За новый "Национальный проект"

Только что Россия традиционно отпраздновала День учителя. Но мало кто знает, что незадолго до этого отмечают (а точнее - не отмечают) другой праздник - День дошкольного работника.

В детский сад до рождения

Советская система дошкольного образования начала рушиться в 1990-е годы, когда закрывались целые предприятия, родители теряли работу, платить даже небольшие деньги за содержание ребенка в саду у многих не было возможности. Ведомственные детские сады стремительно закрывались поскольку, во-первых, стало меньше детей, а во-вторых, здания выгодней было продать, чем содержать. Поэтому до сих пор во многих бывших детских садиках размещены игорные залы, банки, разнообразные офисы.

В те же годы начали возникать частные группы и детсады, которые, впрочем, с такой же быстротой прекращали свое существование. Они не выдерживали условий аренды и требований СЭС, не справлялись с оформлением документов для получения лицензии.

Очень скоро детей стало гораздо больше, чем могли вместить сохранившиеся детские сады. А значит, начали расти очереди. Взятки стали брать не только за устройство ребенка в хорошую школу, но и в самый обычный детский сад. Причем коррупция сохраняется и по сей день. Например, в Сыктывкаре за место в детском саду просят 50 тысяч рублей; в одном из районов Петербурга "вступительный" детсадовский взнос составляет 10 тысяч, а в другом - 20 тысяч рублей. Для того чтобы получить место в дошкольном учреждении, записываться нужно чуть ли не до зачатия.

В конце 2004 года, после того как был введен 122-ой закон, в соответствие с которым детские сады были переданы на баланс муниципалитетов, ситуация еще более ухудшилась. Понятно, что чем богаче муниципальное образование, тем лучше там и ситуация с финансированием. Однако даже там ситуация со строительством новых помещений для дошкольных учреждений оставляет желать лучшего. Ведь купить новое здание детского сада может только муниципалитет (больше это никому не нужно), к тому же, детское учреждение придется еще и содержать. И то, и другое дорого и невыгодно руководству города или поселка.

Разнообразие возможностей

Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что из федерального бюджета стали предоставлять субсидии бюджетам субъектов РФ "на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка" в детских садах. Это облегчает участь родителей, но ведь от этого количество детских дошкольных учреждений не увеличивается.

Зато, появилась так называемая вариативность: вы можете (если удастся) отдать ребенка в группу кратковременного пребывания, или в детский сад компенсирующего направления; или в учреждение с этнокультурным компонентом, в частный детский сад...

Можно, наконец, готовить старших дошкольников к первому классу прямо в группах при школе... Сегодня в них обучается 220 тысяч детей.

Подобный подход используется как способ решить проблему очередей в детских садах, и для выравнивания стартовых возможностей детей. Но в итоге все превратилось в хороший бизнес. Двухразовые (в неделю) курсы подготовки в первый класс стоят две-три тысячи рублей в месяц. И если вы хотите попасть именно в "эту школу", вам обязательно придется водить несчастного ребенка на подготовительные курсы. Школе - доход, а пяти-шестилетнему маленькому ребенку - на все будущие 11 лет - отвращение к учебе.

По словам директора центра "Дошкольное детство" имени А.В. Запорожца Ларисы Парамоновой , если дошкольное образование рассматривать как ступень начального школьного обучения, придется признать, что детство у ребенка кончается в 5 лет. "Можно посадить 5-летнего в класс, но это не прибавит ему ни физического, ни психического здоровья. У таких детей, как правило, развиваются тревожность, ощущение неуспешности и даже отвращение к учебе. На самом же деле психологическая готовность к школе связана с умением владеть своим поведением, с желанием активно познавать новое. В игре ребенок учится выстраивать свои отношения и со сверстниками, и со взрослыми". Пятилетний же ребенок, которого сажают за парту, явно не доиграл.

На вопрос, нужно ли вообще учиться читать и писать перед школой, Лариса Парамонова ответила так: "Конечно, нет. Это бессмысленное натаскивание. Чем раньше ребенок начнет рвать бумажки на мелкие кусочки, а потом, склеивая их, делать панно из "цветов", лепить, рисовать, тем больше развивается мелкая моторика, воображение, мышление. Успех в письме закладывается уже тогда, когда он в определенном ритме многократно отбивает о стену, о пол мяч, прыгает через скакалку... Письмо - это и есть ритм, который формируется в разных видах детской деятельности".

Ну, а для тех, у кого есть деньги, но нет ни возможности, ни желания отдавать ребенка в коллектив, есть другой выход. В Москве - 350 кадровых агентств по подбору нянь и гувернанток. Но на самом деле женщин, предоставляющих такие услуги, гораздо больше: множество представителей среднего класса пользуются "неучтенными" нянями, которые целыми деревенскими улицами приезжают с Украины и из Молдавии. К школе они, конечно ребенка, не подготовят, но иногда очень неплохо нянчат маленьких детей. Их передают "по наследству" из семьи в семью, с устными рекомендациями.

Что немцу здорово, то русскому - смерть

Сегодня детей можно отдать в детские дошкольные группы четырех видов: общеразвивающей направленности, компенсирующей (для детей с ограниченными возможностями здоровья), в оздоровительные группы (для часто болеющих) и в комбинированные (инклюзивные) группы, где вместе находятся здоровые дети и инвалиды. Последнее для нашей страны - новшество.

Совместное пребывание здоровых и инвалидов в детских садах и школах принято на Западе. В Финляндии, например, я наблюдала занятия в таком детском саду. Естественно, подобное с пеленок воспитывает толерантность, равное отношение к людям с ограниченными возможностями. Все это так, но оснащенность лекарствами, аппаратурой и персоналом таких учреждений в Европе отвечает всем необходимым требованиям. А у нас ? сами понимаете...

К сожалению, инклюзивное образование в наших детских садах пока едва ли возможно. Это все равно, как перепрыгнуть из ХХ века - в ХХII-й. Для нас сейчас куда важней сохранить специализированные детские сады для больных детей. Ведь переход к инклюзивности может их уничтожить.

В Челябинске есть детский сад для детей с имуннодефицитом (ВИЧ), рассчитанный на 50 человек. Его заведующая Наиля Горовченко на "круглом столе" в Госдуме говорила о том, что перевод таких детей в обычный детский сад абсолютно невозможен. У больных детей - повышенная утомляемость (заниматься они могут не больше 15 минут); им нужен круглосуточный щадящий режим (они в основном из неблагополучных семей); таким детям необходимо давать лекарство по часам; требуется шестиразовое диетическое питание. Всего этого в обычном детском саду нет. И если в Европе инклюзивные группы в детских садах, где находятся здоровые и больные дети, - это проявление равноправия, то у нас - дискриминация больных детей. В обычном детском саду им не окажут той помощи, в которой они нуждаются.

О том, что нужно сохранять отдельную систему коррекционного дошкольного образования говорит и Людмила Грибанова - заведующая челябинским детским садом компенсирующего вида для детей с ДЦП. И это вовсе не вредная изоляция детей-инвалидов, как сегодня модно говорить. Просто в общеразвивающих детских садах главная задача - образовательная. А в коррекционных это - исправление физических и психических недостатков. А для этого нужно оборудование и специальные врачи-дефектологи. "У нас 25 медицинских работников - невролог, психиатр, врач лечебной физкультуры... Есть гидромассаж, бассейн, физиотерапия. Мест, естественно, не хватает. Представляете, как трудно отказывать родителям таких детей! А теперь ставят задачу интеграции больных малышей в обычные детские сады, где всего этого нет".

За такую возможность ухватываются все руководители на местах, - обычные сады "стоят" муниципалитетам во много раз дешевле, а о том, что они не справятся с "инклюзивной" задачей, никто не думает.

Детские сады компенсирующего вида нужно финансировать из трех источников: из систем образования, здравоохранения и социальной защиты, а не только одного образования, как это происходит сейчас. Может быть, это поможет им выжить. И еще: для несчастных родителей такие детские учреждения должны быть бесплатными.

Зарплата - 4500 рублей

Средний возраст воспитателя детского сада - 48 лет. А средняя зарплата - 4500 рублей. Часто она ниже МРОТ, и тогда доплату до минимального уровня детский сад берет из надтарифного фонда. Поэтому за последний год, например, в орловские детские сады пришло всего 7 молодых специалистов. Это - следствие непрестижности труда в дошкольных учреждениях. Они ущемлены в своих правах даже по сравнению с учителями.

Правда, в некоторых регионах есть гранты для лучших образовательных учреждений и учителей. В Орловской области это 200 тысяч рублей для детских садов и 50 тысяч для лучших педагогов.

Еще в рамках Федеральной целевой программы развития образования в нескольких субъектах РФ прошел эксперимент по внедрению механизмов нормативного долевого финансирования дошкольного образования. Это значит, что расходы на реализацию основной образовательной программы финансируются из бюджета субъекта РФ, затраты на содержание собственности - из муниципального бюджета, а расходы на питание и сон детей - из кошелька родителей. При этом по закону, родительская плата не должна превышать 20 процентов от общих расходов.

А в перспективе - внедрение в дошкольных учреждениях новых систем оплаты труда. Нынешняя ситуация, когда зарплата воспитателя оплачивается по 7-14 разряду (2171-3949 рублей), - за гранью добра и зла. Теперь зарплата должна будет зависеть от квалификации работника, качества и результатов его труда. Будут предусмотрены базовые, компенсационные (доплаты и надбавки), а также стимулирующие выплаты. Предполагается, что именно такая система оплаты хоть как-то увеличит зарплаты лучших воспитателей.

Надежды родителей и воспитателей

Родители, конечно же, хотят, чтобы не стало очередей в детские сады. Сегодня больше всего переуплотнены группы для малышей до трех лет. В них - по 30-35 человек. И очередников в них больше всего. Это и потому, что детей до трех лет больше, и потому, что современные мамаши, не желая потерять рабочее место, очень рано выходят на службу. Не выполняется и норма о приеме детей в дошкольные учреждения до двух месяцев. Эта норма остается на бумаге. Один из выходов - хотя бы увеличить материнское пособие по уходу за ребенком от полутора до двух лет. Сейчас эти матери получают 50 рублей!

Воспитатели надеются на то, что дошкольное образование включат в приоритетный национальный проект. На то, что зарплату установят, исходя из величины прожиточного уровня регионов. И что она станет не ниже учительской (в большинстве регионов она в два раза меньше), и что отпуск у них тоже будет таким же - 56 дней, а нагрузка не больше, чем у учителя на школьной "продленке".

Они надеются на то, что везде будут внедрены механизмы долевого финансирования дошкольного образования из бюджета РФ, муниципалитетов и родительской платы .

А еще воспитатели мечтают возродить экспертизу игрушек. Игрушки тоже могут быть вредными. И не только потому, что многие сделаны из плохих материалов, но и потому что в неправильную игрушку невозможно играть. А научиться играть до школы гораздо труднее, и гораздо важнее, чем научиться писать и считать. Это вам любой детский психолог и любой стоящий учитель скажет.

       
Print version Распечатать