Вырываясь из порочного круга

Рецензия на книгу: Жижек С. Искусство смешного возвышенного. М.: «Европа», 2011.

«Философы лишь различным способом объясняли мир, – гласит последний, 11-й из “Тезисов о Фейербахе” Карла Маркса. – Но дело заключается в том, чтобы изменить его». Казалось бы, данной сентенцией создатель марксизма принизил одну из главных добродетелей истинного философа – способность взглянуть на мир параллаксным зрением, то есть увидеть то, что нас окружает, с разных сторон. Однако это не так. Задача философа, как справедливо указывал Маркс, состоит не просто в наблюдении за миром, но и в активном участии в жизнедеятельности мира, в способности объяснить явления, раскрыть все их стороны тем, кто эти стороны хочет увидеть, но не способен в силу собственной ограниченности сделать это самостоятельно, и тем самым подвигнуть ограниченные массы на свершения – создание более справедливого миропорядка.

Одним из тех, кто последовательно выполняет завет Маркса и более 150 лет спустя после того, как тезис был озвучен, определенно является всемирно известный словенский философ Славой Жижек, чья теоретическая плодовитость, а следовательно и желание поведать миру о том, что было миру до сих пор неизвестно, просто поражает. Только за последние несколько лет на русском языке вышло четыре крупных работы Жижека – «Устройство разрыва. Параллаксное видение» (2008), «Кукла и карлик» (2009), «О насилии» (2010), «Размышления в красном цвете» (2011). И вот теперь российский читатель может ознакомиться с еще одним творением Жижека – книгой «Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда»».

Сразу же необходимо предупредить основные аргументы недоброжелателей, которые могут быть сведены к следующему: книга устарела, книга слишком мала по объему, книга посвящена крайне узкому сегменту американской культуры, а следовательно не будет интересна широкому кругу читающей публики.

Во-первых, действительно, англоязычное издание данной работы вышло в 2000 году, но десять лет – это не срок для пути книги к русскоязычному читателю. Очень многие работы, действительно важные тексты зарубежных философов, социологов, политологов, с момента выхода которых прошло уже более чем одно десятилетие, до сих пор недоступны русскоязычному читателю. И тот факт, что на хорошем русском языке, с соблюдением той терминологии, которую использовал сам автор, появилась относительно новая работа современного, популярного в хорошем смысле слова философа, можно только приветствовать.

Во-вторых, «Искусство смешного возвышенного» на самом невелика по объему. На английском языке она занимала 56 страниц, на русском языке чуть более 160 страниц. Но в данном случае небольшой физический объем работы с лихвой компенсируется идейной насыщенностью. И это контраргумент против третьего аргумента недоброжелателей: настоящая книга посвящена не только и не столько Дэвиду Линчу и его фильму «Шоссе в никуда», сколько популярной культуре как таковой, ярким представителем которой, пусть многие с этим и не согласятся, выступает американский режиссер – ему-то словенский философ и посвятил свою работу.

Так о чем же пишет в своем «огромном эссе (или маленькой книжке) », как обозвал ее в своей вступительной статье научный редактор русского издания Александр Павлов, Славой Жижек? А пишет он обо всем понемногу: о функции «роковой женщины» в американском кинематографе, о сублимации, о становлении человека как морального существа, об эго и супер-эго, о том какое влияние киноперсонажи оказывают на социальную жизнь индивида, о новых религиозных движениях, ну и, конечно, о самом парадоксальном режиссере американского кинематографа Дэвиде Линче и его работе «Шоссе в никуда» (хотя последнему едва ли посвящено более четверти всего текста). Книга Жижека, на что правильно обратил внимание Александр Павлов, контаминирует с другим творением словенского философа – документальным кинофильмом «Киногид извращенца». Эти два произведения построены по одному принципу – принципу асинхронного и фрагментарного исследования, которое в своей хаотичности выстраивается в определенную систему, позволяющую пусть медленно, постепенно, но все-таки познать окружающий мир во всем его многообразии. Хотя даже познание это будет протекать сквозь призму специфического видения реальности, характерного для Славоя Жижека.

Безусловно, неподготовленного читателя это может шокировать. Ведь порой приходится снова возвращаться не просто к уже прочитанному, но и к самому названию книги, чтобы понять, о чем же все-таки повествуют эти 160 страниц, какова та общая тема, что связывает эти «перепрыгивания» от эпохи к эпохе, от персоналии к персоналии, от факта к факту, от фильма к фильму. Но к подобному стилю изложения быстро привыкаешь, тем более когда понимаешь, что только так можно говорить о современной популярной культуре, которая представляет собой бесконечный пастиш всех достижений человечества предшествующих эпох и культур.

Получается, что только посредством пастиша можно говорить о современной популярной культуре. Отсюда и все отсылки, которыми просто изобилует текст Жижека, как к другим фильмам Линча, так и к классике американского кинематографа и к тем картинам, которые появились уже после выхода в свет «Шоссе в никуда». Подобная методология анализа современной культуры не только вполне приемлема, но и единственно возможна. Смешение прошлого, будущего и настоящего в котором само время как будто исчезает, замыкаясь в вечный круговорот, превращаясь в змею, вечно пожирающую свой хвост – это и есть символ всей современной культуры и главная проблема «Шоссе в никуда». И в этом смысле, безусловно, неслучаен тот факт, что в «Искусстве возвышенного смешного»» Жижек не раз упоминает о том, что Линч является адептом новых религиозных движений, как неслучайно и то, что сам Линч признавался в том, что на съемки «Шоссе в никуда» его вдохновил его же опыт трансцендентальной медитации. Но в мире закольцованного времени, где прошлое, будущее и настоящее суть одно, невозможно никакое развитие. Поэтому-то изменить этот мир и невозможно, а в силу непредсказуемости нашего мира, его невозможно и объяснить. Славой Жижек попытался вырваться за пределы этого порочного круга. Насколько же успешной была эта попытка, каждому читателю предстоит решать самостоятельно.

Ну, а сам словенский философ не унывает и продолжает не только исследовать современную культуру, но и проникать в нее. По последней информации теперь он общается с мега-популярной певицей леди Гагой. Как знать, может быть через пару лет, а то и раньше на свет выйдет новая книга Жижека, посвященная, допустим, реминисценциям идей Маркса о классовой борьбе в клипе на песню «Алехандро».

       
Print version Распечатать