Энергобезопасность по-сиднейски

Завершившийся 9 сентября 2007 года форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сиднее был, на первый взгляд, "саммитом без интриги". Россия и США не договорились по проблемам ПРО и ДОВСЕ. Борьба с изменением климата не стала новой повесткой дня в американо-китайских отношениях. Американцы не сделали жестких заявлений о модернизации российского тихоокеанского флота. Россия не критиковала Вашингтон за его растущую активность в Юго-Восточной Азии. Российская сторона предложила провести в 2012 году форум АТЭС во Владивостоке. Но это предложение обсуждалось и на двух предшествующих саммитах. Так что на сенсацию и эта новость не потянула.

И все-таки даже в "скучных" декларациях Сиднейского саммита можно заметить интересные тенденции. В Совместном заявлении министров иностранных дел и торговли АТЭС подчеркивается, что "растущий спрос на энергию можно удовлетворить только при одновременном снижении вредных последствий для окружающей среды". В том же документе отмечается растущий интерес стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) к возобновляемым источникам энергии, включая атомную. Отношение к проблемам энергетической безопасности в АТР начинает меняться. Как повлияют эти перемены на позицию России, активно отстаивающую свой статус "энергетической сверхдержавы"?

Ядерные преференции

Главным успехом России в Сиднее стало подписанное 7 сентября российско-австралийское Соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии. Согласно его условиям Австралийский Союз обязался поставлять Российской Федерации урановую руду для нужд ее гражданской атомной энергетики. Соглашение устанавливает, что австралийский уран может быть использован только в мирных целях. Однако российские представители сразу подчеркнули: для военных нужд Москве хватает своих запасов. Сырье из Австралии пойдет на производство реакторного топлива для российских атомных электростанций (АЭС).

Пока Россия и Австралия планируют ограничить взаимодействие поставками сырья для российских АЭС. Но в будущем сотрудничество между Москвой и Канберрой может выйти на качественно иной уровень. На долю Австралийского Союза приходится около 40% мировых запасов природного урана. На долю Российской Федерации - около 40% мировых мощностей по обогащению урана. В этом случае в АТР может возникнуть интересное "разделение труда": Австралия добывает сырье, а Россия обрабатывает его и поставляет готовую продукцию "надежным покупателям".

Другим успехом России стали переговоры с Индонезией. Посещая за два дня до начала форума Джакарту, В.Путин подчеркнул, что российские специалисты могут поучаствовать в строительстве первой индонезийской АЭС на острове Ява. Еще в декабре 2006 года Москва и Джакарта подписали соглашение о партнерстве в сфере мирного использования атомной энергии. Теперь оно начинает наполняться конкретным содержанием. В 2009-2010 годах должен начаться конкурс на строительство АЭС, в котором собирается поучаствовать и Росатом. Саму станцию правительство Индонезии намерено ввести в строй в 2016 году.

Переговоры с Индонезией вписываются в общую стратегию России по расширению своего присутствия на рынке ядерных материалов и технологий. Помимо Индонезии Москва недавно подписала соглашения о партнерстве в сфере мирного использования атомной энергии с ЮАР (2006) и Бирмой (2007). Переговоры о сотрудничестве в этой области ведутся с Алжиром и Египтом. Росатом участвует в строительстве реакторов на территории КНР. В будущем партнером России может также стать Австралия, где с 2005 года обсуждается вопрос о строительстве собственных АЭС.

В перспективе возможно возвращение России на ядерный рынок КНДР. По условиям "Рамочного соглашения" 1994 года США и Япония обязались поменять тяжеловодные северокорейские реакторы советской конструкции на свои легководные энергетические установки. В 2002 году "Рамочное соглашение" действовать перестало. В августе 2005 года Росатом впервые заявил: если Северная Корея договорится с США и МАГАТЭ, Россия готова построить для нее легководный реактор. Теперь в Сиднее Дж.Буш отметил существенный прогресс в отношении северокорейской ядерной программы и указал на возможность заключения мирного договора с КНДР. Уместно ожидать, что в случае относительно успешного разрешения кризиса в России возродится интерес к ядерному рынку Северной Кореи.

В запасе у Москвы есть и еще одна инициатива. 31 января 2006 года В.Путин предложил создать на российской территории международные центры обогащения урана. Покупатели будут получать готовую продукцию, но без права доступа к технологиям ее производства. До настоящего времени это предложение не было востребовано. В условиях, когда США и МАГАТЭ все пристальнее следят за распространением делящихся материалов, отношение к российскому проекту может измениться. Подобный проект может быть интересен странам, собирающимся развивать именно мирную ядерную программу. (Тем более что он в известной степени альтернативен планам США создать международные центры по обогащению урана, выделению плутония и производству тяжелой воды на американской территории.)

В такой ситуации новое звучание приобретает наметившееся в Сиднее российско-австралийское взаимодействие. Помогая строить АЭС другим странам, Москва традиционно поставляет им и атомное топливо - с условием, что оно будет поставлено под гарантии МАГАТЭ. (Только в июне 2007 года Россия поставила ядерное топливо для строящейся с ее участием иранской АЭС в Бушере.) Однако у Российской Федерации нет больших залежей природного урана, и потому она активно ищет делового партнера в этой сфере. В последние пять-семь лет с этой целью устанавливались деловые контакты с Казахстаном. Теперь у России намечается партнерство с Австралийским Союзом. Получая доступ к урановому сырью, Москва делает шаг к превращению в крупного игрока на рынке производства и сбыта атомного топлива. Впервые после аварии на Чернобыльской АЭС 1986 года Россия резко усиливает позиции на мировом ядерном рынке.

Газовые надежды

Сиднейский саммит открыл перед Россией новое "окно возможностей" и в газовой сфере. В последние три года основные дискуссии протекали вокруг строительства нефте- и газопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". В 2003 году Москва предлагала начать поставки газа в КНДР как "плату" за отказ Пхеньяна от военной ядерной программы. Но эти проекты касались только приграничных с Россией регионов. Другие государства АТР даже теоретически не могли подключиться к импорту российских энергоносителей. В качестве альтернативы можно развивать атомную энергетику. А можно переходить на использование сжиженного природного газа (СПГ) - природного газа, сжижаемого при охлаждении или под давлением для облегчения хранения и транспортировки.

Особую роль здесь играют экологические проблемы. Традиционно большая часть тепловых электростанций потребляет тяжелое топливо в виде мазута. Для увеличения доли легкого топлива (бензин, керосин, дизельное горючее) государству нужны технологии каталитического крекинга - процесса переработки нефти в легкие дестиллаты. Все это увеличивает вредные выбросы в окружающую среду. Поэтому страны АТР вслед за Японией начинают осторожно переводить теплоэлектростанции с мазута на экологически более чистый сжиженный природный газ.

Производить СПГ Россия начала в 1998 году. В 2005 году она вышла на мировой рынок. С августа 2006 года небольшое количество СПГ, производящееся на Сахалине, начало поступать в соседнюю Японию. Однако для полноценного выхода на мировой рынок России пока не хватает мощностей. В настоящее время "Газпром" вынужден производить СПГ с помощью американских технологий. Лидирующие позиции на рынке производства СПГ пока занимают Индонезия, Малайзия, Катар, Алжир и Австралия. (Последняя, кстати, подписала на Сиднейском саммите договор с Китаем о поставке сжиженного природного газа на сумму в 35 млрд австралийских долларов.)

Но в 2008 году Россия планирует начать промышленное производство СПГ на южном Сахалине в рамках проекта "Сахалин-2". Возникает вопрос о будущих рынках сбыта российской продукции. Сидней-2007 открывает здесь две возможности. С одной стороны, участники саммита в Сиднее договорились снизить выбросы отравляющих веществ в окружающую среду. Это неизбежно повышает интерес стран АТР к сжиженному природному газу. С другой стороны, у государств Восточной Азии нарастает интерес к инвестированию в российское производство СПГ. В августе 2006 года появились сообщения, что из-за быстрого истощения газовых месторождений Индонезия рискует лишиться привилегированных позиций на этом рынке. Японские потребители тотчас заключили контракты на закупку СПГ в Катаре и России.

Иное звучание приобретает в этой связи обозначившееся в Сиднее партнерство России с Австралией и Индонезией. Обе эти страны обладают опытом по производству СПГ и готовятся расширить это производство. 20 августа 2007 года индонезийская государственная нефтегазовая компания "Pertamina" заключила с японскими компаниями "Mitsubishi Corp" и "Medco Energi" контракт на строительство завода сжижения природного газа. Австралия планирует к 2015 году увеличить экспорт СПГ на 78%, став региональным лидером по объему его поставку. Технический опыт этих стран может пригодиться российскому бизнесу.

Сотрудничество в этой сфере уже намечается. В июле 2007 года для начала пуско-наладочных работ на строящемся заводе в Прибрежном (юг Сахалина) был завезен СПГ из Индонезии. В Сиднее начались переговоры о привлечении к производству российского сжиженного природного газа австралийских компаний. Возникает интересная схема, когда российская помощь в освоении гражданских ядерных технологий может быть частично "обменена" на помощь в освоении технологий производства СПГ.

Дополнительным ресурсом российской газовой дипломатии могут стать принятые в Сиднее решения создать механизмы консультаций участников АТЭС по проблемам энергетической безопасности. Запланировано провести региональные семинары на темы: "Содействие развитию торговли сжиженным природным газом", "Финансирование энергетических проектов" и "Торговля природным газом". Решено организовать "круглый стол" АТЭС по вопросам энергетики. Готовится аналитический обзор о деятельности АТЭС по развитию инвестиций в сферу производства и транспортировки. Россия, таким образом, получает площадки для регулярных консультаций со своими партнерами в АТР. Это вселяет оптимизм в перспективы России расширить свое присутствие на азиатском газовом рынке.

Энергетические реалии

Накануне Сиднейского саммита американские и еэсовские аналитики не преминули вновь упрекнуть Россию в попытках "подрыва глобальной энергетической безопасности". В Вашингтоне и Брюсселе вспомнили Москве прошлые "обиды": отказ ратифицировать Договор к энергетической хартии 1994 года, недопущение американских компаний к освоению Штокмановского месторождения, строительство Североевропейского газопровода в обход "вечно страдающих" восточно-европейских неофитов Евросоюза... Американские и еэсовские комментаторы не без сарказма отмечали, что в Сиднее Россия снова попробует перепродать свои углеводороды Китаю в противовес США и странам ЕС. "Есть ли у Кремля какие-нибудь козыри кроме газовых и нефтяных?" - нередко вопрошали они читателей летом 2007 года.

Сиднейский саммит стал, однако, холодным душем для авторов подобных предсказаний. У Москвы, как выяснилось, есть немало энергетических преимуществ помимо экспорта нефти и природного газа. Провозглашенная в Сиднее "экологизация" создает дополнительные возможности для России. Это существенно корректирует образ России как "энергетической сверхдержавы".

Во-первых, развитие атомных технологий опровергает миф о том, что "сырьевой" характер экономики тождествен ее низкой технологичности. Еэсовские публицисты давно утвердили в мире образ Евросоюза как "постиндустриальной системы", где используются наукоемкие технологии для производства мобильных телефонов и швейцарских часов. Но производство ядерного топлива или атомных реакторов не менее сложный и технологичный процесс. Прежде западные эксперты любили сопоставлять Россию с "нефтегазовыми монархиями" Персидского залива. Теперь им придется научиться сопоставлять ее с Францией, Канадой, Нидерландами и Германией - ведущими поставщиками гражданских ядерных технологий.

Во-вторых, Сиднейский саммит показал: отношение России к экологическим проблемам меняется. Прежде Киотский протокол воспринимался в российском общественном сознании как что-то далекое, а то и вовсе препятствующее нашему экономическому росту. Сегодня сама Россия предлагает развивать энергетику с учетом киотских ограничений. Есть шанс превратить экологические дискуссии из "досадной помехи" в ресурс нашей экономической политики.

В-третьих, Сиднейский саммит подтвердил реалистичность российской концепции энергетической безопасности. Классический (англосаксонский) подход рассматривает энергобезопасность как совокупность доступных цен на энергоносители, бесперебойных поставок энергоресурсов, наличия нескольких независимых друг от друга поставщиков и развитие нескольких альтернативных источников энергии. Россия с такой трактовкой энергобезопасности не согласна, полагая, что она сводит это понятие к точке зрения потребителей сырья. Ведь у экспортеров есть свои интересы, которые не менее законны, чем интересы импортеров. Потребителям не нравятся высокие цены на углеводороды. Но и поставщикам не хочется продавать даром свои энергоресурсы. Покупателям не нравится монополия продавца. Но и продавец не доверяет покупателю, который все время подыскивает ему альтернативу. Поэтому в 2005 году Россия выдвинула свою концепцию энергетической безопасности, в которой это понятие рассматривается как увеличение энергоэффективности, взаимодействие с поставщиками в процессе освоения месторождений, диверсификация инвестиций, повышение прозрачности деятельности как производителей, так и потребителей.

На протяжении последних двух лет российская точка зрения воспринималась на Западе со слегка ироничной улыбкой. Сиднейский саммит сместил акценты. Подход России оказался вполне приемлем в АТР, куда, судя по расчетам экспертов, смещается (если уже не сместился) экономический центр мира. Он, кроме того, вполне совместим с требованиями повысить экологический аспект энергобезопасности. Сиднейский матч остался за Россией. Попытаются ли отыграться ее западные партнеры?

       
Print version Распечатать