Второе воплощение Малькольма X

Когда-то очень давно шутливая песенка Владимира Высоцкого была чрезвычайно популярна – песенка, в которой он пел про "веселую религию", придуманную индусами. Особенно поражала в этой индийской религии Высоцкого учение о метемпсихозе (это если по-научному) или о переселении душ (если по-простому). К чему это? Дело в том, что нынче в Москву приехал первый (или как считают некоторые юмористы третий после глав государства, показанных в кинофильмах "Пятый элемент" и "Армагеддон") чернокожий президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама. Безусловно, визит первого лица единственной сверхдержавы на Земле в Россию – это само по себе знаменательное событие. Однако, меня оно интересует постольку, поскольку Обама вполне может быть своеобразной реинкарнацией знаменитого Малькольма X, как утверждалось в советской пропаганде, прогрессивного лидера негритянской Америки.

Кто-то, конечно, может заявить: "Ну что за бред? Что же общего между Малькольмом X и Бараком Обамой? В конце концов, как известно Барак Обама – христианин, а Малькольм X был активным участником мусульманской организацией "Братья мусульмане". Однако, как известно метемпсихоз, – отнюдь не полное повторение судьбы, привычек или внешнего облика умершего человека. При переселении душа может даже забыть что-то из того, что она знала в своей предыдущей жизни (впрочем, такова лишь западная традиция трактовки процесса переселения души; с точки зрения, например, тибетских лам, душа практически полностью сохраняет знания своей предыдущей жизни). Однако, существуют практики, которые служат для подтверждения того, что именно душа данного великого человека переселилась в новое тело. И тогда изучению подвергается биография претендента. В жизни претендента, скажем так, на перерождение должны быть эпизоды сходные с эпизодами жизни того, вместилищем души кого, как считается, данный человек является. И что удивительно, такие эпизоды, при всей непохожести жизни Обамы и Малькольма X, вполне можно обнаружить.

Прежде всего это касается расовой характеристики их матерей. Как известно, и Обама, и Малькольм X не являются чистокровными представителями негритянской расы. В них обоих имеется весьма значительная капля крови расы европеоидной. Мать Обамы была полностью белой, а мать Малькольма X была мулаткой. И кажется вполне очевидным, что этот факт в определенном смысле сказался на жизни и деятельности этих двух без всяких преувеличений общественных деятелей Соединенных Штатов. В конце концов, ощущение в определенном смысле принадлежности к двум культурам со знаком "плюс" у Барака Обамы и со знаком "минус" у Малькольма в значительной мере повлияло как на их личную политическую активность, так и на восприятие их деятельности американским обществом.

Второй эпизод касается уже жизни Обамы и Малькольма X. Опять же все хорошо знают, что изначально Малькольм X был христианином, но лишь под давлением определенного рода обстоятельств в зрелом возрасте перешел в ислам. Обама в детстве, живя с матерью и отчимом в Индонезии, не мог не проникнуться мусульманской культурой, однако уже в зрелом возрасте стал прихожанином церкви преподобного Райта[1]. Казалось бы, они проделали противоположный путь: один от христианства к исламу, второй от ислама к христианству. Но здесь важно не содержание, а форма. Движение от одной конфессии к другой, от одной системы ценностей к совершенно иной.

Третье сходство обнаруживается, как это ни странно, в судьбе духовных учителей лидеров чернокожего населения Америки, а ведь никто не станет утверждать обратное. Духовной общиной, благодаря участию в которой стал популярен Малькольм X, была уже упоминавшаяся здесь организация афро-американцев-мусульман "Братья мусульмане". Пик ее популярности приходится как раз на 1960-е годы, когда проповедовал Малькольм X. Однако после того как он сначала вышел из нее, обвинив руководителей в коррупции, популярность "Братьев мусульман" резко пошла на убыль, и в настоящий момент эта некогда влиятельная организация превратилась в достаточно маргинальную группу. Примерно то же самое произошло и с церковью преподобного Райта, когда неожиданно во время избирательной кампании всплыл факт неоднократных расистских высказываний чернокожего священника, которые тот неоднократно допускал в своих проповедях. А их-то как раз и посещал Барак Обама. Причем, что интересно ряд высказываний преподобного Райта как будто бы повторяли аналогичные заявления из речей Малькольма X. Как бы то ни было для сохранения публичного реноме, Обаме пришлось буквально отречься от своего духовника, о котором он до этого отзывался только в превосходных тонах.

Нельзя забывать также и о том, что сами "Братья мусульмане" в период избирательной кампании в Соединенных Штатах публично поддержали Барака Обаму, увидев в нем чернокожего мессию, который должен был привести негров-мусульман Америки в Землю Обетованную. Конечно, Обама опять же публично открестился от поддержки мусульман Америки. Но сам факт заставляет задуматься, а вдруг "Братья мусульмане" увидели в Обаме реинкарнацию Малькольма X?

Наконец, в последний период своей жизни Малькольм X пришел к выводу о необходимости объединения различных сил американского общества для борьбы против дискриминации и несправедливости. Разве это не напоминает тот посыл, роль проводника которого взял на себя Обама, когда решил бороться за пост президента США. Ведь его предвыборный призыв "Перемены, в которые мы можем поверить", уже несколько забытый в пылу политической конъюнктуры, значит для мира столь же много, как и призыв Малькольма X к объединению всех здоровых сил американского общества в борьбе с несправедливостью.

Очевидно, что удачный исход визита Барака Обамы в Москву послужит не только цели налаживания отношений между Россией и США, но и будет первым шагом на пути к тому, что не успел сделать Малькольм X, а именно началом искоренения несправедливости, которой в нашем мире очень много. И Россия станет полноправным партнеров в этой борьбе.

Примечания:

[1] Здесь мы оставляем в стороне возможность того, Обама исповедовал в своей ранней юности ислам или христианство, поскольку в своей книге "Дерзость надежды", а именно так называлась и первая проповедь преподобного Райта, услышанная Обамой, он специально упоминает о том влиянии, какое на него оказал Райт.

       
Print version Распечатать