Универсалии белорусской "суверенной демократии"

Термин "суверенная демократия" стал частью политической реальности России, и вместе с этим относительно него должны определяться все остальные страны, которые соприкасаются с Россией.
Само по себе это понятие выглядит очень просто и возражений, видимо, вызывать не может: в рамках какого-то государства формируется собственная, характерная лишь для него демократическая система. Чем-то это напоминает "социализм с национальной спецификой", распространенный в большинстве социалистических стран. Тогда соцстраны отстаивали свое право на особенности развития в рамках общей - коммунистической - идеологии и общего военно-политического блока во главе с СССР.

Сейчас в рамках "суверенной демократии" то же самое словно повторяется - "суверенная демократия" и "Запад" во главе с США. Так и хочется провести аналогию дальше: Россия при каких-то обстоятельствах или ЕС могут превратиться в "КНР" демократических стран, выдвинув свою, альтернативную США, версию "демократии". Если следовать этой аналогии, то демократия или "мировой либерализм" выглядят аналогом идеи "мировой революции", своего рода либеральным "троцкизмом", а "суверенная демократия" - аналогом построения "социализма в отдельно взятой стране", одетым в лозунги господствующей идеологии национализмом не самой сильной страны.
Почему бы и нет?

Мессианская идеология - коммунизм в свое время или либерализм ныне - всегда упускает интересы небольших стран. Сформированный вокруг этой идеологии военно-политический блок всегда несет угрозу "гегемонизма" - доминирования геополитических интересов внутри него со стороны его лидера. Такой блок всегда слишком чувствителен к внутренним политическим процессам, проходящим в стране-лидере. Малые страны всегда должны быть готовы к тому, что страна-лидер может элементарно ошибиться в своей политике относительно них или просто рухнуть в силу внутренних причин, и тогда этим странам придется самостоятельно выбираться из-под руин такой "империи". Примеров тому - океан. СССР и Югославия в конце 40-х годов. Или США и Франция-Германия относительно войны в Ираке.
Если понимать "суверенную демократию" именно так, то Беларусь - это давным давно "суверенная демократия". Весь конфликт между РБ и остальным миром - это конфликт не относительно каких-то глубинных ценностей или интересов. Это конфликт между нацией, которая желает управлять сама собою всерьез, и догмами "мирового либерализма" с его требованиями стандартных реформ при переходе к "рынку и демократии", конфликт между самостоятельной нацией со своими интересами и интересами руководимого США североатлантического сообщества "демократических наций", которые в некоторых пунктах конфликтуют друг с другом. Сейчас тем же путем идет Россия.
Однако иначе было невозможно. Либерализм как всякая мессианская идеология не учитывал специфики последствий тех реформ, которые требовал от РБ. Шоковая терапия в сверхиндустриализированной бывшей союзной республике в 90-х годах означала коллапс общества, лишенного нефти и газа. "Национальное возрождение" по стандартной восточноевропейской схеме: быстрая языковая белорусизация, обращение к ценностям, которые отдаляют народ от России, в условиях Беларуси не создавали устойчивой идеологии, опираясь на которую можно было бы пережить период шоковых реформ. Требование слабого государства, а именно оно понималось как демократическое государство, оставляло РБ один на один с преступностью, экспортом нестабильности из очень ослабевшей в 90-х годах России - строго говоря, ввергало страну в хаос.
Но главное - не было никакого смысла следовать этому восточноевропейскому стандарту. Более рациональным и очевидным был совершенно иной путь перехода к тем же "рынку" и "демократии" - через сохранение сильного государства, союз с Россией, подконтрольную государству медленную приватизацию и акционирование сохраняющейся от эпохи СССР экономической "базы". В этом смысле осуществленный Беларусью в ходе конфликта с либеральным западом вариант развития был и есть "суверенная демократия". Беларусь просто проходит к рынку, демократии и европейской интеграции самостоятельно и своим путем.

Возможно, если искать аналогии РБ в советской эпохе, то Беларусь - это "югославия" либералов. В Югославии сохранялись элементы рынка в формировавшейся плановой экономике, в Беларуси сохраняются элементы плановости в формирующейся рыночной экономике. Можно быть абсолютно уверенными, что со временем Беларусь отстроит и собственную систему демократических институтов, близкую по структуре к европейской. Но со временем и не в ущерб своим национальным интересам.
Белорусский путь - это путь сопротивления унификации и самоубийственной идеологизации всех сторон общественной жизни, которую навязывают всем странам либеральные "троцкисты". В этом смысле белорусский путь универсален. Любая нация, которая желает управлять своим развитием сама, обязательно вступит в конфликт с идеологизированными фанатиками. "Суверенная демократия" по-русски - это тоже неизбежно сложные отношения с "мировым либерализмом", и мы уже видим настороженное отношение к собравшейся после разрушительных радикальных либеральных реформ России со стороны многих влиятельных либеральных стран и сил.
Но в белорусском пути есть и нечто большее, чем просто сопротивление либеральному троцкизму. Радикальный либерализм, как всякое мессианское политическое учение, готов идти во имя своей победы на тактические союзы с кем угодно, не задумываясь о долгосрочных последствиях. Любая "суверенная демократия" обязательно столкнется с тем, что либералы будут поддерживать в регионе, где она расположена, самые неожиданные и в общем ужасные идеологии и политические силы. В Боснии это были исламские фундаменталисты, в Албании - склонные к геноцидальным практикам националисты. В Восточной Европе такими идеологиями и силами являются "ревизионисты" - националистические структуры, которые оправдывают коллаборантов, сотрудничавших с нацистами в годы Второй мировой войны, или по крайней мере воевавшие одновременно и против нацистов и против наступавшей на Берлин Советской армии националистические движения.
В случае с Беларусью это особенно зримо. Белорусский национализм не породил своего очевидного националистического движения, воевавшего и против нацистов и против СССР. Белорусские националисты в целом сотрудничали в годы оккупации с нацистами, а основной национальной силой, воевавшей против нацизма, были советские партизаны, руководимые центральным штабом партизанского движения в Москве и компартией БССР. Потому в Беларуси советская традиция стала не просто частью этнической традиции белорусов, но и более того: антинацизм стал частью духовной традиции советской белорусской культуры. Белорусский национализм восточноевропейского толка противостоит нации тотально, открыто и в общем бескомпромиссно.
Либералы покрывают восточноевропейский неонацизм, существующий в виде апологетики коллаборантов. И в общем эффективно используют ревизионистов для укрепления антирусских и антироссийских настроений в обществах восточноевропейских стран. По мере "реформ" ревизионистов постепенно отстраняют от власти и лишают влияния. Но в случае с Беларусью эта стандартная линия мирового либерализма наталкивается на онтологическую проблему: самостоятельная нация ("суверенная демократия") может позволить себе не проходить через период скрытой "нацификации", когда идеи "ревизионистов" получают большое распространение. И вот оказывается, либеральный мир применительно к Беларуси поддерживает именно ту версию национализма, которая подвергает сомнению необходимость тотальной борьбы белорусов против нацизма и оправдывает коллаборантов.
С этой проблемой, в более легкой, быть может, форме, сталкивается и столкнется дальше и Россия. Либеральная критика любой формы сильной российской государственности и "суверенной демократии" обязательно будет включать в себя разрушение памяти о победе над нацизмом. Ибо именно эта память является основным моральным оправданием существования коммунизма и сильной российской государственности в новую эпоху. "Штрафники" выиграли войну. Война выиграна вопреки Сталину. Фашистов залили кровью? - это не случайные тезисы, это неотъемлемая часть того стандартного пути, который эффективно апробирован и реализован в Восточной Европе. С этим столкнется любая политическая сила в России, пространстве бывшего СССР, в Восточной Европе, которая попробует взять судьбу своего народа действительно в свои руки. Либералы обязательно поддерживают ревизионистов, хотя сам по себе либерализм, разумеется, враждебен нацизму и любым формам расизма.
Проблема противостояния ревизионизму, если к ней подключится Россия, а Россия вынужденно к этому подключится, раз переходит к "суверенной демократии", - это качественно иная проблема, чем противостояние тому же Беларуси. Беларусь можно замолчать, оболгать, закричать - не дать миру задуматься о тех ценностях, которые заключены в белорусской государственной символике и белорусской идеологии (антинацистские символы и идеология). Но если Россия становится препятствием ревизионизму, то Европа получает критическую массу "суверенных демократий", которые имеют моральное право и силу поставить вопрос: на каком основании либеральный мир способствует развитию в Восточной Европе ревизионизма и неонацизма? Насколько моральна европейская интеграция вообще, если она допускает сотрудничество тут с ревизионистами? Ведь был уже опыт, когда именно демократическим путем пришел к власти в Германии Гитлер и именно демократические страны дали свет Второй мировой войне в Мюнхене. Да и нынешняя вышедшая из-под контроля волна исламского фундаментализма - это, как известно, во многом следствие тех же авантюрных игр именно либерального мира с исламскими радикалами в ходе борьбы с СССР и другими неприятными Западу силами.
Антинацизм "суверенных демократий" - это своего рода повторение "пути на Берлин" времени Второй мировой войны. Это путь очищения всей Европы от нового, пока еще легкого наваждения, раз уж "либеральный Запад" вновь не справляется с грузом ответственности за свою цивилизацию. Европа как цивилизация существует только воедино - Западная и Восточная. Когда Европа раскалывается, она словно болеет. И именно тогда набирают силу вирусы вроде нацизма.
Антинацизм - это вообще онтологическая тема. Именно антинацизм, гуманистические ценности, которые были защищены от расизма, вызревшего внутри западного общества, лежат в основе послевоенной Европы и всего послевоенного мира. Последовательный антинацизм - это форма отстаивания именно гуманистических ценностей и гуманистского базиса европейской цивилизации. Любая "суверенная демократия" в Восточной Европе автоматически превращается в силу, противостоящую антигуманизму, провоцируемому либеральным троцкизмом: Югославия, Приднестровье, "Самооборона" Леппера в Польше, ЗАПЧЕЛ в Латвии, где-то как-то к этому шел и Паксас в Литве, пока не был отстранен от власти.

Любая суверенная демократия, будучи антинацистской в своей основе, становится хранителем не меньшей морали и европейской идентичности, чем Европейский Союз или НАТО или все североатлантическое сообщество демократических стран. В этом смысле Беларусь просто пошла этим путем раньше других и прошла на этом пути дальше. Однако в конечном счете неизбежная победа может быть достигнута только при переходе к антинацизму суверенно-демократической России.
Гуманизм "суверенных демократий" проявляется не только в обязательном их антинацизме. Любая суверенная демократия должна пройти тем путем, которым прошла РБ: отстроить сильное государство, которое защищает своих граждан от преступности и многих социальных невзгод, взять под контроль основное национальное богатство страны, обеспечить безопасность государства и общества от новых угроз - и прежде всего от терроризма. Для Беларуси важна чернобыльская проблема, сплачивающая общество изнутри на гуманистических коллективистских основаниях. Для России, видимо, ее аналогом выступает необходимость преодоления сырьевого характера экономики.

Любая "суверенная демократия" нацелена на переход к быстрому инновационному развитию. И уже потому нуждается в серьезной кооперации с западными странами в научно-технической и экологической областях. А ведь есть еще и важная проблема определения основных направлений развития научно-технического прогресса в масштабе планеты. Авантюрные силы, выпускающие из бутылки джинна неонацизма или исламизма, могут точно так же выпустить из-под контроля и глобальный научно-технический прогресс, сделав его разрушительным. "Суверенные демократии" должны стремиться к глубокому влиянию на эту сторону европейской цивилизации, ибо они обладают моральным правом на это в силу своего последовательного антинацизма.
Любая суверенная демократия должна стремиться выстраивать с Европейским Союзом и НАТО взаимовыгодные отношения и стремиться сблизиться, но без потери своей идентичности морали. Ибо на самом деле глубинного противоречия между суверенными демократиями и "Западом" нет. Есть важные тактические разногласия, которые преодолимы. Просто Запад, подобно СССР до 1949 года, развивался в качестве очень моноцентричной системы и оказался не готов к расширению своей же системы ценностей на очень большие новые пространства. Подобно тому, как СССР не смог "переварить" Китай и даже некоторые небольшие соцстраны, так и Запад просто не поспевает адаптироваться к ставшей демократической России или Беларуси и принять слишком уж самостоятельный их путь, слишком выбивающийся из того догматического идеала, на который ориентированы западные общества.
Если бы не было угроз глобального и общеевропейского уровня - потенциальных техногенных катастроф, противостояния терроризму и т.д., - то можно было бы ожидать трансформации "суверенных демократий" в противостоящий "гегемонизму" "США и НАТО" блок. Но глобализация и общие угрозы на самом деле настолько сильны, что вряд ли стоит ориентироваться на такое конфликтное развитие. И Беларусь в этом смысле хороший пример.

Несмотря ни на какие идеологические споры, РБ имеет очень спокойные на деле отношения с Западом. Более того, Беларусь уже давно переориентировала свой экспорт на ЕС и быстро интегрируется в европейскую систему коммуникаций и систему безопасности. Это ? также универсальная закономерность: Россия, перейдя к "суверенной демократии", тоже обязательно пойдет путем быстрой европейской интеграции. Просто эта интеграция будет живой и серьезной. Это будет не просто поглощение Западом стран - источников рабочей силы в пригороды Парижа для уравновешивания ею арабов и негров, как это произошло с восточноевропейцами. Неизбежная по прагматическим соображениям взаимная интеграция суверенных демократий и ЕС - это новый тип европейской интеграции, где монополией на моральность и формулировку европейской идентичности у Запада не будет. В принципе, перспективный вариант, имеющий смысл вариант.

       
Print version Распечатать