000 Бизенбаха

2 июля в Центре современного искусства "Винзавод" состоялась лекция главного куратора по мультимедийным искусствам музея Современного искусства МоМА (Нью-Йорк) Клауса Бизенбаха.

Счетчик свободных парковочных мест на главном въезде в "Винзавод" показывает пессимистичные цифры "000". Случилось что-то из ряда вон выходящее. У проходной разношерстная толпа, состоящая из беснующейся молодежи и людей хорошо за сорок, яростно пытается выяснить, где будет "Это". Некоторые, дабы скоротать время, направляются побродить по новооткрытому "Передвижнику". Афиша пестрит плакатами, анонсирующими различные выставки. В центре - напечатанный на скорую руку лист A4 сообщает о том, куда все стремятся: "Лекция Клауса Бизенбаха состоится 2 июля в конференц-зале в 19:00".

Музей современного искусства "Винзавод" (для тех кто там не был) - это достаточно характерное место, представляющее собой настоящий завод, разделенный на цеха. Когда я впервые попал туда на нашумевшую выставку "Верю", мне показалось, что вино там изготавливают до сих пор. Может быть, даже зря, что не изготавливают. Различные цеха - это выставочные площадки, на которых экспонируются всевозможные произведения современного искусства. Вот и сейчас люди, стремящиеся в коньячный цех, попадают в достаточно крупный конференц-зал, в котором в пять-шесть рядов расставлены стулья и висит проектор. Проектор показывает нечто непонятное: на экране в виде спирали раскручивается черт-те что, состоящее из нечто, напоминающего японские роллы и суши...

Время 18:45, цех забит битком, и организаторам приходится выискивать новые посадочные места. Первые два ряда с наклейками "guest" по благословению вышеупомянутых в скором порядке покрываются теми, кто чуть припозднился. 19:00: вроде пора начинать, а люди все подходят и подходят. 19:20: войти практически невозможно, изыскиваются все новые и новые стулья. Аудитория, состоящая из журналистов, студентов, достаточно и недостаточно известных художников, а также VIP-персон, начинает сдвигаться все ближе, ближе и ближе к сцене, освобождая места для новых рядов непонятно откуда взявшихся стульев. Свет то включается, то гаснет. Герой дня, а точнее вечера, удовлетворенно взирающий на происходящее (событие это особенно не афишировалось в прессе), пытается наладить последовательность изображений в презентации и просит операторов выключить свет на камерах. С получасовым запозданием действо начинается.

Вступительное слово берет один из главных организаторов, директор Московского дома фотографии и мультимедийного комплекса искусств Ольга Свиблова. Клауса Бизенбаха она представляет аудитории как легендарную фигуру, основателя Берлинского биеннале, человека, руководящего отделом медиаарта в "МоМА" ("The Museum of Modern Art", Нью-Йорк). "Главное, - говорит она, - это открытый человек, сумасшедший, с харизмой, которому приходят идеи, и эти идеи завершаются результатом. Его выставки в "МоМА" становятся метафорами, легендами, определенной концептуальной жилкой периода в мировом искусстве".

Далее слово переходит к Федору Павлову-Андреевичу, председателю совета директоров компании M arka:ff (одна из ведущих российских компаний в области ивент-менеджмента, пиара и арт-коммисионга), также одному из основных организаторов данной встречи. Ему особенно приятно, что Московская международная биеннале молодого искусства открывается визитом персоны такого ранга. Он говорит о Клаусе как о самом обсуждаемом европейском кураторе, в 22 года основавшем "Kunst-Werke", человеке, который в "реальности рулит" современным искусством в Нью-Йорке. "Вслед за Клаусом в Москву должны приехать ряд интересных проектов, в том числе выставка видеоработ Энди Уорхола. Для нас же, - отмечает Федор, - особенно важна просветительская часть, так как Клаус привез немало идей, которыми он готов поделиться с аудиторией".

Организаторы благодарят пришедших и передают наконец слово Клаусу. Он благодарит Ольгу и Федора, иронизируя, что за 24 часа общения они ощутили себя довольно пожилыми людьми, слишком давно находящимися в искусстве. Затем Клаус очерчивает рамки своей лекции проектами, осуществленными за два-три прошедших года, оговариваясь, что все остальные относятся уже к "древней истории".

Начинает он с израильской художницы Сигалет Ландау, работу которой (те самые "раскручивающиеся роллы") видели все входящие в конференц-зал. На поверку это оказывается семиминутный ролик, снятый тридцатиметровым голливудским краном и представляющий собой инсталляцию без использования какой-либо компьютерной графики. В Мертвом море раскручивается спираль из связанных друг с другом арбузов, из которых кое-какие лопнули. Среди них находится сама обнаженная художница, которая, по мере того как раскручивается спираль, выплывает из нее. Описать это на словах сложно: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В другом ролике мы видим обнаженный торс самой художницы, крутящей хула-хуп из шипованного кустарника, напоминающего колючую проволоку. "У нас эта колючка везде", - приводит слова художницы Бизенбах.

Вступая в основную часть своей презентации, озаглавленной "Past, Current and Future Exhibitions", он представляет выставки, проведенные в основном в трех местах: "MoMА" (Нью-Йорк), PS1 - Contemporary Art Сenter (Long Island City) и "Kinst-Werke" (Берлин).

Бизенбах начинает с Уорхола, с той выставки, которую уже долгое время ждут в Москве. "Поп-артом Уорхол занимался ради денег для кино", - говорит Клаус. Кроме фотографий, он показывает трехминутный ролик, снятый Сальвадором Дали. В это время на экране мелькают слайды с огромными фотографиями, сделанными в затемненных помещениях. Особенно Клаус отмечает инсталляцию, состоящую из четырех движущихся фрагментов: "минет", "поцелуй", "еда" и "сон", подробно расписывая каждый фрагмент. С юмором говорит о том, что эта выставка была признана в Рио самой сексуальной выставкой года. С вдохновением рассказывает о судьбе художника. Немного осекшись, переходит к следующей инсталляции, сообщая, что ускорит темп, иначе "до завтра мы не расстанемся".

Следующая выставка из описываемых им была организована в Берлине и Нью-Йорке. Состояла она из отрывков фильма Фасбиндера, снятого в ГДР, - самого дорогого, страшного и длинного фильма на то время. "Фильм длился шестнадцать часов", - говорит Клаус под гулкий смех аудитории. Один из вариантов названия этой выставки, когда им удалось поместить экраны в небольшую округлую комнату, был таков: "Неопознанный Кинообъект" ("Unidentified Film Object").

Бизенбах снова обещает ускориться и переходит к разделу Current Exhibitions. Он упоминает о выставке вышеупомянутой Сигалет Ландау, посвященной кристаллам соли из Мертвого моря, и рассказывает о выставках Олафа Элиссона под названием "Take your time", проведенных в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Далласе. На экране возникают различные инсталляции, из которых словами можно описать только зеленую стену живого мха. "Он настоящий - нам приходилось ежедневно поливать его, так что стоял соответствующий запах..." - сетует Клаус. Он говорит об огромной команде Олафа, в которой только одних архитекторов двенадцать человек. Основные идеи они воплощают в макетах из легких материалов, на основе которых также были проведены выставки. Под звуки ноутбука (на котором шла презентация), начавшего вдруг обратный отсчет жизни своей батарейки, и под дружный смех аудитории Клаус говорит о том, что удивительный успех этих выставок свидетельствует об изменении распространенного стереотипа, что в музей современного искусства люди приходят, чтобы посмотреть на Матисса или Пикассо. Стереотип меняется, когда видишь толпы людей, пытающихся осознать то, что они видят на выставках современного искусства. "Люди говорят "вау!", а затем - "ага!", - в очередной раз иронизирует Бизенбах, - то есть сначала демонстрируют восхищение, а потом - понимание".

Из будущих Клаус упоминает готовящуюся выставку Марины Абрамович. Работы этой 61-летней художницы достаточно известны и описанию в словесной форме практически не поддаются. Стоит, к примеру, упомянуть ее инсталляцию, где автор вместе с мужем, сидя по-арабски лицом к лицу, отвешивают друг другу пощечины, или же произведение "Balkan Baroque", посвященную американским бомбежкам в Югославии, где художница сидит на горе окровавленных костей, сжимая перед грудью что-то отдаленно напоминающее ребенка. Эта работа, к слову, получила приз Венецианского биеннале в 1997 году. Широкой же публике ее искусство знакомо посредством, как выразился Бизенбах, "сумасшедшего" ("crazy") сериала "Секс в большом городе", где можно увидеть ее инсталляцию "House with Ocean View". Эта работа была посвящена событиям 9/11. "Сотрудничество с Мариной - достаточно серьезная работа, это не только медийные технологии, но и различные перформансы, так что мы продвигаемся в плане сотрудничества", - заключает Клаус.

На этом своеобразная презентация заканчивается, и аудитории предлагают задавать вопросы. Клаус рассказывает о людях, с которыми начинал свой творческий путь, выдает лаконично скупое описание проведенного Берлинского биеннале и переадресует аудитории обратно вопрос: "Что бы вы могли посоветовать молодым художникам?"

Прощаясь, Клаус шутил: "Когда было показано видео с арбузами, я подумал: когда же люди начнут жаловаться?" Но люди не жаловались. За время лекции из зала не вышел ни один человек.

Вот такой он, Клаус Бизенбах.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67