Украинское дерби

От редакции. Сейчас на Украине власть находится в непривычном для нее сбалансированном состоянии. Президент Янукович быстро сформировал новую систему власти. Так, 11 марта в Верховной Раде была сформирована коалиция, 12-го – новый Кабинет министров, продолжается формирование региональной власти и замена руководства органов власти второго эшелона.

Сегодня же стало известно, что Партия регионов не допустит журналистов в главный зал Украинского дома, где будет проводится очередной ее съезд. Репортеров, заинтересовавшихся мероприятием, соберут в отдельной комнате перед телевизором, который будет транслировать происходящее. Предполагается, что на съезде выступит президент Украины. Это особенно примечательно, потому что до того сообщалось, что на данном съезде "регионалы" собираются переизбрать руководство партии, ведь глава государства по закону не имеет права состоять в каком-либо политическом объединении.

Очевидно, новый президент балансирует между большим количеством групп интересов как внутри, так и вне Партии регионов. К чему это приведет. К стабилизации или еще большему конфликту между разными органами власти? Каковы сильные и слабые стороны системы власти президента Януковича? В каком направлении она будет эволюционировать? Комментирует ситуацию для РЖ Сергей Толстов, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины.

* * *

Формирование власти на Украине происходит довольно быстро и относительно гладко. Это в принципе не удивительно, поскольку сам характер отношений внутри Партии регионов и между Партией регионов и ее союзниками носит не демонстративный, а деловой и прагматический характер.

Формирование коалиции в составе ПР, Блока Литвина и КПУ было, вероятно, единственным возможным выходом из едва ли не тупиковой ситуации. На фоне быстрого формирования нового правительства можно лишь отдаленно представить себе, каким мучительным и в конечном счете бесперспективным мог бы стать переговорный процесс между ПР и «НУНСом», и насколько слабым и конфликтным мог бы стать сформированный в этом случае кабинет с возможным премьерством Арсения Яценюка.

Формирование административной вертикали, вероятно, займет чуть больше времени. Но в любом случае процесс формирования власти не затянется. Все основные назначения будут сделаны в течение месяца после назначения правительства, а весь процесс формирования власти закончится очень скоро.

Внутренние конфликты внутри правительства, разумеется, возможны. Особенностей человеческой природы еще никто не отменял. Но эти конфликты, вероятно, не будут становиться публичными слишком часто. Более сложный характер имеют различия в бизнес-интересах различных групп. Здесь многое будет зависеть от того, будет ли в правительстве эффективный модератор, и кто будет в действительности выполнять эту роль (Азаров, Клюев, Янукович или все вместе в зависимости от расклада).

Пока еще не ясно, будет ли правительство иметь четкую расстановку приоритетов. Будет ли установлена последовательность действий, направленных на оздоровление экономики, и сколько времени потребуется для того, чтобы обеспечить экономическое оживление? Ведь вести сейчас «бизнес как обычно» вряд ли получится. Экономика в глубоком кризисе. Долговые и платежные проблемы остаются крайне тяжелыми. Поэтому не ясно, смогут ли представители бизнес-групп, связанных с Партией регионов, Блоком Литвина и частично с БЮТ и КПУ, которые вошли в состав правительства Азарова, временно подчинить свои бизнес-интересы более широким интересам общества.

Практика – критерий истины. До формирования нынешнего состава Кабинета Министров руководство Партия регионов явно не имело четкой программы действий. Какие-то наработки, разумеется, были у Азарова и у Бойко. Но серьезная подготовительная работа, по сути, не велась. Только после инаугурации Януковича была начата подготовка концепции развития и реформирования экономики (комитет экономических реформ при Администрации Президента во главе с Акимовой). Какими-то проектами будет заниматься Сергей Тигипко (тактические аспекты). Макроэкономические оценки и меры, касающиеся отраслевого регулирования, должны будут согласовываться на уровне премьер-министра, что в принципе вполне возможно.

Тем не менее, сама ситуация требует от правительства и быстрого реагирования на сложные проблемы, и разработки концептуальных направлений политики, и подготовки реформ в разных сферах. Кризисная ситуация в экономике не слишком побуждает к реформам. Тем более, выборы в местные органы власти все равно проводить придется. Поэтому, вероятно, экономические решения нового правительства будут паллиативными: неизбежное повышение внутренних цен на газ и коммунальные услуги будет компенсировано повышением пенсий и минимальных зарплат. На полный отказ от субсидирования цен на газ для населения правительство, скорее всего, не решится.

Период относительного внутреннего баланса в системе власти может оказаться достаточно длительным. По крайней мере, он может занять около полутора лет, до следующих парламентских выборов. Победа Виктора Януковича на выборах президента будет тормозить развитие внутренних противоречий в Партии регионов. Что касается Блока Литвина и КПУ, их рейтинг будет во многом зависеть от успешных действий власти. Так что на первых порах они будут явно заинтересованы в поддержании добродушной атмосферы.

В международной политике – весьма вероятен более сильный, вынужденный крен в сторону Москвы. ЕС все равно никаких существенных бонусов Украине не предоставит. Рассчитывать на это бессмысленно. Но и со стороны российского правительства Николай Азаров встретил весьма жесткую позицию. Поэтому речь идет о том, сможет ли кабинет Азарова дать Москве достаточные гарантии, которые позволят пересмотреть условия газовых контактов, без чего украинская экономика из кризиса не выйдет.

Что касается Блока Литвина и КПУ, они в целом не станут препятствовать сближению с Россией. (В 2007 году Петр Симоненко называл тогдашнюю правительственную коалицию ПР, СПУ и КПУ «цивилизационной»). Но что касается Тигипко и группы Ахметова-Колесникова, для них будет важным сохранить статус Украины как промежуточной между Западом и Россией державы. Поэтому внутренняя напряженность возможна как по политическим мотивам, так и по вопросам внутренней экономической конкуренции или размежевания бизнес-интересов.

Предположительно, к основным вопросам, которые смогут вызывать противоречия в правительстве, следует отнести проблему уступок России за улучшение условий энергопоставок, перспективу участия в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, вопрос о создании зоны свободной торговли с ЕС, а также ряд проблем регулирования внутреннего украинского рынка. Определенной проблемой может стать внутренняя коррупция в системе власти, сохранение которой будет подрывать заявленные правительством экономические реформы и подрывать, таким образом, эффективность действий кабинета.

       
Print version Распечатать