Утро национального социализма

Перейдет ли КПРФ на позиции "русского социализма"? После ее XIII съезда этот вопрос стал весьма актуальным. На форуме коммунистов, по сути дела, была сделана заявка на соединение национализма и социализма. Конечно, самого слова "национализм" никто не произносил – в смысловом поле коммунистов оно считается синонимом слова "шовинизм". Однако, по сути, все именно так: коммунисты медленно, с оглядкой, с оговорками, но переходят на позиции национализма.

Перерождение российских коммунистов

Собственно говоря, этот процесс начался давно. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов на протяжении многих лет высказывается вполне в духе национального патриотизма. Так, в интервью газете "Русь Православная" он утверждал: "Русских пытаются лишить национальной самоидентификации, растворить в каком-то безличном, мифическом "россиянстве". Ликвидация упоминания о национальной принадлежности в паспорте нового образца есть попытка убить одним выстрелом двух зайцев: замести следы хозяйничанья русофобов-националистов и еще больше подорвать национальное самосознание русских... Поэтому коммунистам, всем патриотам необходимо везде защищать русских. Ведь главный удар разрушителей нашего единого Отечества наносится сегодня именно по ним. В Великороссии, прежде всего в ее исконных исторических областях, народ в буквальном смысле вымирает".

"Принципиальные" левые, далекие от любого национал-патриотизма, всегда были в ужасе от "зюгановщины". А прошедший съезд, с его разговорами о "русском социализме", только подлил масла в огонь. Вот характерное утверждение политолога, придерживающегося коммунистических взглядов, Сергея Черняховского: "В последние годы в руководстве КПРФ явственно шла борьба двух линий коммунистической, ориентированной на политическую борьбу с властью, и национал-клерикальной, ориентированной на бюрократическое вживание во власть и уничтожение ставших слишком влиятельными коммунистов… В составе президиума теперь практически почти нет людей не то чтобы левых взглядов, но и просто способных к политическому мышлению, к трезвому анализу ситуации – если это не анализ того, как выгоднее сторговаться с администрацией президента. Теперь равновесие не между коммунистами и националистами – а между националистами крайними и националистами умеренными".

Тем не менее факт остается фактом: единственной левой силой на сегодняшний день являются именно "зюгановцы". Другой левой силы пока что не возникло. Очевидно, что русская левая неразрывно связана с национализмом и державничеством. Если бы в стране был спрос на левый интернационализм, то давно уже появилась бы более-менее влиятельная партия "правильных" левых. Однако же она не возникла, что явно говорит об отсутствии спроса на подобный идеологический продукт.

Мировая тенденция

Необходимо сказать, что национализация социализма – тенденция не только российская. Она присуща практически всей "периферии" мирового капитализма, зависимой так или иначе от Запада. В странах обширной "периферии" социализм воспринимается как средство противостояния глобализации, которая грозит стереть национальные различия. Еще сто лет назад капитализм воспринимался как, в первую очередь, социальное зло. Он нес угнетение и нужду, причем не только отсталым странам, но и большинству государств Европы. Отсюда и мощный всплеск левого интернационализма, который нашел свое наиболее яркое выражение в Коминтерне.

Сегодня многое изменилось. Капитализм сумел обеспечить сытую жизнь подавляющему большинству жителей стран Запада. Более того, он стал источником материального благосостояния для очень многих жителей стран "третьего мира". Десятки миллионов нуждающихся нашли работу и достаток в странах Европы и Северной Америки. А крупные корпорации создали, в виде своих анклавов, некие оазисы процветания в отсталых странах. Капитализм стал неким образцом процветания, путеводной звездой для тех, кто мечтает подняться из нищих в миллионеры, "сделать себя" в обществе "равных возможностей".

Но в то же самое время капитализм прошел через радикальную интернационализацию. Он стал глобальной и глобализирующей силой, которая ныне навязывает странам и народам свой унификаторский стандарт. "Процветание по-капиталистически" сопровождалось побочным эффектом – отрывом от "корней", обезличиванием. Вездесущие ТНК по своей мощи стали сопоставимы с целыми национальными государствами. Наступила эпоха национального смешения, грозящая завершиться установлением "мирового правительства".

Теперь уже капитализм воспринимается главным образом как зло национальное, чреватое стиранием национальных различий. Поэтому-то социалистическое движение все больше позиционирует себя как националистическое. Не случайно же центр нынешнего "мирового социализма" находится в Латинской Америке. Там лидеры Боливарианской революции (Уго Чавес и др.) разрабатывают концепцию "Социализма XXI века".

Социализм XXI века

Социализм XXI века отказывается от лобовой атаки на капитализм. Он пытается трансформировать его, но так, чтобы не нанести сильную травму самой нации. Современные социалисты сохраняют институт буржуазной демократии, хотя и подчиняют его целям социалистической партии. В Венесуэле или Никарагуа существует легальная оппозиция, которая имеет возможность участвовать в выборах. А в декабре 2007 года "команданте" Чавес вполне спокойно признал свое поражение на референдуме, который был призван внести социалистические поправки в действующую Конституцию. И в этом состоит еще одна особенность современных социалистов – они не хотят кромсать национальный организм, воспринимая его в целостности и разнообразии.

Кому-то может показаться, что такая позиция близка к социал-демократии. Но это будет ошибочное впечатление. Социал-демократия капитулировала перед капитализмом, поставив перед собой задачу несколько гуманизировать его посредством довольно-таки осторожных социальных реформ. А неосоциалисты все-таки реально трансформируют социализм – без радикального слома общественно-государственного устройства.

Правда, это еще очень серьезный вопрос – насколько большой запас прочности у нового социализма, который пытается вобрать в себя институты капитализма (с целью их последующей трансформации)? Пока что ударный отряд глобального капитализма – США – толком не взялись за решение боливарианской проблемы. Америка была занята борьбой с "международным терроризмом", увязнув в Ираке и Афганистане. Но в самом ближайшем будущем, крайне вероятно, она развернется лицом к неосоциалистической угрозе. И вот тогда институты демократии могут и не выдержать давления извне (США), а также изнутри (либеральная оппозиция). В свое время лидер Социалистической партии Чили Сальвадор Альенде пытался реализовать модель, близкую к нынешней боливарианской. Тогда США показали, как они относятся к демократии на деле – инициировав и поддержав военный переворот, закончившийся установлением диктатуры.

Русский неосоциализм

А что же КПРФ? Мы видим, что она следует в русле тенденции, общей почти для всей периферии капитализма. Коммунисты намечают три этапа строительства социализма. На первом из этапов будут решаться в основном вопросы общенациональные: "Национализация создаст прочную экономическую основу дальнейших преобразований. Будет пресечено ограбление мелких товаропроизводителей крупным капиталом, чиновниками и мафиозными группами. Представительные органы власти и правительство обеспечат условия безопасности и независимости страны, создадут гарантии от попыток творцов "нового мирового порядка" прибрать к своим рукам природные богатства и производственную базу России, будут всемерно содействовать экономической и политической реинтеграции республик преступно расчлененного Советского Союза".

Впрочем, данный этап КПРФ наметила давно. Вообще, прошедший съезд не внес в концепцию партии ничего принципиально нового. Просто на нем коммунисты заострили внимание на вопросах национально-освободительной борьбы. По сути, русская левая создала свою модель неосоциализма, который на деле является социалистически ориентированным национализмом. Именно такой национализм сегодня востребован большинством граждан. И число его сторонников будет только расти по мере нарастания кризиса. Оппонировать этому социализму с позиций "большевистских" или "социал-демократических" бессмысленно – в условиях глобализации и конфронтации с Западом интернационализм будет встречен в штыки. Возможно появление правой версии национальной социализации, но это уже тема для отдельного разговора.

       
Print version Распечатать