Клубное движение в России

Клуб – это сообщество людей, объединившихся по ряду ключевых признаков для осуществления совместной деятельности.

Ни для кого не секрет, что в нашей стране ответственность за многие неудачи принято перекладывать на «загадочную русскую душу». Следуя данной логике, невысокую гражданскую активность очень удобно списать на отсутствие «подходящих граждан». Одна же из ключевых позиций А. Долгина в книге «Как нам стать договоропригодными или практическое руководство к коллективным действиям» заключается в том, что так называемый «врожденный порок» является «благоприобретенным» в силу целого ряда исторических причин, а, следовательно, поддается коррекции и даже — со временем — полному излечению. Книга А. Долгина является руководством к действию. Не абстрактным теоретическим знанием, которым автор решил поделиться со скучающей публикой, а сводом положений и принципов, направленных на то, что бы сделать окружающую реальность как можно более комфортной для жизни.

Общество тем благополучней, чем больше возможностей у человека обрести себя в деятельности. А для этого каждому нужно дать возможность войти в подходящий для него круг людей либо создать его самому.

Долгин называет «среднего» типичного человека продуктом условий и правил, руководствуясь или не руководствуясь которыми последний взаимодействует с себе подобными. С другой стороны, теория клубов, объединяющая людей по трем основным видам профилей – социально-демографическому, по заявленным интересам и по предпочтениям – обладает своим набором специальных инструментов и правил, позволяющих расшить наиболее узкие моменты в самоорганизации и обойти препятствия, возникающие на пути коллективного действия. Одним из таких инструментов становится репутация, требующая, по мнению автора, постоянных инвестиций. А в рамках данной теории она - один из факторов, позволяющих провести селекцию потенциальных «попутчиков».

В книге подробно описываются экономические преимущества клубной жизни, такие, например, как разделение издержек без потери качества. Но проблема заключается в том, что ориентированность на однократность действия (сделки или договоренности), так свойственная российскому менталитету, побуждает к нарушению правил и сводит гипотетическую договоропригодность к минимуму.

Подобно тому, как с успехами техническими стало проще ремонтировать человеческое тело, точно так же, опираясь на прогресс в коммуникациях, можно подправить тело социальное и даже подлечить травмы советского коллективизма. И речь здесь не только о протоклубах в Интернете. Современные IT-технологии позволяют оптимизировать львиную долю задач по сбору и систематизации информации, а также максимально автоматизировать контроль над соблюдением установленных правил, что избавит человека от необходимости выступать в роли арбитра и сделает «судейство» беспристрастным.

Представленные в книге инструменты обеспечивают поддержку клубов на всех этапах его существования. А методы воздействия и контроля направлены на специфический отечественный бэкграунд.

С социально-политической точки зрения клуб есть тот коллективный агент, который, будучи в явном виде включен в борьбу, поможет установить искомые границы свободы индивида в его ответственности перед обществом. А политкорректность - оселк для клубного подхода. Со временем именно клубы становятся участниками рынка, беря на себя проблему экспликации интересов, которые сам же рынок и будет уравновешивать.

В последней части книги Долгин приводит примеры возможных клубов и описывает порядок их существования согласно своей теории. Здесь, в первую очередь, он затрагивает жилищно-коммунальную сферу, как наиболее понятную и так или иначе затрагивающую каждого. Еще один пример – функционирование «экспертного сообщества». Здесь, в качестве основного тезиса, автор предлагает следующую триаду: «раздробленность экспертов — недофинансирование — провал преобразований». И перечисляет несколько причин неудач, за которые ответственность, по его мнению, ложится на плечи несостоявшегося клуба экспертов: плохое представление о нуждах конечного выгодоприобретателя, неумение разъяснить людям их выгоды и склонить общественное мнение в свою пользу, большое количество методологических и фактологических компромиссов и ляпов, прежде всего по части социологии и маркетинга, и провалы на этапе внедрения. В качестве выхода из сложившейся ситуации Долгин предлагает развитие рынка услуг по производству стратегии, основным участником которого станет клуб.

Эти два примера иллюстрируют работу рычага коллективного действия «снизу» и «сверху».

Заключительный раздел третей части, называющийся «Клабсорсинг на смену краудсорсингу», как нельзя более точно описывает современную действительность с ее дискредитацией основ взаимодействия как такового. Краудсорсинг первой волны, отличающийся минимумом требований к участникам, — это пройденный этап. Тот факт, что он редко бывал успешен, показывает нам направление развития: от толпы — к организационно оформленным клубам.

В целом, работа Александра Долгина направлена на улучшение жизни в России. Причем улучшения эти должны твориться руками людей в ней живущих. Исследования автора основаны на его знании истории, в первую очередь истории своей страны, собственных наблюдениях и работах других ученых. Главной целью исследования становится обнажение внутренности интендантской службы, поддерживающей хорошо функционирующее сообщество. В качестве основных барьеров для достижения слаженной совместной деятельности автор книги называет злонамеренное сопротивление коллективному успеху и отчасти разброд и шатания обычных неумех. А главным способом достижения цели – упрощение контроля над исполнением правил, чему отлично могут поспособствовать современные технологии. Переменив ключевые обстоятельства, можно повлиять на установки людей, а через это кардинально повысить качество коллективного действия. И, следовательно, уровня жизни.

Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям / Александр Долгин. — М.: ОГИ, 2013. — 192 с.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67