Военное образование как жертва коммерческого подхода

Известно, что реформа военного образования связана с сокращением численности вооруженных сил. Как представляют себе эту реформу военные начальники, и как - преподаватели военных вузов? Что делать, если вашу Академию из центра Петербурга переводят в маленький городок в Саратовской области, объединив ее с военным университетом? Можно ли стать военным инженером, не зная школьной физики? Вот те вопросы, на которые сегодня многим хотелось бы получить ответы. Вопросы эти напрямую связаны с реформой венного образования.

С точки зрения Минобороны

В Советской Армии в 1991 году было 166 военных вузов: 18 академий, 3 института, 7 военных факультетов, 130 высших и 8 средних военных училищ. К началу 1997 года в Российской армии осталось 102 вуза. Сегодня их 64: 47 военных институтов и училищ, 13 академий и 4 военных университета. А будет – еще меньше.

Причина такого сокращения, как уверяют военные начальники, такова: сегодня, при уменьшении численности офицерского состава, нет необходимости в подготовке такого количества профессиональных военных. И вообще, это – не сокращение, а модернизация, в основе которой лежит интеграция образовательной и научной деятельности. Как сказал в своем интервью «Эху Москвы» генерал-лейтенант Виктор Горемыкин, начальник управления военного образования, зам. начальника управления кадров Минобороны РФ, суть реформы – «не сокращать, а объединять военные вузы».

А потому, к 2013 году решено иметь 10 системообразующих вузов. Это 3 военных учебно-научных центра на базе видовых академий (общевойсковая, военно-морская и военно-воздушная академии и ещё ряд академий). И один военный университет.

Все это будет происходить поэтапно. Сначала создадут 16 системообразующих вузов. 47 военных институтов и училищ присоединят к системообразующим вузам и академиям, на правах обособленных структурных подразделений.

На самом деле, это только звучит красиво. «Присоединенные» учебные заведения часто будут передислоцированы из крупных городов в глубинку, иногда весьма далекую от прежнего «проживания». В итоге, лучшие преподаватели туда не поедут, а кто там будет работать – неизвестно. Кадровые потери будут невосполнимы.

Впрочем, как сообщил Виктор Горемыкин, вместо «избыточного» количества офицеров будут готовить профессиональных сержантов. Спланировано два направления их подготовки – без изменения имеющегося уровня образования (то есть, в сержанты могут приходить со средним профессиональным образованием, и с высшим). Для них сохранят подготовку в тех же учебных центрах, которые у нас существуют. А кроме того, предполагается, что при вузах будут готовить сержантов со средним профессиональным образованием. Их обучение должно длиться 2 года 10 месяцев. Иначе говоря, вузы будут учить сержантов по программе среднего профессионального образования. Они получат диплом государственного образца, гражданскую и военно-учётную специальность.

Реформа военного образования рассчитана до 2020 года. Но к 2013-му задумано оптимизировать сеть военно-учебных заведений, и уже наращивать её и техникой, и вооружением, и обустраивать, создавать комфортные условия.

Как реагируют на реформу преподаватели

Как рассказал обозревателю «РЖ» преподаватель Санкт-Петербургского Военного инженерно-технического университета (одного из четырех военных университетов, пока еще существующих в России), их вуз буквально трясет от грядущих реформ. Сегодня они готовят военных инженеров, специализирующихся по промышленному и гражданскому строительству; городскому строительству и хозяйству; промышленной теплоэнергетике; энергообеспечении предприятий; водоснабжении и водоотведении; механизации и автоматизации строительства; гидротехническом строительстве; проектировании зданий; электроснабжении…

Этот вуз считается сильным. Но ребята, которые сегодня туда поступают, имеют ужасающую школьную подготовку. Для сравнения: если 20 лет назад в группе из 35 человек было 5 слабых студентов, а остальные – сильные, то теперь наоборот – только 5 сильных. Половина троечников, а остальных вообще не нужно учить.

Неизвестно, кто придет в военные вузы после этого года, когда обязательным экзаменом для всех технических вузов становится ЕГЭ по физике. Дело в том, что в последние годы физика в школе была в жутком загоне. В основном ЕГЭ сдавали по математике и русскому языку. Ребят натаскивали на два этих предмета. Физики в некоторых школах не было вовсе, а в других – она попадала в расписание редко: раз в неделю. В этом году, вдруг, чуть ли не 1 марта объявили, что для технических вузов обязательным будет ЕГЭ по физике. К нему мало кто готов. Об этом, кстати, много говорили на последнем Съезде ректоров России.

На детский вопрос автора статьи, зачем нужна физика будущим военным инженерам, преподаватель этого вуза ответил, что собственно «не физикам она вообще не нужна. Но, не зная физику, инженер не будет понимать, что он делает. Это будет не инженер, а машина для нажимания кнопок. Многие проектировщики сегодня работают на компьютерах с готовыми программами. Но если они не понимают что под этими программами лежит, это будут жутко неквалифицированные люди».

Было интересно узнать, кто сегодня поступает в военные вузы. Оказалось, что провинциалы чаще лучше подготовлены, чем питерцы (в основном «блатные» - дети преподавателей, военных, тех, кто здесь раньше учился). Им потом помогают продвинуться по карьерной лестнице.

А из провинции приезжают дети, закончившие хорошие школы. Многие хотят быть военными, потому что у них нет денег, чтобы учиться в гражданском вузе. «У нас же они на полном обеспечении, а специальность-то получают гражданскую. Это дети из семей военных, рабочих», - рассказал преподаватель Военного университета. В ходе учебы ребята получают отпуск 2 раза в год и бесплатный проезд туда и обратно, у них бесплатное обучение, проживание, питание, вещевое и даже денежное довольствие, медицинское и культурное обеспечение.

После окончания Университета они обязаны отслужить 5 лет, после чего многие уходят на гражданку: работают в строительстве и получают большие деньги.

Преподаватели военных вузов находятся сегодня в жутком напряжении. Всех волнуют возможные присоединения к кому-то и слияние с кем-то. Говорят о возможном присоединении Военного инженерно-технического университета к Академии тыла и транспорта (хотя Университет по статусу выше Академии).

Носятся слухи о том, что эту Военную Академию с набережной Макарова, около Пушкинского Дома переведут в Вольск, что в Саратовской области. Но пока, к счастью, ни у кого нет денег на то, чтобы занять их роскошное здание.

Что в итоге произойдет? Никто из приличных преподавателей в Вольск не поедет. Лучшие из них перейдут в другие места. Отставные военные уйдут, а гражданские – суперпрофессиональные преподаватели математики, физики, химии, теормеха, никуда не поедут. Уровень подготовки военных инженеров резко упадет.

Вот такая она – модернизация военного образования.

       
Print version Распечатать