Университет без издательства – не университет!

От редакции. В апреле 2008 года Европейская ассоциация университетов (EUA European University) и Консорциум американских университетов (American Consortium of Universities) впервые объявили о проведении конкурса по отбору лучших университетских издательств мира. Рейтинг издательств должен был быть определен на основе закрытой независимой экспертизы, критериями которой были выбраны следующие параметры: качество выпускаемой продукции (содержательное); качество выпускаемой продукции (полиграфическое); соответствие мировым стандартам университетской книжной продукции; доступность информации; индекс цитирования.

В июле – октябре 2008 года прошел первый этап экспертизы. Успешно пройти его удалось только одному российскому университетскому издательству – Издательскому дому ГУ ВШЭ. Более того, ИД ГУ ВШЭ вошел в первую десятку лучших наряду с Oxford University Press, Yale University press, Columbia, Princeton, Cambridge, Sorbonne.

Накануне второго этапа конкурса мы публикуем интервью с директором Издательского дома ГУ-ВШЭ Еленой Анатольевной Ивановой о месте издательства этого одного из самых престижных вузов России на рынке учебного и научного книгоиздания.

* * *

Русский журнал: Как создавался Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики?

Елена Иванова: Издательский дом Государственного университета – Высшая школа экономики (ИД ГУ ВШЭ) был образован в апреле 2000 на базе редакционно-издательского отдела, функционирующего с момента основания Школы в 1993 РИО, преимущественно работавший на внутренние потребности Школы и лишенный сбытовой и рекламной структур, перестал удовлетворять возросшим потенциальным возможностям, а главное ожиданиям, связанным с развитием издательской деятельности. К этому времени вышкинские авторы уже изрядно «подкормили» коммерческие издательства. «ИНФРА-М» «кормилась» Рустемом Нуреевым, «Логос» - Леонидом Иониным, «АспектПресс» - Вадимом Радаевым. Задача возвращения авторов в «родные пенаты» была поставлена при образовании ИД ГУ ВШЭ как ведущая. А чтобы решить ее – нужно было сделать совсем немногое – всего лишь создать систему эффективного распространения книг. И это даже не в связи с роялти, которые получали бы авторы от реализации. Наших авторов в первую очередь интересовало, чтобы книга была доступна читателю, для которого они ее собственно и писали, чтобы она широко вошла в учебный процесс и научный оборот, цитировалась в научных изданиях, рекомендовалась в учебных программах. Для выхода на открытый рынок ИД выбрал рыночную тиражную политику – от вузовской малотиражки перешел на коммерческие тиражи, позволяющие «покрыть» широкие потребности читателей в книге и обеспечивающие невысокую себестоимость единицы продукции, что важно для последующего формирования цены на рынке. Принципиально был изменен внешний вид изданий – книги стали печататься только в профессиональных типографиях, иметь притягательный для покупателей дизайн. Экстренно были заключены договора с книгопроводящими структурами – оптовыми компаниями, основными книжными магазинами, киосками в крупных учебных и научных заведениях. Продумана была и рекламная составляющая продвижения. Выпускаемые книги стали сразу представляться на профессиональных книжных выставках. Широко использовались площади профессиональных журналов и газет для размещения информации о книжных новинках, благо, что книги действительно были событийными. Ну и, конечно же, мероприятия, без числа проводимые ГУ ВШЭ, собирающие целевую аудиторию наших читателей.

А дальше нужно было опять же немного – «вбрасывать» и «вбрасывать» на рынок качественные книги востребованной тематики и ставить об этом в известность потребителя – преподавателей вузов, студентов, научных работников, практикующих специалистов. То есть началась гонка под названием наращивание ассортимента, так как известно, что в России издательство-«игрок» на книжном рынке начинается со 100 книг в прайсе. Сейчас в прайсе ИД более 180 книг и он постоянно пополняется.

РЖ: Какова специализация, объемы деятельности ИД, кто ваши авторы?

Е.И.: Сейчас ИД уже более восьми лет. Стержнем его деятельности остаются книги. Ведь всем известно, что именно книга способна дать емкую информацию как о ее авторе, так и о научной школе, им представляемой, а также об университете как об интеллектуальном центре страны и его руководстве как людях перспективно мыслящих. Сегодня ИД специализируется на выпуске научной, учебной и справочной литературы по профильным дисциплинам университета: экономика, менеджмент, социология, политология, право, психология, др.

В 2007 впервые был преодолен рубеж в 200 изданий. Было выпущено 209 наименований книжной продукции объемом порядка 3240 учетно-издательских листов, суммарным тиражом свыше 160 тыс. экземпляров. Наиболее распространенный тираж для учебных изданий — 2-3 тыс. экземпляров с последующей допечаткой (ряд учебников уже выдержал пять-шесть изданий), для научных — 1–1,5 тыс. экземпляров. Кроме того, для внутренних нужд ГУ ВШЭ издается литература тиражами от 150 до 500 экземпляров. Преимущественно ИД издает книги профессоров, преподавателей и научных сотрудников ГУ ВШЭ. В их числе академик РАН Александр Гранберг, профессора Евгений Ясин, Леонид Ионин, Вадим Радаев, Александр Медушевский, Рустем Нуреев, Алексей Ситников, Лев Якобсон, Виктор Газман, Марина Власова, Марина Колосницина, Алла Черных и др. И это совсем не позиция – не печатать сторонних авторов. Просто наш вуз старательно отбирает «в свои ряды» супер-профессионалов, лучших в профессии. Наши авторы помогают приходить к власти российским президентам, своими разработками повышают кредитный рейтинг страны, определяют пути развития нашей экономики, «творят» законы. Планка так высоко поднята, что авторы «со стороны» зачастую просто не могут пройти элементарную процедуру, предшествующую принятие книги к изданию – беспристрастное, высокопрофессиональное рецензирование.

В 2003 году, к десятилетию создания, Школа, накопив должный научный потенциал и опыт в учебно-методической сфере, позволила себе создать свою именную учебную серию «Учебники Высшей школы экономики», в которой к настоящему времени вышло 30 наименований книг совокупным тиражом порядка 100 тыс. экземпляров. Специально для серии художников ИД Андреем Павловым был разработан дизайн, сделавший ее заметной и запоминающейся. Открывшие серию учебники Виктора Газмана «Финансовый лизинг» и Сергея Шишкина «Социальная сфера» сразу же по выходу в свет были награждены «книжным Оскаром», став победителями Общероссийского издательского конкурса «Книги России» в номинации «Учебник XXI века». Это был большой аванс, выданный нам отечественным книжным сообществом.

Стараемся мы издавать и зарубежную литературу. Известно, что в любом издательстве это процесс очень длительный и сложный, требующий качественной работы переводчика, научного редактора перевода, литературного редактора, знающего иностранный язык, а также менеджера по авторским правам. К тому же переводное издание – дорогое удовольствие, а затраты обычно трудно «отбить» ценой реализации, не превышающей 25 долларов. Хочется выразить большую признательность переводческой программе Фонда Сороса, немецкому фонду InterNationes, Программе «Пушкин» отдела культуры Посольства Франции в России за финансовую и организационную поддержку наших «иностранных» проектов, реализация каждого из которых дало качественный востребованный российским читателем продукт – переводную книгу. Переводческие проекты удается в последнее время «вписывать» и в национальные российские проекты по поддержке образования. Прежде всего, имеются в виду Приоритетный нацпроект «Образование» и Программа Национального фонда подготовки кадров. В 2008 будет завершено сразу восемь переводных проектов с таким финансированием. В свет на русском языке выйдет культовый труд М. Вебера «Хозяйство и общество», появятся учебники Дж. А. Джейли и Ф.Дж. Рени “Микроэкономика: продвинутый уровень“, Д. Ромера “Высшая макроэкономика“, А. Хилмана “Государство и экономическая политика: возможности и ограничения управления“, выпущенная в энциклопедической серии «The New Polgrav» книга «Невидимая рука рынка», др.

Издание книг ИД вполне гармонично сочетает с выпуском научной периодики. Издается три журнала со стажем: “Вопросы образования”, “Экономический журнал ВШЭ”, “Российская экономика: прогнозы и тенденции”. Все они входят в список рецензируемых изданий ВАК Минобрнауки России – т.е. на государственном уровне признаются особенно достойными для научных публикаций российских специалистов. В 2007-2008 их ряды пополнили еще три новых журнала - “Вопросы государственного и муниципального управления“, «Право» и “Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика“.

Этот симбиоз книг и журналов оказался не только исключительно полезным как пиар-ход (в книгах печатается бесплатная реклама журналов – в журналах книг), но и как верный способ их широкомасштабного продвижения в профессиональной среде. Журналы служат замечательной «площадкой» для апробации новых курсов лекций, которые потом естественно переходят в учебники, занятия научных ниш для будущих монографий, публикаций рецензий на вышедшие издания. А чего стоит один перекрестный «рой» ссылок: в журналах – на книгу ГУ ВШЭ, в книгах – на статью в журнале ГУ ВШЭ. Так во многом и создается столь вожделенный для каждого университета индекс цитируемости, причем не только «внутренний». Открываешь, например, ведущих российский журнал «Вопросы экономики» и удивляешься: ссылки идут, одна за одной, на наши книги, на статьи в наших журналах.

РЖ: Как реализуется ваша печатная продукция, где с ней можно ознакомиться, купить ее?

Е.И.: Сегодня мы работаем со всеми, кто платит деньги за проданный товар. Кстати мало кто знает, что торговля книгами в России устроена по принципу дачи на реализацию на срок от 3 до 12 месяцев. Таким образом, издатель кредитует реализатора, который, в свою очередь, работает не на скидках, как на Западе, а на наценках, достигающих для конечного потребителя (читателя) свыше 100 % от издательской цены, еще и возврат возможен. По книжной продукции в ИД создана разветвленная система распространения, включающая оптовое (книготорговые фирмы “Терминал-книга”, “ИНФРА-М”, “КноРус”, “Планета” и др.) и розничное звено (ведущие магазины Москвы, Санкт- Петербурга, Краснодара и других городов России). С 2005 ИД ГУ ВШЭ имеет собственную розничную торговую точку — киоск “БиблиоШкола” в здании ГУ ВШЭ на Мясницкой, 20. По этому же адресу в январе 2009 намечено открытие Университетского магазина «BookВышка», который будет продавать нашу собственную и стороннюю печатную продукцию под слоганом «Выбор Высшей школы экономики». С 2008 в ИД открыта служба «Книга-почтой», действующая по всей территории России. Каталожная торговля ведется через программу “Пушкинская библиотека” и “Бибком”. Широко представлены книги ИД ГУ ВШЭ в интернет магазинах “Ozon”, “Co@Libri”, “Book.ru”, “Болеро”.

Периодические издания также имеют профессиональную систему распространения, что делает их доступными по всей стране и за рубежом. Подписку принимают ведущие российские и зарубежные агентства: “Роспечать”, “Книга-сервис”, “Дельта-пресс”, “Вся пресса”, “Интерпочта”, “Эльстат” и др.

С нашими книгами и журналами можно ознакомиться как на международных, так и внутрироссийских профессиональных издательских, библиотечных и образовательных выставках и форумах. Мы являемся постоянными участниками Московской международной книжной выставки-ярмарки, выставок "Образование и карьера", ежегодной Крымской международной библиотечной конференции. Выставки за рубежом пока являются для нас надеждой на продвижение, читай издание, наших книг на иностранных языках. Пока это такое «приучение» иностранных издателей к нам, безусловно, помогающее в получении авторских прав на публикацию в ИД переводных книг. Для издательств Йельского университета, или Оксфорда с Кембриджем мы уже сформировавшийся известный партнер, а не некто из России. В 2003 книги ИД были представлены на Франкфуртской книжной ярмарке (главной мировой площадке по продаже авторских прав), в 2004 – на Парижском книжном салоне, в 2006 – на Пекинской международной книжной ярмарке, в 2007 – на книжной ярмарке в Барселоне.

Ну и, конечно же, нельзя забывать про Интернет. Вся информация о наших изданиях представлена на сайте ГУ ВШЭ - www.hse.ru. Я могу с уверенностью сказать, что ни одно российское издательство не имеет столь информационно емкого сайта, создающего полное представление о книгах и журналах. Пока это только русскоязычная информация. Но на 2009 г. запланировано открытие раздала по предложению авторских прав, который будет вестись, естественно, на английском языке.

РЖ: Есть ли у вас уже какие-либо свидетельства признания вашей деятельности?

Е.И.: Да, конечно. В издательстве хранится множество наград, но я расскажу лишь о некоторых, которыми мы гордимся особенно. Прежде всего, это как я уже говорила выше, «российский книжный Оскар» за серию «Учебники ВШЭ» в 2003. Потом, в 2006 нам в этом конкурсе за уникальный как по содержанию, так и по полиграфическому исполнению и издательской подготовке учебник Ярослава Кузьминова, Кахи Бендукидзе и Марии Юдкевич “Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты“ досталась только одна номинация. Подведение итогов конкурса пришлось на очередной пик российско-грузинского конфликта, а г-н Бендукидзе был не только профессором ГУ ВШЭ, но и министром в правительстве Грузии. Увы, наши книги не обходит стороной политика.

В 2006 по итогам Третьего общероссийского конкурса учебных изданий для вузов “Университетская книга” ИД был признан лидером университетского книгоиздания. Этот почетное звание мы разделили с Издательством Бауманского университета, которому более 70-и лет. В 2008 по итогам уже Четвертого общероссийского конкурса учебных изданий для вузов “Университетская книга” мы получили награду за высокое качество подготовки учебных изданий для вузов. Т.е. ИД наградили именно за то, что мы считали важнейшим критерием своей деятельности. Есть у выпущенной нами книги и правительственная награда. В 2007 книга Анатолия Пинского “Новая школа“ была удостоена премии Правительства России в области Образования. Но самое дорогое и самое трудное – признание «среди своих». Я являюсь обладателем высшей награды ГУ ВШЭ “Золотая Вышка” в номинации “Вклад в развитие Школы” за создание и продвижение серии “Учебники ВШЭ”.

Предметом особой гордости ИД являются две издательские удачи. В 2001 права на издание монографии Александра Мельникова, Сергея Волкова и Михаила Нечаева "Математика финансовых обязательств" были переданы Американскому математическому обществу. В 2002 Издательский дом подписал договор с издательством Bunrikaku Ltd (Япония) на издание книги Якова Паппэ "Олигархи" на японском языке. Обе книги увидели свет. На 2009 нами запланировано открытие странички ИД на e-stand Франкфуртской книжной ярмарки. Мы считаем, что наши книги, прежде всего монографии, уже достойны стать участником этого элитарного вида мирового книжного бизнеса.

РЖ: Ваш Издательский дом существует при конкретном, пусть даже очень престижном университете. Дает ли вам это какие-либо преимущества перед другими издательствами, работающими на рынке учебной литературы, или в "свободном плавании" существовать было бы легче?

Вероятно, это вопрос о "рабстве" и "свободе". Ответ на него следует начать с выражения признательности Высшей школе экономики за внимание, уделяемое издательской деятельности. У руководства есть четкая ориентировка на то, что настоящий университет без издательства - не университет. Формы помощи многолики: интеллектуальная, финансовая, материальная, организационная.

Отдельно необходимо сказать, что имя ГУ ВШЭ к моменту образования ИД уже так было широко известно в научных и образовательных кругах России, что тот путь, который у любого другого издательства занимает от 5 до 10 лет, ИД «пробежал» за год. Уже первая презентация книги Якова Паппэ «Олигархи» (июль 2000) буквально всколыхнула страну. И тут же статья в «Ведомостях», и тут же курьер из аппарата Правительства РФ – книга к правительственному заседанию, посвященному крупному бизнесу, нужна сегодня для подготовки доклада Премьера!

Именно благодаря Школе нам удается оказываться в эпицентре многих процессов и явлений. Так, Высшая школа экономики при участии Международного валютного фонда и Всемирного банка уже девять лет проводит Международную научную конференцию по проблемам модернизации российской экономики - материалы к конференции издает наш Издательский дом. Первый заместитель директора-распорядителя МВФ Стенли Фишер выступает с публичной лекцией в ГУ ВШЭ, а ее текст, естественно, публикуется у нас. Становится ГУ ВШЭ участником того или иного крупного образовательного проекта – издательская составляющая в нем – наша. Так, в рамках развернутого в ГУ ВШЭ в 2006–2007. Приоритетного национального проекта “Образование“ было выпущено более 100 монографий и учебников. ИД получил финансирование в размере 1 млн. долл., обновил свой компьютерный парк, приобрел современное программное обеспечение.

До сих пор и в текущем режиме издательская деятельность в значительной мере финансируется Школой. Она оплачивает свой внутренний заказ. Это вся литература, необходимая для образовательного процесса и развития научной деятельности, не подлежащая продаже на внешнем рынке. Это дотируемые научные издания, подлежащие реализации по регулируемой Школой цене. Кроме того, финансовая помощь разного объема оказывается практически всем журналам. При этом ИД имеет свои коммерческий план выпуска и бюджет, на отчисления от которого Школа не посягает. Все заработанные нами средства реинвестируются в новые издательские проекты.

Отдельно хочется сказать о Совете Издательского дома, председателем которого является ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, когда-то, теперь уже в далеком 1999, принявший решение, что быть в ГУ ВШЭ не вузовскому издательству, а нормальному, профессиональному издательству не имеющему российских аналогов, «с завистью смотрящего» только на «звезд» ведущих западных университетов. Совет ИД – работающий орган, которому дано право определять как приоритеты издательской деятельности, так и формировать годовые планы ее развития. В Совете собрались, на нашу удачу, единомышленники.

Все эти плюсы работы "под крылом" ГУ ВШЭ перекрывают минусы, которые, безусловно, есть. Как ни говори, но издательская деятельность, с ее верстальными залами, складами, машинами и грузчиками является не вполне профильной для образовательного учреждения. Нужна совсем другая инфраструктура. Есть сложности и в отслеживании своих финансовых потоков в большом университетском «котле», и во «вписывании» в развивающийся в России механизм госзакупок, и в регламент работы с наличными средствами. Но мы пытаемся найти решения.

Беседовал Русский журнал

       
Print version Распечатать