В поисках иллюстрации

Если любишь книжки с картинками, то в какой-то момент начинаешь искать картинки уже без книжек – в бесконечных недрах интернета. Но поиск содержательного и ценного в сети немного схож с Алисиным опытом падения в кроличью нору: летишь мимо бессмысленных полок, непонятных картин и странных карт, а схватив наудачу банку с вареньем обнаруживаешь, что она пуста. А дна все нет и нет. Чтобы облегчить полет (то есть поиск) тем, кто только начинает разбираться с обширным предметом детской иллюстрации, дадим несколько полезных ссылок.

Один из самых симпатичных и толковых сайтов, коллекционирующих детскую графику, – недавно появившийся ресурс «Картинки и разговоры». По структуре сайт устроен как интернет-журнал, но, будучи ресурсом закрытым, получается гораздо более удобным, аккуратным и выдержанным, чем любое ЖЖ-сообщество. Следуя не жесткому критерию стилевой необычности, создатели сайта органично разместили в одном пространстве очень разных и очень интересных художников. Необычность здесь встречается совершенно любого рода: и тонкая, меланхоличная странность Виктора Пивоварова, и модная готическая красивость Бенжамена Лакомба, и этническая экзотика Карлоса Мериды или Ассоль Сас. Особого упоминания заслуживает довольно большая подборка иностранных иллюстраторов – ценная, если учесть, что разбираться не в «своей кухне» всегда сложнее. Тут собрано много неочевидных зарубежных имен из самых разных уголков мира (например, есть иллюстраторы из Ирана, из Хорватии, из Словакии), а также приведен полный список победителей медали Калдекотта – важнейшей американской награды в области детской иллюстрации. К страничке каждого художника на сайте прилагается не только небольшая биографическая справка, но и ссылка на его собственный сайт и на интересные материалы о нем.

Любопытные вещи про иностранную детскую иллюстрацию можно узнавать в Живом Журнале детского зала Иностранки (Библиотеки Иностранной Литературы им. М.И. Рудомино). По тегу «Зарубежные художники-иллюстраторы» фильтруются заметки о книгах с картинками из детского зала библиотеки, среди них – новинки и раритеты, книги, собранные в коллекции, или участвующие в выставках. В журнале следят за новостями зарубежной иллюстрации: номинациями на премии, буктрейлерами, новыми именами. В заметках часто попадаются полезные ссылки (как, например, на сайт Болонской Книжной Ярмарки или на иностранные интернет-хранилища детских иллюстраций). Практически всегда рассказ о книжке сопровождается сообщением о том, что ее можно посмотреть в детском зале библиотеки. Это очень приятно – знать, что некоторые виртуальные находки так легко получить и в вещественном, осязаемом виде.

Самые большие и постоянно пополняемые коллекции детской иллюстрации находятся в жж-сообществах: всем миром собирать и веселее, и эффективнее. Основные (вероятно, очевидные для всех, кто хоть немного следит за предметом) – это Kidpix и 5 разворотов. 5 разворотов скорее про книгу в целом, чем про ее оформление, но, конечно, на выложенных разворотах можно оценить и картинки. Причем картинки самые новые – в сообществе выкладывают книги из тех, что только появляются в магазинах. В сообществе Kidpix, наоборот, сделан упор именно на иллюстрацию. Здесь собирается самая разнообразная детская графика: советская классика и советская диковинка, модные заграничные художники, занятные примеры современного российского детского иллюстрирования. Правда, искать на Kidpix не очень удобно – поисковика нет, система тегов не продуманная. Но следить за обновлениями в сообществе, подписавшись на него, – вполне увлекательно.

Еще одно сообщество, на этот раз посвященное только «старым» книгам – «Музей детской книги», созданное сотрудниками Центральной городской библиотеки г. Омска. Здесь собраны книги от 1900-х до 1970-х годов ХХ века, а значит можно поизучать прекрасные 1920-е, посмотреть на советские издания 1940-х, поумиляться картинкам из собственного детства. Среди членов сообщества много увлеченных коллекционеров и людей, профессионально занимающихся детской книгой, – владельцев ценных живых журналов. Один из примеров – журнал книговеда Ольги Орловой. В нем кроме многочисленных разворотов и иллюстраций, а также внимательных и информативных комментариев к ним, можно найти статьи искусствоведов о детской книге и биографические материалы о художниках. Она же ведет отдельный журнал, целиком посвященный Владимиру Лебедеву и ленинградской школе книжной графики. В нем, кроме книг с иллюстрациями художника, собраны работы его учеников, аналитические статьи, воспоминания.

Чуть-чуть отвлекаясь от коллекционирования, посмотрим на ресурсы, по которым можно составить хотя бы некоторое представление о детской иллюстрации, как о текущем культурном процессе. Разговоров о современном состоянии детской картинки в сети не так уж много. Занимающаяся детскими книгами критика, хотя и не оставляет иллюстрации совсем без внимания, редко фокусируется на них как на самостоятельном предмете. Чаще остальных на тенденциях и заметных явлениях в иллюстрации останавливается Мария Скаф (ее колонка для старого Openspace теперь размещается в архиве Colta). Среди запасников колонки есть обзор о ситуации в европейской детской иллюстрации, сделанный на основе комментариев французской художницы Беатрис Вейон, интервью с Павлом Татарниковым, рассуждения о Натали Пудалов, Габриэле Пачеко, Бенжамене Лакомбе, Юлии Гуковой и других. В выборе героев для колонки чувствуется довольно выраженный вкус автора к непростому, полувзрослому, немного выспреннему эстетизму, но на то она и авторская колонка, чтобы автор освещал то, что кажется ему самым важным.

За детской книгой как за дизайнерским и полиграфическим объектом следит журнал о графическом дизайне [Как). Елена Герчук ведет колонку «Книжки как книжки», в которой разбору подвергается оформление книг не только для взрослых, но и для детей. Например, «Генералы» Максима Покалева, «Парикмахеры травы» Ивана Александрова (указываю не авторов книг, а художников, так как на них – основное внимание колонки), «Мой дом» Дельфины Дюран. Обаятельные и легкие статьи Герчук всегда радуют ценными профессиональными замечаниями и наблюдениями, причем не только о картинках, но и о макете, шрифте, обложке, бумаге и печати.

В журнале составляется ежегодный «Рейтинг русского дизайна» – иностранные эксперты оценивают заметные работы российских дизайнеров. Работы на конкурс принимаются разнородные – от логотипа до оформления годового отчета и журнальных иллюстраций – так что попадают туда и книжки для детей. Посмотреть, кого же из молодых художников-соотечественников замечают иностранные дизайнеры очень интересно. В 2009 году это был Тим Яржомбек, в 2010 – Мария Михальская, в 2011 – Артем Костюкевич, Максим Покалев, Наталья Макарихина.

Еще одно важное явление, связанное с современной российской детской иллюстрацией, – это содружество «Волшебная пила» и одноименный сайт, созданный самими представителями профессионального сообщества – молодыми художниками-иллюстраторами детской книги. На нем собраны работы пятнадцати разных современных иллюстраторов. Конечно, у каждого из них свой характер, свои пристрастия и акценты, но в «Волшебной пиле» важны как раз не различия, а сходства – оформленность в одно течение, выделяющее себя из общего потока, объединение близких по духу и методу художников. И сайт дает замечательную возможность эти сходства осознать. Члены содружества работают с разными издательствами (например, с «ИД Мещерякова» или «Эгмонтом»), но больше всего – с «Самокатом». И их, честно говоря, и хочется назвать «самокатовскими» – что-то есть в манере художников, характерное для вкуса именно этого издательства. Или даже не в манере, а шире – в подходе. В отношении к детской книге как к вещи рукотворной: отсюда любовь к коллажам, аппликации, использованию разнообразных «осязаемых» материалов – от картона и ниток, до пластилина и глины. В похожем способе закладывать в рисунок внутреннюю ценность, в этакой одомашенной духовности: когда теплое, уютное, неказистое оказывается живым смысловым центром произведения. Углубление происходит не в формальное или техническое совершенствование, а в неуловимое, зыбкое личное ощущение, которое отменяет внешние стандарты и становится внутренним двигателем и эстетическим правилом этих иллюстраций. Конечно, художники сообщества не равны между собой в восприятии и претворении этого подхода: кто-то из него скатывается в обычное миловидное рукоделие, а у кого-то обретается настоящий объем и ракурс (как, например, в работах Ивана Александрова и Софьи Касьян). Сайт в любом случае представляет собой уникальный и очень нужный для бытования иллюстрации как искусства ресурс. В том числе и потому, что на нем представлены не только книжные работы художников, но их профессиональная жизнь во всем ее многообразии: дипломные работы, совместные проекты, выставки, детские мастер-классы, мультфильмы.

И возвращаясь к летящей в нору Алисе: один из самых, может быть, банальных, но действенных и увлекательных способов начать изучать детскую иллюстрацию – это посмотреть, как по-разному художники иллюстрируют один и тот же текст. Например, все ту же «Алису». Проделать с ней такое упражнение, используя перечисленные ресурсы, легче легкого. Вот она в вариациях 17 художников на сайте «Картинок и разговоров»; вот какие ее издания можно пощупать в Детском зале Иностранки; вот целый материал про разных Алис, в том числе и кинематографических, в архиве Colta; вот как сделала бы эту книгу художник из содружества «Волшебной пилы» Зина Сурова, и вот за какие иллюстрации к ней Мария Михайльская попала в дизайнерский рейтинг журнала [Как).

       
Print version Распечатать