Диомид звонит в колокол

Архиерейский собор запретил чукотского епископа, но дело его может иметь последователей

Архиерейский собор завершен. На нем обсудили текущие проблемы Церкви, извергли из сана епископа Диомида (в субботу приняли решение отстранить его от управления епархией и запретить в служении), а также приняли концепцию православных прав человека. Собственно, этими тремя строчками и заканчивается перечисление главных тем Собора с точки зрения СМИ. За три дня Собора архиереи также обсудили множество внутренних проблем: от состояния монашества до перспектив развития православных СМИ. На Соборе также были прославлены новые святые, но главной темой все-таки стал епископ Диомид: его сторонники устроили драку с православными "нашистами", на итоговой пресс-конференции возник небольшой скандал, когда одна из сторонниц чукотского ревнителя попыталась обличить митрополита Кирилла во лжи, почти все публикации в светских СМИ были посвящены этому же вопросу.

В чем же причина такого внимания к человеку, который весьма невнятно и сумбурно изложил все требования и чаяния православных маргиналов-консерваторов: от отказа от ИНН, мобильников и российских паспортов до требования восстановить монархию и перестать сотрудничать с нынешней "антинародной властью", а также с христианами других конфессий, мусульманами, иудеями, буддистами и международными организациями, находящимися под властью масонов?

Соблазнительнее всего назвать Диомида орудием для оранжевой революции в Церкви (как это сделал Кирилл Фролов). После этой реплики разговор о Диомиде можно заканчивать, надолго пригвоздив его к позорному столбу с надписью "возмутитель спокойствия и разрушитель Церкви". Самое интересное, что такая точка зрения имеет под собой веские основания, но если уйти от политики и поразмышлять о проблемах Церкви, то вопрос следует поставить иначе: как защититься от Диомидовой болезни в самой Церкви, поскольку чукотский епископ выражает реальные чаяния части околоцерковного народа и монашества?

Ситуация с Диомидом в очередной раз показала главную проблему руководства Церкви, которую можно обозначить классической фразой "Страшно далеки они от народа".

В самом деле, если взять итоговые документы и посмотреть доклады на Соборе, то за небольшим исключением они состоят из двух частей: за последние двадцать лет РПЦ МП достигла невиданных высот и переживает фактически золотой век, однако у нас еще есть некоторые проблемы.

Так вот, если посмотреть на "некоторые проблемы", то можно увидеть, что они остались практически неизменными с 90-х годов прошлого века.

1. Низкий уровень знаний о вере части мирян, монашествующих и духовенства и распространение околоправославных суеверий. Эта проблема существует на Руси с момента принятия христианства. В разное время ее пытались решить то с помощью проповедей, то с помощью книг, то с помощью учебных заведений, то с помощью проповеди через СМИ. Нельзя сказать, что результатов нет никаких, но ситуация с пензенскими сектантами и епископом Диомидом убедительно показывает, что православная среда у нас есть питательный бульон для произрастания самых диких учений: от ожидания скорого конца света и прихода антихриста до ожидания православного царя. На эту же проблему указал и Кирилл Фролов, призвав сделать каждый храм миссионерским центром. Разделяя озабоченность Кирилла, с грустью могу отметить, что не всякий священник или мирянин способен к активной миссии, и если ввести штатную единицу миссионера в каждом приходе, то дело кончится в большинстве случаев отписками наверх, что единица создана и идет активная работа. Конечно, не стоит сидеть сложа руки, но решение этой проблемы можно попытаться найти в ином - например, в увеличении финансирования и независимости епархиальных и иных церковных СМИ, чтобы туда пришли профессиональные журналисты и авторы, способные вести открытый и благожелательный диалог между обществом и Церковью и между руководством РПЦ МП, священниками и прихожанами. В противном случае "синдром Диомида" вновь заявит о себе уже под другим именем.

2. Разобщенность епископата, священников и мирян. Многие архиереи говорили о том, чтобы священник и епископ стал более доступен для мирян, чтобы были налажены отношения между приходами и епархиями, появлялись бы горизонтальные связи. Это тоже старая проблема Русской церкви: епископы иногда воспринимаются как чиновники уровня губернаторов и к ним очень тяжело попасть на прием, поговорить во внебогослужебной обстановке. Конечно, в России есть разные епископы, но в целом ореол, окружающий архиерея, совсем не способствует общению с ним. Это ситуация очень непростая, и выход из нее весьма сложен. Быть может, стоит подумать об увеличении числа епископов и более тщательно подходить к отбору кандидатов на священническое рукоположение или епископскую хиротонию (о чем тоже говорили участники Собора)? В противном случае у людей типа епископа Диомида всегда будет преимущество, ведь он говорит с народом на его языке о каких-то вещах, которые пусть в уродливой форме, но касаются каждого, - паспорт, ИНН, монархия, экуменизм... Для большинства церковных людей это понятные страхи, которые часто совпадают с заявлениями светских властей о том, что вокруг России есть "враги". В закрытом обществе диомидовские страхи имеют большую питательную среду, но это уже не только церковная проблема.

3. Бесконтрольное книгоиздательство, сомнительное содержание части изданий, продающихся в церковных лавках. На Соборе много говорили и об этой проблеме, предлагая вести более жесткий контроль за тем, что продается в церковных лавках. В одном из интервью митрополит Кирилл (Гундяев) с грустью отмечал, что книга "Огород растим с молитвой" всегда будет иметь больше читателей, чем качественная монография по истории Церкви или новый перевод святых отцов. Эта ситуация характерна не только для Церкви - читателей детективов всегда больше, чем читателей Аверинцева, но контроль за качеством православного книгоиздательства просто необходим. В противном случае письма новых диомидов всегда будут ложиться на почву, удобренную брошюрками о масонах, конце света, православной монархии и огромном компьютере, который всех посчитал.

4. Недостаточная работа с молодежью. К сожалению, это тоже типичная проблема для РПЦ МП. На Соборе призывали более активно использовать опыт православных скаутов и добиваться введения ОПК, но эти меры могут сработать только при наличии в Церкви большого числа людей с педагогическим талантом. В противном случае скауты станут повторять худшие черты советской пионерии и комсомола с их обязаловкой и заидеологизированностью, а ОПК превратится в еще один скучный предмет. В последние годы Церковь стала больше общаться с рокерами, но это уже довольно пожилые музыканты, пик успеха и славы которых, к сожалению, позади. Вместе с тем в РПЦ МП есть и реальные успехи по окормлению молодежи, но они часто не связаны с теми красивыми докладами, произносимыми на Соборе, а возникают, скорее, стихийно и спокойно существуют внутри епархий.

5. Церковно-государственные отношения. Епископ Диомид в резкой форме высветил одну тенденцию, которая существует в РПЦ МП, - она все больше пытается стать Церковью чиновников, бизнесменов и политиков. Конечно, эти люди также нуждаются в пастырском окормлении, но на низовом уровне постоянная сцепка руководства РПЦ МП и власти может вызывать раздражение. Конечно, Церковь не должна уходить в катакомбы, конечно, руководство РПЦ МП должно поддерживать благожелательный и плодотворный диалог со светскими властями, но она не должна восприниматься как часть государственного аппарата, что, к сожалению, в последнее время иногда происходит. Диомидовские катакомбы есть искаженная резкая реакция на эти процессы, и чтобы ее предотвратить в дальнейшем, от всех нас, православных, требуется большая осмотрительность.

Это только самые основные проблемы, приведшие к появлению "диомидовского синдрома". Сейчас непонятно, захочет ли епископ Диомид воспользоваться шансом и покаяться до ближайшего заседания Священного синода, намеченного на середину июля. В интервью, данном чукотским ревнителем сразу после Собора, такого желания незаметно, но уже сейчас очевидно, что если мы будем пребывать в приятной самоуспокоенности и не будем более открыты к народу и обществу, то никакое миссионерство не сможет защитить Церковь от появления новых Диомидов. "Колокол уже звонит по тебе", и остается надеяться, что звон этот заставит всех членов Церкви задуматься.

       
Print version Распечатать