Закон и бульдозер

Представьте себе, что некий девелопер Зло решает уничтожить Москву, предварительно над ней поглумившись. Начать он решает с Пашкова дома. Находиться беспринципный искусствовед, выписывающий экспертное заключения, что Пашков дом лишается статуса «памятника» и является «предметом охраны» начиная только с первого этажа. Потом не менее беспринципный архитектор решает, что жемчужину московской архитектуры плохо видно и приподнимает ее из культурного слоя. Причем в качестве постамента используется трехсотметровый бетонный эрегированный анатомический объект, столь любимый арт-группой «Война». И встает напротив Кремля этакое грозное напоминание, увенчанное жемчужиной московской архитектуры. С подземной автостоянкой, разумеется. Возвышающееся ЭТО не красит вид из кремлевских окон и ЭТО, как не представляющее художественно-исторической ценности, сносят. Девелопер Зло сатанински хохочет, а освободившаяся площадка используется для надземной стоянки снегоуборочной техники.

Вышеприведенный градостроительный прогноз может показаться бредом. Однако принятие, вернее даже не принятие, а автоматическое интегрирование в тело Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (73-ФЗ от 25.06.2002 года) поправок, предложенных председателем Комитета по собственности Госдумы Виктором Плескачевским и депутатом Госдумы Денисом Давитиашвили, сделает этот бред реальностью. После принятия закона в их редакции останется только уповать на гипотетическую совесть строительного бизнеса.

В конце ноября Комитетом по культуре Госдумы РФ, несмотря на протест рабочей группы, был одобрен пакет поправок в 73 ФЗ, подразумевающий замену понятия «приспособление объекта культурного наследия под современные нужды» на «реконструкцию объектов культурного наследия в целях современного использования». Это означает, что на памятниках культуры можно будет проводить строительные работы без учета их особого статуса, что в результате может привести к полному искажению первоначального облика объекта. Пока это целостное произведение, поэтому его нельзя реконструировать. Теперь поле для манипуляции огромное. Раньше решение о статусе объекта принимала комиссия, теперь по новым поправкам решение будет принимать один эксперт из Минкульта. Теперь, как появится слово «реконструкция», появится законный повод делать с памятниками все что угодно и в том числе снос», - пояснил происходящее на пресс-конференции, состоявшейся во вторник, замдиректора Музеев Кремля Андрей Баталов.

Пресс-конференцию проводили представители экспертной рабочей группы комитета Госдумы по культуре. На ней помимо представителей общественных организаций «Архнадзор» и ВООПИК присутствовали специалисты в области сохранения культурного наследия.

Может показаться, что на фоне событий глобальной политики малозаметные поправки к никому неведомому закону мелочь, не стоящая внимания. Однако координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин сказал: «Такой войны у нас еще не было». А вот слова историка архитектуры, профессора МАРХИ Натальи Душкиной: «Это последний рубеж обороны». И это не для красного словца. Война бульдозеров против исторического наследия ведется давно. У нас принято обвинять в разрушении исторического облика Москвы большевиков. Однако за 18 лет лужковского правления Москва перестала быть Москвой гораздо масштабнее.

Ветер перемен дует с берегов Невы. По словам Рустама Рахматуллина, эти поправки в действительности исходили от правительства Санкт-Петербурга; косвенно это подтверждает и то, что на заседание комитета культуры в Думу приехали вице-губернатор Петербурга Игорь Метельский и председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга (КГИОП) Вера Дементьева.

В Санкт-Петербурге на одном из ведущих сайтов по поиску работы выставлена вакансия: «Искусствовед с опытом снятия с объекта статуса памятника». То есть бульдозеры уже готовы. Теперь дело за правовым обеспечением беспредела. Главным результатом закона «реконструкции» закона будет то, что реконструированный памятник становится обычным объектом недвижимости со всеми вытекающими отсюда возможностями купли-продажи. А профессия «искусствоведа с опытом сноса» станет весьма престижной и востребованной.

В принципе, руководствуясь «реконструированным» законом можно будет оставить кусочек лепнины на полностью снесенном потолке и заявить – реконструкция, все в рамках закона. Росрегистрация зарегистрирует, и новодел под названием «памятник» сможет отойти в собственность без всяких охранных мероприятий. Председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева сказала, что поправки в законопроект «сделаны для инвесторов, чтобы ввести памятники в строительный оборот».

Кстати подобной техникой давно пользуются фальсификаторы антиквариата. Берется уцелевшая часть предмета и к нему доделывается и старится недостающее. Разумеется, цена подлинника, и цена имитации различается в разы. Но у нас мыслят немедленной выгодой, а про цивилизованный рынок архитектурного антиквариата остается только мечтать.

Однако огульно винить бизнес в меркантильности и пренебрежении к культурному наследию нельзя. Нет ни налоговых льгот, ни инвестиционной политики в области памятников культуры. Поэтому процветает рукодельнечество, вроде переоборудования усадьбы Шаховских-Глебовых-Стешневых в геликон-оперный театр, когда новый культурный объект недружественно поглощает старый. Причем не в коммерческом, а в прямом смысле, оставляя непереваренные фрагменты памятника в качестве элементов декора. Тут даже царь Соломон не смог бы рассудить. Вроде и опера культура, а вроде и памятник архитектуры культура. А вот симбиоза не получается.

Вот решили представители общественности и специалисты совместно подписали открытое письмо президенту России Дмитрию Медведеву. Вот выдержки из него:

«По нашему глубокому убеждению, внесение данных поправок в Федеральный закон приведет к существенному сужению сферы действия законодательства об охране культурного наследия, девальвирует понятие научной реставрации и поставит десятки тысяч памятников архитектуры под угрозу непоправимого искажения и даже уничтожения. Реализация подобного подхода к культурному наследию на уровне национального законодательства неизбежно выведет Россию за пределы круга цивилизованных стран.

Россия присоединилась к Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, а также к ряду других международных конвенций в сфере охраны культурного наследия. В соответствии с этими документами, она приняла на себя обязательства обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям объектов культурного наследия “во всем богатстве их подлинности” и принимать для этого соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры.

По нашему мнению, принятие указанных поправок не только противоречит международной теории и практике консервации, но и прямо влечет за собой нарушение международных обязательств государства. В частности, под действие поправок о реконструкции неизбежно попадут наряду с другими памятниками и объекты Всемирного наследия, находящиеся на территории Российской Федерации.

Учитывая все вышеизложенное, убедительно просим Вас, Дмитрий Анатольевич, принять все меры к защите основополагающих правовых принципов охраны культурного наследия, а в случае принятия законопроекта №163864-5 в указанной редакции в соответствии с полномочиями Президента Российской Федерации наложить на него вето».

Письмо уже подписали ряд выдающихся деятелей отечественной архитектуры и мастера реставрации, но на уровне Архнадзора считают, что без пикетов и митингов не обойтись.

Сейчас письмо можно подписать вживую на книжной выставке-ярмарке «Нон-фикшн», а можно виртуально, следуя здесь выложенным инструкциям.

       
Print version Распечатать