Железный Бенедикт

Консерватор умер, да здравствует консерватор!

19 апреля в Ватикане был избран новый Папа Римский - семидесятивосьмилетний Йозеф Ратцингер, принявший имя Бенедикта XVI. Увидеть эту фигуру на Римском Престоле ожидали далеко не все католики, а потому это событие может иметь серьезные последствия как для самого католичества, так и для всего остального мира. Причина очень простая - новый Папа был самым радикальным из всех кардиналов-консерваторов, недаром его прозвали "железным кардиналом".

По большому счету говорить о том, какой Папа мог бы быть лучше или хуже для православного мира и, в частности, для России, нет особого смысла. Это то же самое, что обсуждать, какой президент США, "республиканец" или "демократ", в большей степени мог быть дружествен Москве. Ватикан, как и США, это очень устойчивая политическая конструкция, где любая идеологическая фракция не исключает противоположную, а только дополняет ее.

Кем был Иоанн Павел II - консерватором или реформатором? Внешне он казался реформатором, но только лишь потому, что был избыточно активен и радушен в своем миссионерстве, напоминая скорее публичного политика, чем наследника апостола Петра. Но разве Кароль Войтыла изменил хотя бы один догмат или канон? Нет, он сохранил католическую идеологию во всей ее строгости, но он только изменил тысячелетней практики бесконечных анафем и обвинений в ереси, вместо этого он выбрал тактику улыбок и прощений направо и налево, чем заслужил к себе расположение либеральных медиа. Именно такой Папа, консерватор по содержанию, но реформатор по форме, и был бы идеальной фигурой для Ватикана в дальнейшем (оговорюсь, что именно такой Патриарх был бы идеален и для русского Православия).

Вместо негра

За трон наместника Бога на земле на прошедшем конклаве боролись четыре "фракции" римско-католической церкви, которые можно разделить как по идеологическому, так и по географическому признаку. Противостояние между консерваторами и реформаторами в последнее время, по утверждению самих католиков, достигло чуть ли не предела. При этом лагерь консерваторов выглядел значительно слабее лагеря реформаторов.

Очень сильны были позиции покровителя Евросоюза кардинала Брюссельского Годфрида Данеельса, выступающего в защиту контрацептивов и даже за ограничение срока правления понтифика. Еще более влиятельным казался президент Совета христианского единства, кардинал из самого Ватикана Вальтер Каспер, призывающий легализовать разводы и расширить полномочия епископов на местах.

Противостоящих им консерваторов значительно больше числом, но они сильно разобщены по чисто геополитическому критерию. Так что со стороны можно было подумать, что основной конфликт проходит именно по этой линии. Одна из фракций - это итальянцы, считающие Ватикан своей территорией. Среди них выделяются архиепископ Миланский Диониджи Теттаманци и архиепископ Болоньи Джакомо Биффи. Однако каждый из них уже был замечен в крупном скандале: первый фактически благословил антиглобалистский разгром саммита "Большой Восьмерки" в Генуе в 2001 г., второй - выступал с резким осуждением мусульманской иммиграции в Италию. Не менее одиозным выглядел другой кандидат из итальянцев - госсекретарь римской курии Анджело Содано, считающийся в Ватикане хорошим дипломатом, но на самом деле констрастно оттенявший своей резкостью корректное поведение своего бывшего начальника. Достаточно сказать, что именно он был главным инициатором всех "походов" Иоанна Павла II в страны бывшего СССР и высказывал особое недовольство политикой Москвы на постсоветском пространстве.

Основными противниками итальянцев были латиноамериканцы, требующие соблюдения "географической пропорции" в высшем церковном руководстве. Напомню, половина кардиналов - европецы, в то время как их паства составляет лишь 24% от общего числа католиков. Другой их упрек в адрес итальянцев состоял в том, что они мало занимаются социальными вопросами "бедного Юга", в то время как сами латиноамериканцы считают их главной проблемой. Все они - архиепископ Тегусиальпы (Гондурас) Оскар Родригес Марадиага и архиепископ Сан-Паулу (Бразилия) Клаудио Хуммес и др. - не скрывают своего положительного отношения к революционной "теологии освобождения". Их солидарная позиция вполне могла спутать карты европейцам...

Самой экстравагантной кандидатурой на пост понтифика был не замеченный ни в каких крайностях умеренный консерватор, префект конгрегации вероучения и любимец Иоанна Павла II кардинал Франсис Аринзе. Только одно обстоятельство выделяло этого иерарха на фоне всех кандидатов, а именно то, что он родом из Нигерии. Отношение к нему накануне выборов было индикатором расовой терпимости среди католиков. Все норовили продекламировать лояльное отношение к цвету кожи этого кандидата. В частности, Йозеф Ратцингер (будущий Папа) в одном из своих выступлений счел необходимым специально подчеркнуть, что избрание чернокожего Папы "стало бы хорошим знаком".

Именно кандидатура Франсис Аринзе рассматривалась накануне голосования как наиболее вероятная, так он идеально сочетал последовательный идеологический консерватизм с внешним либерализмом (который дополнительно подчеркивал "политкорректный цвет" его кожи). О перспективности кандидатуры Аринзе говорит тот факт, что накануне избрания нового Папы канал Euronews в своих новостных лентах делал акцент именно на этой персоне. Но избрали другого... Видимо, католики пока не настолько политкорректны, чтобы принять негра в качестве Папы.

"Гитлерюгенд" и Святая Инквизиция

Баварский кардинал Йозеф Ратцингер всегда имел репутацию "воплощения европейского консерватизма" и пользовался особым расположением Иоанна Павла II - Ратцингера наравне с Аринзе называли его "правой рукой". Накануне голосования либеральные медиа сделали все для того, чтобы его фигура казалась "непроходной". Чтобы убедиться в этом далеко ходить не нужно - достаточно взять предпоследний номер еженедельника "Коммерсант-Властъ" (11.04.05). Там в специальном и обширном досье "Десять кандидатов на святой престол" кандидатура Ратцингера... вообще не рассматривалась. Чем же провинился перед либеральными СМИ баварский кардинал?

Йозеф Ратцингер (ныне Бенедикт XVI) родился в маленьком баварском городе Марктл-ам-Инн 16 апреля 1927 года. Самые первые шаги в самостоятельной жизни не лучшим образом сказались на его репутации (хотя его собственной вины в этом, скорее всего, нет). Будучи семинаристом, он вступил в ряды "гитлерюгенд", а в 1943 году, когда ему было 16 лет, был призван в армию. В 1945 году Ратциенгер был интернирован в лагерь "союзников", о котором потом всю жизнь вспоминал как о самом страшном впечатлении юности.

29 июня 1951 года он стал священником в Мюнхене и очень быстро получил славу ведущего консервативного теолга Германии. В 1953 году 26-летний Ратцингер защитил диссертацию по богословию Блаженного Августина, а в 1959 году стал преподавателем кафедры теологии Боннского университета. В 1966 году он стал главным экспертом в догматике в знаменитом католическом университете Тюбингене. Занимая этот пост, он выступил с резкой критикой "новых левых" и студенческих восстаний 1968 года. В 1972 году в противовес антиклерикальным медиа он основал теологический журнал "Communio", который до сих пор занимает лидирующие позиции среди европейских интеллектуальных католических изданий.

В марте 1977 года он стал архиепископом Мюнхена, а в июне того же года он был возведен в сан кардинала. В качестве кардинала Ратцингер возглавил Коллегию кардиналов и Конгрегацию по вопросам вероучения - наследницу печально известной "Святой инквизиции"...

Как радикальный консерватор Йозеф Ратцингер выступает фактически против всех предлагаемых либеральных реформ: признание права на планирование семьи, женское священство, легализацию разводов и признание гомосексуалистов. Звание "железного кардинала" только утвердилось за ним, когда он категорически осудил попытку многих американских протестантов менять в некоторых словах из Библии мужской род на средний из соображений политкорректности.

Однако самое серьезное отличие Ратцингера от других кардиналов-консерваторов заключалось в том, что он отстаивал не просто христианские фундаменталистские ценности, но именно их католическое понимание в противоположность всем остальным. Поэтому он стал открытым критиком "экуменических" постановлений Второго Ватиканского Собора (1962-1965) и прежде всего определения Православной Церкви в качестве "сестринской".

Таким образом, римская католическая церковь выбрала в начале XXI века папу-реакционера и нельзя сказать, что это решение было случайным. Для утверждения кандидатуры нового папы за него должны были проголосовать более двух третей собравшихся кардиналов. Почему выбрали именно этого кандидата и что это должно означать для всего мира и, прежде всего, для России? На этот вопрос существует четыре ответа.

Ответ первый: Ватикан объявляет новый крестовых поход.

Римская курия решила сохранить чистоту своей идеологии, а следовательно, приостановить излишнюю экспансию католицизма, которая грозит самой Римской Церкви неизбежными реформами. Действительно, в отличие от православия, католицизм может позволить себе притормозить свою достаточно успешную миссию. Но ведь это противоречит самой природе Католической Церкви, для которой экспансия является основным способом существования.

На макроисторическом уровне можно было бы сказать, что этим шагом Римская Церковь лишь воспроизводит общие реакционные тенденции, наблюдаемые в традиционных религиях к началу нового тысячелетия. Ведь популярность того же ислама в современной Европе продиктована вовсе не авангардными, а как раз сугубо фундаменталистскими аспектами. А раз в Европе есть реальный спрос на фундаментализм, то почему бы не ответить на него самому католичеству?

Сегодня борьба с секулярным "обществом потребления" фактически превратилась в борьбу с Западом. В этих условиях окончательно отождествиться с ним для консервативного католичества совершенно неприемлемо. Вот и нужно "спасать дело Бога", а следовательно, громко напомнить о том, что на самом Западе есть своя сакральная традиция, ничуть не менее последовательная, чем ислам или буддизм. Но с каких это пор Ватикан стал оплотом реакции?

Ответ второй: Новый Папа хорош только тем, что скоро умрет.

Бенедикту XVI 78 лет, то есть возраст весьма почтенный и говорить о долгосрочном правлении вряд ли приходится. Следовательно, его фигура - промежуточная. Он просто "достойнейший из старейших". В то время как настоящая, подлинная новая стратегия Ватикана обнаружится уже при появлении следующего Папы, по всей видимости значительно более молодого.

Существует экстравагантная версия: избранию Ратцингера способствовали в том числе и реформаторы, чтобы впоследствии отыграться на фоне его заведомо "бездарного" правления - он, возможно, успеет начать контрреформы, но он вряд ли успеет их завершить... Хотя реформаторы могут здесь просчитаться - где гарантия, что новый Папа не проживет еще 15-20 лет?

Ответ третий: Папу-реакционера назначил Вашингтон, чтобы расколоть Европу

Эта версия носит чисто конспирологический характер и в ее основе лежит представление о том, что Ватикан лишен какой-либо суверенности, но лишь управляется напрямую Соединенными Штатами. В частности, говорят о неожиданно хорошем отношении к нему Биделбергского клуба, якобы лоббировавшего его кандидатуру на пост понтифика. Предполагается, что США посредством излишне реакционного Папы будут вносить раскол в Европу (в частности, в лидирующую в Евросоюзе Германию, где только половина населения католики) и соответственно играть на противоречиях... Но почему бы тогда не сказать, что нового Папу назначил Тель-Авив, Эр-Рияд или вообще Москва?

Ответ четвертый: Папа-реакционер нужен самой Европе, чтобы оправдать свое "темное прошлое".

"Темное", "фашистское" прошлое в биографии европейских политиков с недавнего времени перестало смущать прогрессивную общественность. Наоборот, создается впечатление, что оно стало современную Европу восхищать. Причина этого шокирующего явления очевидна: перед Восточной Европой остро стоит вопрос о новой идентификации и морально-нравственном статусе. Страны эти в свое время были освобождены сталинским СССР от гитлеровской оккупации. Признание этого факта - проблематичный психологический фон для их нынешней антироссийскую ориентации и евроинтеграции. Снимается он просто - через придание статуса "оккупации" вчерашнему "освобождению". Если это сделать, можно не только забыть о существовании Москвы, но даже попытаться предъявить ей "счет".

Медаль эта имеет две стороны. Первая - максимальная демонизация Сталина и СССР (с которой накануне 60-летия Победы существуют определенные проблемы). Другая сторона - своего рода реабилитация Гитлера, Третьего Рейха и всего, что с этим связано. В европейском контексте уже выглядит вполне приемлемой такая (до сих пор немыслимая) логика: "Если выходцу из страшной KGB главы европейских государств как равному подают руку, то можно ли кинуть камень в воина, сражавшегося за общеевропейское дело на фронтах Второй Мировой войны? Конечно были ошибки, но..."

Процесс демонизация армии-освободительницы и процесс реабилитация Третьего Рейха идут сейчас одновременно, дополняя и подкрепляя друг друга. Ведь если вдуматься, солдат вермахта или какой-нибудь "француз-бельгиец" из легиона СС проливали кровь, защищая "святую землю Европы" от кровавых "сталинских орд"... В таком контексте, избрание Римским Папой Йозефа Ратцингера (с "Гитлерюгендом" в биографии) - это, безусловно, индикатор, свидетельствующий о том, что в сегодняшней Европе это - уже не компромат. Более того, есть все основания предполагать, что в завтрашней Европе такая строка в биографии станет предметом гордости...

Drang nach Osten

Отношение к новому Папе международной дипломатии скорее прохладное, чем восторженное. Латинская Америка и вообще страны "третьего мира" "отреагировали" гробовым молчанием. Президент Французского совета мусульман Далил Бубакер высказал надежду на то, что " Бенедикт XVI оставит консерватизм, свойственный кардиналу Ратцингеру". В свою очередь депутат Кнессета раввин Авраам Равиц заявил, что в Израиле "высказывают опасения в связи с решением конклава", ибо неизвестно, "насколько членство Й.Ратцингера в "Гитлерюгенде" повлияет на его отношение к еврейскому народу" - ведь в этих вопросах "одно лишь слово Папы или его молчание может стать критичным".

Что же касается России, то, похоже, нас ждет усиление конфронтации. Даже если новый Папа попытается свернуть прозелитистскую экспансию католичества (в том числе, и в восточном направлении), у него это навряд ли получится. Не для того две трети кардиналов сделали его своим вождем. С другой стороны, если он сохранит однозначно консервативную позицию, "свойственную кардиналу Ратцингеру", то экспансия эта приобретет новые черты - станет более жесткой и открытой. Все-таки былой отказ кардинала Ратцингера назвать Православную Церковь "сестрой" (вопреки определению II Ватиканского Собора) не может не сказаться на политике Папы Бенедикта XVI в отношении "восточной ереси".

       
Print version Распечатать