Война возвращается в Европу

От редакции. Тема зла на самом деле актуальна не только для этики, но и для текущей политики. Зачастую оно проявляется в самых неожиданных формах. Многие эксперты уже подметили, что зло возвращается. Но есть ли своя специфика именно у политического зла? Если есть, готовы ли правовые и политические институты современного мира к возвращению «политического зла»? Может ли «радикальное зло» вернуться в каком-либо виде? Насколько эффективна риторика зла в качестве политического инструмента? Есть ли какая-то альтернатива риторике зла? Изменилась ли каким-либо образом риторика, использующая терминологию «зла»? РЖ продолжает дискуссию и публикует текст Владимира Нестеренко. Нестеренко – украинский писатель, журналист, драматург, контркультурный деятель, популярный блогер, получивший известность под псевдонимом Адольфыч (adolfych.livejournal.com).

* * *

Политическое зло – это широкое понятие. Оно включает в себя, кроме этнических чисток (Холокост, геноцид армян и т. д.), терроризма и репрессий, еще и войны. Все эти явления объединяет применение неограниченного насилия к условно «невинным» людям. Иными словами, данные явления отрицают принцип воздаяния за грехи, личной ответственности и заменяют их статистикой, «уничтожением вредных насекомых». Таким образом, люди приравниваются к насекомым, что есть оскорбление имени Господа, по образу и подобию которого и был создан человек.

Впрочем, не все явления, которые относят к терроризму или войнам, могут быть названы политическим злом. Например, терроризм бывает массовый и индивидуальный. Индивидуальный терроризм едва ли можно рассматривать как «политическое зло». Это, скорее, начальная форма партизанской войны, революции, но лишь в том случае, если индивидуальный террор направлен против представителей государства, видных идеологов и практиков политического режима. Если же под видом индивидуального террора нам предлагают террор массовый, например убийства по национальному, расовому или социальному признаку, – это, несомненно, политическое зло. Благодаря применению высокоточного оружия современная война изменилась. Она более не массовая, а ограниченная. Ограниченная же война не является политическим злом. Другое дело, что «ограниченная» война при наличии политической воли у руководства проигрывающей стороны может перерасти в войну массовую, тотальную, с применением кассетных бомб, противопехотных мин, а то и оружия массового поражения.

К сожалению, люди уже забыли, что такое война. А забыв о ней, они потеряли перед ней страх, потеряли страх перед ее повторением. А это значит, что вопрос, вернется ли война в Европу, – это только вопрос времени. Сначала придут к власти силы, отрицающие гуманизм, право на жизнь и другие ценности. Под каким предлогом это будет осуществлено, не столь важно: наведение порядка или, наоборот, тотальная модернизация, а может быть, мобилизация в борьбе за ресурсы – главное, что принципы, восторжествовавшие в Европе после Второй мировой войны, будут отброшены как устаревшие. От них уже потихоньку отказываются.

Наиболее яркий пример такого отказа – это Ливия. Вероятно, через десять лет нас ожидает масштабная война. «Современный мир» – это разный мир, некоторые его обитатели готовы к новым вызовам, а некоторые и не очень. Российские общественные и политические институты к таким выводам не готовы. Если быть более точным, они готовы к тому, чтобы обуздать терроризм, но не способны обуздать наступающую угрозу войны.

И все же основное политическое зло современного мира состоит в том, что утеряно понятие добра. Мы наблюдаем сейчас смешение добра и зла, пусть и не во всем мире, но в нашем постсоветском обществе – точно. Справедливость – несомненное зло, поэтому ее применяют избирательно, а милосердие – несомненное добро, поэтому его нет вообще. Кроме того, злом является потребительство, причем это зло является злом смертельным, то есть таким, которое приведет к смерти общества, ведь оно влечет за собой войну, борьбу за ресурсы.

К сожалению, некоторые политики провоцируют наступление эпохи тотального зла использованием риторики зла как самого эффективного инструмента. Яркий пример – правление на Украине президента Виктора Ющенко. Он настолько густо использовал национальную риторику, ничего не делая для свободного развития народа и обеспечения будущего детей, что теперь многое оказалось потерянным безвозвратно. Для предотвращения этого следует ограничивать право высказывания с трибуны в ключе политического зла, по крайней мере, в обществах, в которых в изобилии водятся люди, желающие улучшить свою жизнь за чужой счет. Альтернатива риторике зла проста, как правда: пуля, штык, петля, застенок. После пятого повешенного «разжигателя» температура речей снизится, и стадо перестанет думать о том, как лучше организовать сбор шерсти и доение, вернувшись к своим прямым делам – плодиться и размножаться. Ну и нагуливать вес.

       
Print version Распечатать