти все - даже те, кому и знать-то не очень хотелось. Делайте выводы, господа.

Единственная радость, постигшая почти всех нас 4 ноября, - выходной день. И не надо никому ничего объяснять, устраивать показательных выступлений, толкать слащавые речи, заставлять детей писать нелепые сочинения и "централизованно единиться" на площадях города под какими-нибудь знаменами. Настоящий праздник - личное, частное дело каждого. И если в дальнейшем власть запустит в очередной раз свою официозную шарманку, станет 4 Ноября осенним выходным днем. Станет, я полагаю, обязательно станет. Куда ж мы без официоза-то? Не умеем мы. Все всё по телевизору уже видели.

Если погода не подведет, в следующий раз можно будет сходить прогуляться. Или в гости. Это, наверное, и есть настоящее "единение". Без великодержавного пафоса и идеологического содержания. Тихо, по-домашнему, по-человечески. Пусть впредь будет выходным. Должны же люди и отдыхать когда-нибудь...

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67