Утопия в отдельно взятом городе

Чуть меньше века назад Евгений Замятин написал: «Красота механизма – в неуклонном и точном, как маятник, ритме». В борьбу за красоту доверенного ему города ринулся Сергей Собянин с завидным фанатизмом.

Всем известно, что новая метла по-новому метёт, но от бурной деятельности градоначальника жизненный уклад москвичей пошатнулся и, видимо, нескоро придёт в равновесие.

Звание «великого реформатора» Собянин приобрёл, ещё будучи губернатором Тюменской области. А новые горизонты означают новые реформы, необходимые Москве как лекарство. Но если долгие годы Москва сидела на плацебо, то новый мэр взялся сразу за шоковую терапию.

Пик активности реформ в Москве пришёлся на шестидневную рабочую неделю, вызвав волну негодования не только непосредственных участников, но и тех жителей столицы, которых они затронули лишь косвенно.

Тысячи нумеров в голубоватых юнифах

Нерадостно началась прошлая рабочая неделя для московских чиновников. С 8 ноября их рабочий день официально начинается в 8 часов утра – нововведение, призванное растянуть часы пик и уменьшить тем самым плотность автомобильного потока.

Ход смелый, ведь данный график никак не соотносится с работой многих других учреждений, таких, как, например, детские сады и школы, в которые чиновники, как и все другие люди, водят своих детей. Сдвиг начала рабочего дня требует сдвига всего рабочего графика, включая часы приёма граждан, что создаст немало неудобств на первых порах.

Напомним, что подобный законопроект уже обсуждался в 2006 году, однако, так и не был принят. Но на то Собянин и «великий реформатор», чтобы провести закон, казавшийся нереализуемым прежде.

Другой вопрос, можно ли считать эту меру частью обещанной «игры на выбывание». Собянин предупредил чиновников о регулярных инспекциях, а также увольнениях за неудовлетворительную работу по итогам полугодия. Все, кто откажется сотрудничать с новым мэром, будут исключены из системы, потому что он требует абсолютной прозрачности на всех уровнях.

Кстати, о вопросах прозрачности. Теперь не скрыться ни за какими стенами не только чиновникам, но и частным предпринимателям. Сергей Собянин распорядился заменить бетонные заборы, огораживающие многочисленные промышленные зоны, прозрачными, чтобы все люди видели, что за ними происходит. Как-то невольно вспоминаются стеклянные дома Единого Государства из романа Замятина «Мы». В самом деле, если начать с заборов, кто знает, чем закончатся архитектурные эксперименты нового градоначальника.

Непреложные прямые улицы

В среду, 10 ноября, со вступлением в силу запрета на парковку в центре Москвы, началась эпопея с транспортом. Госавтоинспекция эвакуировала 330 автомобилей с Тверской улицы на стоянку гостиницы Ritz Carlton, парковка на которой стоит 100 рублей в час. Возмущение автовладельцев легко объяснимо: запрещающие знаки были установлены тем же днём, уже после того, как некоторые из них припарковались.

Следствием глобальной зачистки Тверской стало увеличение количества машин на соседней Большой Дмитровке, за которую взялись в пятницу. И пятница, пожалуй, стала кульминацией дорожно-транспортного хаоса этой недели.

Ещё с обеда была перекрыта для движения автотранспорта Тверская площадь, на которой 30 грузовиков ОМОНа ожидали участников несанкционированного митинга «День гнева». Помимо тщательного расследования нападений на Олега Кашина и Константина Фетисова, участники требовали также оглашения программы нового градоначальника.

После семи часов вечера, когда митингующих стали разгонять, а самых стойких – задерживать, окончательно застопорилось движение по переулкам, соединяющим Тверскую улицу с Большой Дмитровкой, на которой в это время шла война за отгоняемые на штраф-стоянку машины. Из многочисленных магазинов и кафе, расположенных на Большой Дмитровке то и дело выбегали владельцы автомобилей, размахивали руками, ругались, обещали отогнать машину. При этом выехать с Большой Дмитровки было не так-то просто: мешали вечерние пробки, помноженные на перекрытие Тверского проезда и Столешникова переулка.

Последней каплей был 45-киллометровый затор на МКАДе. Притом, что причины его до сих пор официально не объявлены, очевидцы утверждают, что участок трассы был перекрыт для проезда чиновников. На это бурно отреагировали водители грузовиков. Дальнобойщики устроили флешмоб, суть которого заключалась в том, чтобы выбрасывать из окон мусор, проезжая над Рублёвкой. Нельзя сказать, что флешмоб нанёс ощутимый вред жителям этого района, но внимание СМИ они привлекли, и это главное.

Негодование водителей объясняется, разумеется, не только пятничной пробкой. Они активно протестуют против ограничения на въезд большегрузов, которое должно вступить в силу с 15 января следующего года – ещё одна часть глобальной программы по борьбе с пробками в столице.

Тяжкая рука Благодетеля

Если вы привыкли перекусывать горячими пирожками в палатках около метро или покупать воду, чтобы освежиться на бегу, по дороге на работу, вам придётся на время отказаться от своих привычек ради собственного же здоровья и свободы передвижения.

Ещё одной статьёй радикальных реформ стало повсеместное уничтожение торговых палаток. В результате объезда города новым мэром 30 октября, главы Тверского и Пресненского районов Москвы лишились работы, а жители столицы – возможности быстро и недорого перекусить, купить на выходе из метро сигареты, зажигалку, в конце концов, бутылку воды.

Сергей Собянин распорядился в кратчайшие сроки закрыть все киоски, работающие без разрешительных документов и мешающие свободному передвижению в пешеходных зонах. Но перепуганные чиновники из управы и префектуры бросились сносить все палатки подряд, не разбирая правых и виноватых. Итогом этих действий стали письмо Общества защиты прав потребителей в Генеральную прокуратуру с требованием остановить снос торговых палаток, а также ожидаемые иски частных предпринимателей в арбитражный суд. Правозащитники давят на то, что снос палаток начался немедленно, без учёта мнения горожан, и обвиняют должностных лиц в превышении служебных полномочий и самоуправстве. Кроме того, закрытие киосков, имеющих документы, разрешающие торговлю, считается незаконным.

Мэр, тем временем, развернул целую кампанию по реформированию мелкорозничной сети. К маю 2011 года будет разработана единая схема размещения торговых объектов, которые, помимо всего прочего, будут иметь единый внешний вид. Также должна быть подготовлена новая правовая база, обеспечивающая контроль за мелкорозничной сетью.

Наряду с ларьками и фастфудом потеснили цветочные палатки. Так что, если вы собираетесь на свидание с прекрасной дамой, то о покупке букета вам придётся подумать заранее. Зато вы сразу заметите памятник, возле которого назначена встреча, ведь теперь его не закрывают железные коробки торговых ларьков.

Таковы первые результаты работы Сергея Собянина. Всё, чего требует новый мэр, исполняется в кратчайшие сроки, вызывая немалое раздражение не только у владельцев малого бизнеса и автолюбителей, но и у тех, кто не может из-за этого добраться до работы вовремя или купить шоколадку возле метро. Ещё несколько недель в таком ритме, и новый мэр, в самой деле, достигнет идеальной стерильности московских улиц.

Вот только идеальному городу необходимы идеальные жители. Справятся ли москвичи с этой задачей? Быть может, недалёк тот день, когда нас призовут на Великую Операцию, и после ампутации фантазии мы научимся, наконец, парковаться в положенных местах.

       
Print version Распечатать