Китай - понаехавшие обратно

На сегодняшний день китайская диаспора насчитывает от 35 до 80 млн человек по всему миру, прочно удерживая первое место по численности. В отличие от своего северного соседа - РФ, лишь некоторое время назад озаботившегося вопросом возвращения (или включения в процесс восстановления страны) этнических русских, волею судеб оказавшихся за рубежом и имеющих иностранное гражданство, - КНР не прерывает связи со своими диаспорами в других странах, всячески поддерживая контакты хуацяо (1) с родственниками на родине.

Инвестиции - источник интереса

Уделяя большое внимание работе с зарубежными китайцами и считая ее делом не только органов, занимающихся вопросами китайских эмигрантов, но и важной долгосрочной работой своей партии, руководство КНР всегда стремилось расширить с их помощью связи с заграницей для того, чтобы выполнить основную задачу нового периода и добиться главной цели - реализовать программу модернизаций. С этой целью с 1979 года Китай приступил к политике активного привлечения инвестиций хуацяо на родину. Пекинское руководство издало ряд нормативно-правовых актов, направленных на улучшение инвестиционного климата: например, "Постановление о поощрении инвестиций тайваньских соотечественников" от 1988 года (5 марта 1994 года оно вышло в исправленном и дополненном варианте) и "Положение Госсовета КНР о поощрении инвестирования в экономику КНР капитала китайских эмигрантов, сянганских и аомэньских соотечественников" от 1990 года. В январе 1991 года в силу вступил "Закон о защите прав и интересов реэмигрантов и родственников китайских эмигрантов". Согласно этому документу, реэмигранты и родственники китайских эмигрантов пользуются правами и исполняют обязанности граждан, определенные конституцией и законами КНР, и никакая организация или частное лицо не должны их дискриминировать. Сообразно с реальной обстановкой и учетом особенностей, государство обеспечивает реэмигрантам и родственникам китайских эмигрантов надлежащую заботу, конкретные способы которой определяются Госсоветом или соответствующими органами Госсовета. Представителям реэмигрантов обеспечивается определенная квота в ВСНП (2) и в местных собраниях народных представителей тех районов, где проживает сравнительно большое число реэмигрантов. Им разрешено создавать общественные коллективы и вести общественную деятельность; созданное этими коллективами имущество охраняется законом.

Народные правительства всех ступеней должны оказывать поддержку общественному делу, организуемому в стране реэмигрантами и родственниками китайских эмигрантов. При использовании на общее благо материалов и средств, подаренных добровольно реэмигрантами и их родственниками, которые, в свою очередь, получили их от родственников из-за рубежа в соответствии с установленной государством процедурой, реэмигранты и родственники китайских эмигрантов "пользуются льготным обслуживанием", а именно - платят более низкие пошлины либо освобождаются от таможенных налогов.

Государство охраняет частную собственность реэмигрантов и их родственников. В частности, сохраняются их денежные переводы, право наследования, разрешено принимать завещанное, дарованное или отказанное им родственниками из-за рубежа имущество, а также делить его, если оно находится за границей. Они также имеют право на юридическую защиту своих связей с зарубежными родственниками и друзьями. Законом устанавливается льготный режим зарубежных поездок указанных категорий лиц, особенно в случаях острой необходимости их срочного выезда ввиду болезни или смерти близких родственников для урегулирования вопросов наследования имущества. Реэмигранты или родственники китайских эмигрантов пользуются правом переселения за рубеж на постоянное жительство, в частности, после ухода в отставку или выхода на пенсию. Они также получают льготы от государства при выезде за границу для получения образования за собственный счет. В законе сказано, что государство защищает справедливые права реэмигрантов и родственников китайских эмигрантов за рубежом сообразно с заключенными КНР международными договорами и в соответствии с международной практикой.

Введение закона в действие и создание режима преференций для зарубежной китайской эмиграции, реэмигрантам и их родственникам не замедлило сказаться на капиталовложениях, направляемых в экономику КНР со стороны китайцев, проживающих за рубежом. На долю этнических китайцев (вместе с деловыми кругами Сянгана, Макао и Тайваня) приходится самая большая часть иностранных инвестиций в экономику КНР - свыше 80%. Только в 1999 году в КНР было использовано $55 млрд таких инвестиций, а за все годы реформ - свыше $500 млрд. Показательна и динамика вложений в материковый Китай Сянгана, главного инвестора в 80-х годах: за три года его ежегодные капиталовложения увеличились с $642 млн до $4 млрд. Другой наглядный пример - Сингапур: его инвестиции в КНР с $62 млн возросли до более $6 млрд к 1990 году.

В число привилегий, предоставленных инвесторам-хуацяо, входит отказ китайского правительства от национализации их инвестиций и другой собственности, выплата государством компенсации в случае реквизиций, возможность перевода после уплаты налогов прибылей и иных доходов и денежных сумм за границу. Принято решение не облагать ввозными пошлинами и единым промышленно-торговым налогом и не требовать импортных лицензий на ввозимые в КНР машинное оборудование, детали, топливо, сырье, используемые в производстве, в пределах общей суммы капиталовложений. Поощряется создание совместных предприятий китайского и эмигрантского капитала, в связи с чем предусмотрено оперативное (в месячный срок) решение местными органами государственного управления вопросов образования таких предприятий. При этом предприятиям эмигрантского капитала предоставлено право получения ссуд в финансовых учреждениях как КНР, так и зарубежных стран. Приглашенный из-за границы технический и управленческий персонал получает открытые въездные и выездные визы. Для удобства инвесторов и защиты их интересов их представителями в Китае могут выступать родственники зарубежных китайцев. Разрешено также создание ассоциаций инвесторов в районах концентрации объектов их инвестиций. Если в 1986 году в стране насчитывалось около 1500 предприятий с иностранным капиталом и капиталом, полученным от хуацяо и соотечественников из Сянгана и Аомэня, то лишь за 1992 год было создано 40 тыс. таких предприятий.

Граждане / не граждане?

Интересен опыт решения проблемы представительства этнических китайцев-неграждан во ВСНП, а также вопроса о предоставлении или отказе в получении ими гражданства страны. Дело в том, что конституция КНР 1975 года не предусматривала права зарубежных китайцев иметь своих депутатов во ВСНП, как это было раннее, что и вызывало возражения правительств стран их проживания.

В конце 70-х - начале 80-х годов политика в отношении китайцев, проживающих за границей, в значительной мере определялась потребностями программы "четырех модернизаций", к осуществлению которой власти КНР намеревались привлечь и зарубежных китайцев. Но вновь встал вопрос о гражданстве хуацяо. Решался он с каждой страной в отдельности путем переговоров и с оформлением соответствующих документов. Впервые эта политика была официально сформулирована в Законе о гражданстве, принятом на 3-й сессии ВСНП 5-го созыва 10 сентября 1980 года. В определении гражданства он исходил из сочетания "принципа крови" и "принципа почвы" и не признавал "двойного гражданства". Китайского гражданства лишались все, кто получил иностранное гражданство по рождению или по собственному желанию.

"...Статья 9. Китайские граждане, постоянно проживающие на территории другой страны, в случае, если они добровольно приобрели иностранное гражданство, утрачивают китайское гражданство".

При этом признавалась законность иностранного гражданства, полученного в странах, где действовал "принцип почвы", даже если один или оба родителя данного лица являлись гражданами КНР. Во всех остальных случаях на обретение иностранного гражданства необходимо было согласие правительства Китая. Закон оставлял за китайцами, получившими иностранное подданство, право на возвращение в китайское гражданство и признавал существование лиц без гражданства, которые в прошлом считались гражданами КНР.

"...Статья 5. Лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории другой страны, считаются китайскими гражданами. Однако лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами, постоянно проживающими за пределами Китая, и которые приобрели по рождению гражданство другой страны, не считаются китайскими гражданами".

"...Статья 7. Иностранцы или лица без гражданства могут приобрести китайское гражданство после возбуждения соответствующего ходатайства и его удовлетворения, если они проявляют готовность соблюдать Конституцию и законы Китайской Народной Республики и отвечают одному из следующих условий:

1) являются близкими родственниками китайских граждан;

2) постоянно проживают в Китае;

3) имеют иные надлежащие основания".

"...Статья 10. Китайские граждане могут утратить китайское гражданство после возбуждения соответствующего ходатайства и его удовлетворения, если они отвечают одному из следующих условий:

1) являются близкими родственниками иностранцев;

2) постоянно проживают за пределами Китайской Народной Республики;

3) имеют иные надлежащие основания".

"...Статья 11. Лица, чьи ходатайства об утрате китайского гражданства удовлетворяются, утрачивают китайское гражданство".

"...Статья 13. Иностранцы, состоявшие ранее в китайском гражданстве, могут ходатайствовать с указанием уважительных причин о восстановлении китайского гражданства. За лицами, восстановленными в китайском гражданстве, не сохраняется иностранное гражданство".

Устранение проблемы "двойного гражданства" если и не снимало, то значительно уменьшало воздействие факторов, вызывающих напряженность в межгосударственных отношениях стран ЮВА с КНР, а также между зарубежными китайцами и коренным населением.

Взяв курс на модернизацию страны, что предполагало расширение сфер сотрудничества с зарубежными странами для получения от них капиталовложений, передовой техники и технологий, опыта управления экономикой, китайское руководство пересмотрело и свое отношение к китайцам, проживающим за рубежом, стало устанавливать более тесные связи с ними. Суть этого курса заключалась в активном привлечении финансовых средств зарубежных китайцев и их родственников в КНР и за границей, выработке законов, которые охраняли бы их права и интересы, поиске более живого и многообразного общения с ними.

К этой работе были привлечены партийные, правительственные и общественные организации. В ЦК КПК эти вопросы были возложены на отдел по делам Единого фронта. Практической работой занимается Канцелярия Госсовета КНР по делам китайцев, проживающих за границей. Кроме нее еще существует и Комитет по делам китайских эмигрантов ВСНП. Его задача состоит в том, чтобы придать основным направлениям политики в отношении как зарубежных китайцев, так и их родственников и реэмигрантов законодательный, систематический характер, осуществлять контроль за работой органов государственного управления и общественных объединений по реализации принятых законов.

В 1988 году была создана Комиссия Народного Политического Консультативного Совета Китая (НПКСК) по делам китайцев, проживающих за рубежом. В задачу Комиссии входит работа по установлению контактов и дружбы с комитетами по делам эмигрантов, с деятелями из среды китайцев, проживающих за границей; участие в консультациях и обсуждениях законов и важных политических установок, касающихся работы с зарубежными китайцами. Важную роль в реализации политических установок играет общественная организация ВАР (Всекитайская ассоциация реэмигрантов), находящаяся под руководством ЦК КПК и Канцелярии Госсовета. Она призвана следить за соблюдением законных прав и интересов реэмигрантов, доводить их мнения до властей и помогать им в решении конкретных проблем.

Органы по работе с китайцами, проживающими за рубежом, разработали ряд мер, призванных создать льготные условия для реэмигрантов. В качестве практических шагов для них были восстановлены некоторые привилегии: осуществлена частичная либерализация выезда за границу, разрешена выплата денежных переводов, упрощены правила въезда в КНР, что серьезно укрепило доверие зарубежных китайцев к новому руководству Китая.

Сегодня восточный сосед России не только смог вернуть себе доверие диаспор и восстановить диалог зарубежных этнических групп с "материком", но и организовал данное взаимодействие с максимальной выгодой для внутриэкономической и политической ситуации.

Примечание:

1. Хуацяо - лица китайской национальности, имеющие иностранное гражданство.

2. ВСНП - Всекитайский совет народных представителей.

       
Print version Распечатать