Верное направление политики США в отношении России

Доклад Комиссии по вопросам политики США в отношении России

От редакции.В преддверии нового раунда переговоров между Москвой и Вашингтоном РЖ публикует доклад о направлениях политики США в отношении РФ, подготовленныйКомиссией по вопросам политики США в отношении России и опубликованный в марте 2009 года.

Комиссия по вопросам политики США в отношении России – влиятельная американская неправительственная организация, совместный проект Центра Никсона и Центра Белфер по изучению проблем науки и международных дел, исследовательского центра при Школе госслужбы им. Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета. Сопредседателями комиссия являются демократ Гэри Харт (бывший сенатор от штата Колорадо, ныне глава Совета за пригодный для жизни мир и профессор Университета штата Колорадо) и республиканец Чак Хейгел (в прошлом – сенатор от штата Небраска, ныне – председатель Атлантического совета и профессор Джорджтаунского университета).

Несмотря на то, что комиссия является неправительственной организацией, ее значение трудно переоценить. Членами комиссии являются, в частности, такие влиятельные американские политики, как Генри Киссинджер и Брент Скоукрофт.

Доклад публикуется в сокращении.

* * *

Цели Комиссии по вопросам политики США в отношению России – предложить президенту, Конгрессу и заинтересованным лицам более компетентные решения для поддержки национальных интересов США и приоритетов в области американо-российских отношений; объяснить, почему конструктивное выстраивание этих отношений проходит сложно, учитывая последние события, различия в интересах и иногда конкурирующие национальные идеи; а также представить рекомендации для новой администрации с целью эффективного продвижения национальных интересов Америки в отношениях с Россией.

Краткое содержание

Обеспечение защиты жизненно важных национальных интересов Америки в сложном, взаимосвязанном и взаимозависимом мире двадцать первого века требует глубокого и осмысленного сотрудничества с другими государствами. Такие проблемы, как предотвращение распространения оружия массового поражения, уничтожение террористических сетей, восстановление мировой экономики, обеспечение энергетической безопасности США и т.д., чрезвычайны по своей важности. Немногие государства могут так ощутимо влиять на наш успех, как Россия с ее огромным арсеналом ядреного оружия, с ее стратегическим месторасположением на стыке Европы и Азии, с ее статусом постоянного члена Совета безопасности ООН.

Курс на улучшение американо-российских отношений не является ни наградой, предлагаемой за хорошее поведение Москвы, ни поддержкой действий российских властей внутри страны. Это, скорее, признание важности сотрудничества с Россией в достижении ключевых американских целей – будь то предотвращение появления у Ирана ядерного оружия, разоружение «Аль-Каиды» и стабилизация обстановки в Афганистане, гарантирование безопасности и процветания в Европе. Провал по каждому из этих направлений обойдется очень дорого.

Чтобы «перезагрузка» отношений была успешной, США должны создать новые структуры и инициировать новые процессы. Ни американская бюрократическая система, ни сегодняшние институты не соответствуют уровню решения задач, стоящих перед нами. Американское правительство должно гарантировать, что политика в отношении России получит приоритетное внимание со стороны правительственных чиновников.

Американская политика в отношении России не может оказаться успешной без более четкого прояснения американских интересов и приоритетов, а также без серьезного рассмотрения интересов России. Интересы наших стран могут оказаться конкурирующими или даже противоречащими друг другу. Поэтому мы должны сосредоточиться на том, что действительно важно – в первую очередь на ядерном нераспространении, контроле над вооружениями, терроризме и восстановлении мировой экономики.

Разрушение сложившихся стереотипов будет сложным как для США, так и для России. Осознание нашей взаимозависимости может стать лучом надежды в темных экономических облаках, сгустившихся миром. Новый, более дружелюбный подход к России далеко не гарантирует успех, но мы убеждены, что риск такого шага гораздо меньше, чем цена скатывания во враждебность.

Российские и американские интересы

Национальные интересы США требуют стратегической переоценки отношений с Россией с упором на общие интересы. Ухудшение американо-российских отношений может нанести ущерб нашей способности достигать стратегических целей. Приоритеты США необходимо обозначить более четко. Также мы должны более реалистично оценивать взгляды России на свои собственные интересы.

Мы глубоко обеспокоены разрывом, образовавшимся в американо-российских отношениях, и уровнем сотрудничества с Россией. Важна не только риторика, но и быстрые действия по выстраиванию отношений с Москвой.

Выстраивание новых отношений будет нелегким, и эту ответственность нельзя возлагать только на США. Более того, сотрудничество – не панацея. Очевидно, что Москва является сложным партнером со своими собственными целями, подходами, внешнеполитическими предпочтениями. Соединенным Штатам придется работать по некоторым направлениям без участия России или вопреки ее целям. Мы также должны принимать во внимание вероятность того, что, несмотря на все усилия Америки, Россия выберет неприемлемое направление.

США и Россия до сих пор не создали эффективные структуры, которые позволили бы не только вести открытый и всеобъемлющий диалог, но и разрабатывать совместные проекты, и которые способствовали бы координации действий при реализации решений. Администрации Буша и Клинтона пытались создать подобные структуры – Стратегический диалог, Кэмп-дэвидский список и Комиссию Гора–Черномырдина. Ни одна из них не может служить образцом: все они очень зависели от персонального состава, и у каждой из них были свои недостатки. США и Россия должны найти институциональное основание для взаимодействия, которое соответствовало бы их стратегическим нуждам.

Две крайности – неуместная сентиментальность и неоправданная тревога – в прошлом осложняли наши споры о России, и политика, основанная на том, что должна хотеть Москва, а не на том, чего хотят сами россияне, провалилась. Мы больше не можем позволить себе такие иллюзии.

Рекомендации

Мы предлагаем рекомендации по семи комплексам проблем: нераспространение ядерного оружия и контроль над вооружениями; терроризм; европейская безопасность; мировой экономический кризис и американо-российская торговля и инвестиции; энергетика и окружающая среда; страны-соседи России; демократия, правовое регулирование и права человека. Мы считаем, что Соединенным Штатам следует:

· стремиться сделать Россию своим партнером по решению иранской проблемы и более широкой проблемы возможности появления новых ядерных держав;

· совместно работать над укреплением режима нераспространения в рамках уже существующих и новых международных договоров. Цель состоит в том, чтобы допустить ядерные энергетические разработки, но при этом не допустить распространение военных ядерных технологий;

· возобновить работу американо-российской Антитеррористической рабочей группы, тесно сотрудничать с Россией в борьбе с угрозами терроризма и ради стабилизации ситуации в Афганистане, в том числе в сфере транзита поставок для обеспечения операций НАТО в регионе;

· пересмотреть развертывание элементов ПРО в Польше и Чехии и разработать совместный подход к общей ракетной угрозе со стороны Ирана и других стран;

· тесно сотрудничать с американскими союзниками с целью найти иные способы подтверждения заинтересованности в суверенитете Украины и Грузии и поощрении их западной ориентации, не предполагающие членства этих стран в НАТО;

· начать серьезный диалог по контролю над вооружениями, в том числе по продлению договора СНВ-1, а также по дальнейшему сокращению стратегического и тактического ядерного оружия;

· совместно с европейскими союзниками установить четкие правила европейской и евразийской безопасности, основанные на общей концепции безопасности, которая учитывает перспективы России. Правила должны быть реалистичными, принятыми всеми сторонами и обеспеченными правовыми санкциями;

· поддерживать Европу в поиске нероссийских источников природного газа, транспортируемого по трубопроводам или по морю;

· сотрудничать с европейскими союзниками и с Россией в целях разработки взаимоприемлемой системы прав и обязанностей энергопоставщиков, транзитных стран и потребителей. Обсудить режим взаимного инвестирования;

· ратифицировать и ввести в действие американо-российское соглашение о мирном ядерном сотрудничестве. Сотрудничать с Россией, чтобы обеспечить доступ к ядерному топливу для стран, не обладающих ядерным оружием, сведя к минимуму риск распространения оружия. Возможно, создать международный банк ядерного топлива, который сделает бессмысленным процесс обогащения урана для других государств;

· привлечь Москву к более широким дискуссиям с ключевыми развивающимися экономиками, чтобы справиться с мировым экономическим кризисом и создать новые международные финансовые правила и системы;

· добиться вступления России в ВТО. Добиваться от Конгресса скорейшей отмены поправки Джексона–Вэника, заключить двусторонний договор об инвестициях;

· создать структуры, в состав которых входили бы чиновники правительственного уровня, для регулярного взаимодействия с Россией, определить границы ответственности и продемонстрировать бюрократии, что американо-российские отношения являются приоритетом;

· организовать постоянные двусторонние форумы, в ходе которых дипломаты, а также чиновники из оборонной и экономической сфер могли бы регулярно общаться и работать над определенными проектами, одновременно углубляя понимание решений, принимаемых обеими сторонами, развивая доверие и содействуя развитию рабочих отношений;

· стремиться к усилению американо-российского сотрудничества по достижению мира на Ближнем Востоке, особенно в работе над израильско-сирийским договором;

· организовать межправительственный диалог по проблемам стран-соседей России с целью установления доверительных отношений, чтобы ослабить напряжение в межгосударственных отношениях;

· привлечь внимание к официальным заявлениям российских лидеров о своей приверженности демократии и международным обязательствам по защите прав человека, одновременно уважая суверенитет России, ее историю и традиции, а также признавая тот факт, что российское общество будет развиваться по своим правилам. Гарантировать, что действия США по отношению к России будут соответствовать международно признанным стандартам (или даже превосходить их);

· развивать научное и техническое сотрудничество в таких сферах, как разработка альтернативных источников энергии, рациональное использование энергии и изучение климата, основанное на космических исследованиях.

Двигаться вперед

Несмотря на то, что сейчас американо-российские отношения переживают трудный период, Москва, к счастью, не настроена – по крайней мере, пока – враждебно по отношению к Соединенным Штатам. Кремль также не стремится воссоздать СССР. В сущности, даже в случае полного разрыва отношений США и России, у России не будет ни желания, ни ресурсов начинать новую «холодную войну».

Российские лидеры в целом мыслят прагматически, заинтересованы в совместной деятельности там, где это возможно, и в самостоятельной, когда это необходимо. Им также не хочется разрывать связи с единственной в мире сверхдержавой, особенно сейчас, когда мировой экономический кризис показал, что быстрый рост российской экономики и восстановление положения России на мировой арене в значительной степени зависят от таких переменчивых факторов, как цены на нефть, газ и прочие полезные ископаемые.

Изменение курса развития американо-российских отношений не будет простым. Но если эти отношения перерастут в продолжительную конфронтацию, это навредит интересам США. Иран, обладающий ядерным оружием и находящийся под защитой Москвы, может серьезно изменить баланс сил на всем Ближнем Востоке. Россия и Китай вряд ли слишком сблизятся, но США могут подтолкнуть их к более тесному взаимодействию, а это лишит смысла существование Совета безопасности ООН и усложнит для Америки достижение стратегических целей.

В сложном и опасном мире XXI века стратегические интересы требуют от обеих стран более серьезных усилий по выстраиванию сотрудничества, основанного на нынешнем раскладе геополитических, экономических и военных факторов, а также на наших многочисленных общих целях.

       
Print version Распечатать