ZooRussia

Медведи не выходят на улицы

Многие философы любили связать свою мысль с землей, добавить крепости. Геофилософское противопоставление Хайдеггера заключается в том, что Европа совпадает с философией, а философия, в свою очередь, совпадает с древнегреческо-немецким языком. Это приводит к тому, что: есть Европа, расположенная вдоль оси "Греция - Германия", а "по бокам" находятся метафизические враги - Россия и США.

Для Европы всегда был болезненным вопрос передела границ и захвата территорий: Саарская область, Эльзас и Лотарингия, Северная Ирландия, Страна басков. На фоне территориальных споров внутри Европы происходила отчаянная торговля территориями между Россией и США. Это была странная торговля, в которой партнеры часто не хотели покупать то, что им нагло "впаривали".

Мы ставим вопрос: чем же задается "фланговое" положение России и США, противопоставленных Греко-Германии и вообще греко-гегельянской традиции, так же как и последние - противопоставлены технике греко-римской борьбы? Та же, в свою очередь, является такой борьбой, в которой "греки" отнюдь не борются с "римлянами" и наоборот. Также они не борются с каким-то третьим участником. Главное в этой борьбе то, что это борьба по правилам. Это не бой без правил, в котором главное - выиграть, а такая борьба, которая ради правил обязана никогда не становиться борьбой за какие-то территории и прочие призы.

Верно, что древние греки тоже периодически устраивали друг с другом войны, но это были не войны, в которых стороны руководствовались логикой территорий, то есть это не были войны с территорией или за территории. В то же время установление немецкой военной доктрины предполагало, что самое главное в войне - занять определенный участок и держать его так, чтобы его не заняли враги. Отсюда хайдеггеровская идея "удерживания" просвета бытия. (Заметим, что Хайдеггер таким образом выполнил деструкцию платоновской световой метафоры "идеи", поскольку слово "идея" в его версии читалась бы тогда по-брежневски, то есть как "и где я": чтобы видеть, там уже нужно быть, отсюда - все военные выкладки вермахта).

В отличие от озабоченной землей и кровью Германии, такие страны, как США и Россия, не могут принять логику территориальной войны. Здесь воевать за землю просто как-то смешно, поэтому столь же смешно делить территорию или удерживать ее. Если война ведется по логике территорий, то заранее должен быть выделен некоторый центр, который, собственно, и организует всю территорию, то есть территория - это не просто какой-то физический участок суши, а тот отрезок, который удерживается по логике "вплоть до". То есть территория остается только в том случае, если при отступлении никогда не переходится некоторая граница, не оставляется некоторый пункт.

В России также всегда выделялся некоторый пункт, дальше которого отступать как будто бы и нельзя, но если очень хочется - то можно. Именно так обманул Кутузов Наполеона, этого сторонника символической теории пространства, согласно которой пространство стягивается определенными центрами, так что если мы занимаем этот центр, то и все пространство становится нашим. Немцы, которые затем хотели уничтожить Москву и Ленинград, просто хотели уничтожить два центра всей территории России, то есть они были наследниками символической теории Наполеона.

Россия противопоставлена реальности Европы как ее реальное. Территория Европы полностью символизирована; по мнению известных исследователей из группы "U2", ее правильнее было бы назвать Zooropa. Каждому зверю - своя табличка в Зоопарке и свой выходной день. Здесь каждый имеет свой паспорт, который не давали Пушкину, прозрачно намекая, что в Европе он пропадет. Единственной попыткой построить такую же систему в России является ГУЛАГ - полностью символизированное пространство. Именно поэтому он так хорошо известен в Европе, потому что является самым европейским в России. К сожалению, таких мест, как ГУЛАГ, в России - вопреки мнению диссидентов - немного. Гораздо больше тех мест, где, по мнению европейцев, могли бы ходить и ходят медведи.

Необходимо различать дикое и реальное. Россия - страна не дикая, как какая-нибудь Кения, в которой и в самом деле можно встретить диких львов. В дикой стране медведи могут жить в лесах, а не в горах, но там они "обитают", а не "ходят" по улицам. Дикие медведи не подрывают символического порядка, поскольку фактически они просто удерживаются в границах леса, а такая граница как раз и оказывается началом символического. Более того, медведи как природные существа очень склонны строить границы, они никогда не видят друг друга, а ориентируются на различия в отметках. Медведи в природе доказывают универсальность теории различения.

Но в России медведи вышли на улицы. Тем самым они подорвали не только структурализм, но и деконструкцию. Медведи появились на улицах благодаря цыганам, которые водили медведей на коротком поводке. Фигура цыгана с медведем на коротком поводке безо всякого повода появляется на улицах России как реальное, которого ожидают и которого опасаются европейцы. Реальным является не столько медведь, сколько само его появление на улице. Медведь выходит на улицу, но не так, как выходит обычный гражданин, пусть и революционно настроенный, потому что медведь не имеет никакого дома, откуда ему нужно выйти. Уход из дома, возвращение, странствия - все это не для медведя.

Квинтэссенцией символизации русских медведей была Олимпиада-80, когда медведя надули, так что он не смог больше ходить по улицам. Медведь стал парить как означающее. Благодаря установившейся на момент Олимпиады розе ветров медведь был отправлен в западном направлении. Мы требуем: медведей - на улицы!

       
Print version Распечатать